Этот детский сад топило. Его приводили в порядок. В нём сделали ремонт. Но денег на участок для детей с особенностями развития в очередной раз нет.

 

ВСЁ НАЧАЛОСЬ С «ОБМЕНА ЛЮБЕЗНОСТЯМИ» МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И АДМИНИСТРАЦИЕЙ

Эта история с детским садом комбинированного вида «Росточек» началась с письма целого коллектива родителей, дети которых посещают данное учреждение. Детский сад комбинированного вида подразумевает, что, наряду со стандартными группами, в «Росточке» существует группа детей с особенностями развития. В письме прямым текстом указывалось, что инфраструктура участка не соответствует нормальной адаптации детей-инвалидов.

(приводится выборочно, полный текст здесь)
В детском саду №79 г. Комсомольска-на-Амуре есть две группы детей с ограниченными возможностями: детский церебральный паралич, запоздалое развитие (ЗПР), аутисты.
Всего около 25 детей. Наши группы не оборудованы для особенных индивидуальных потребностей таких деток — нет специальных тренажёров, поручней, убогая детская площадка. Родители самостоятельно приобретали простые спортивные тренажёры (беговую дорожку и велотренажёр), которые, конечно, не подходят для массового использования.
Воспитателю очень трудно выходить с детьми на прогулки по необорудованной лестнице. Веранда вся рассыпается так, что весной пришлось скреплять кладку монтажной пеной, чтобы кирпичи не падали на детей. На детской площадке нет детского домика, песочница просто крохотная.
Родители хотели построить песочницу в виде двух скамеек с песком в центре. В такой песочнице все дети могли бы играть и не пачкаться, но, к сожалению, стоимость такой конструкции песочницы составляет 15–20 тысяч рублей. Мы так и не смогли собрать деньги.

Данное письмо было опубликовано в газете «ДВК» и в нашем электронном издании. Однако прежде редакция запросила комментарии чиновников, и получила сразу два. Первый был от заведующей детским садом №79 Ирины Жиляковой:

(приводится выборочно):

— Я не согласна с содержанием письма, поскольку считаю, что наши группы оснащены хорошо. В каждой есть физкультурный уголок, специальные тренажёры. Два из них покупали мы, два – родители. Во дворе у спецгрупп есть песочницы. Почему они не устраивают родителей, я не знаю. Родители хотели собрать деньги на оборудование песочницы со столом, но не все их поддержали.Конечно, если бы нам оказали помощь, мы бы значительно улучшили свою работу. Но мы обсуждали возможность установки поручней и пришли к выводу, что в наших узких коридорах нет технической возможности их установить.

Второй — от заместителя начальника управления образования администрации города Ирины Пичуговой:

— Сколько существует детсад №79, не было никаких жалоб на его работу или на то, что ребенок там не развивается или не самореализуется. Наоборот, родители таких особенных детей всегда старались устроить детей именно в эти специализированные группы. Я понимаю, что всегда хочется большего, но, на мой взгляд, в детском саду №79 условия для адаптации детей с ограниченными возможностями созданы нормальные.Если говорить о веранде, которая якобы рассыпается, то в августе наша хозяйственная группа принимала детские сады к новому учебному году, но там никаких заваленных веранд не было замечено. Все соответствует санитарным нормам и требованиям.

Это не было финалом — в комментариях под этими ответами появилось несколько комментариев от рассерженных родителей, прочитать которые каждый может по ссылке на оригинал статьи. Т.к. данные сторон разнились слишком сильно, редакция «ДВК» решила предпринять выезд на место и увидеть всё своими глазами.

НА МЕСТЕ НАС ЖДАЛ ОБЫКНОВЕННЫЙ УЧАСТОК. НО ЭТО-ТО И ПЛОХО

Родители ждали нас также, как и писали письмо в газету — коллективно. Вообще, это пример того, как должны организоваться настоящие демократические структуры, но об этом в другой раз. Они провели нас на участок и подробно рассказали, в чём, так сказать, загвоздка.

1. ВЕРАНДА

Начнём со слов заместителя начальника управления образования «якобы разваливается».

С первого взгляда всё выглядит неплохо
Но приглядевшись…

Не якобы. Веранда действительно разваливалась на глазах, пока папы детишек не взяли всё в свои руки. Группа отцов пришла на участок и провела небольшой ремонт, закрепив расшатанные кирпичи с помощью монтажной пены. Странно, что представитель администрации ставит при этом галочку напротив пункта «всё в порядке», поскольку даже при таких активных родителях ремонт всё равно нельзя назвать полноценным. Возникают вопросы также и к инспекции хозяйственной группы, которая почему-то заключила, что положение соответствует санитарным нормам.

Что касается деревянного пола веранды, его, действительно, починили незадолго до нашего приезда.

2. ПЕСОЧНИЦА

Процитирую заведующую: «Во дворе у спецгрупп есть песочницы». Наверное, на то она и спецгруппа, чтобы для неё было обеспечено специфическое оборудование. Но к песочнице это не имеет никакого отношения — она совершенно стандартная. Всё бы ничего, да только не все детки могут сидеть на досках без подпорки для спины. И для половины группы песочницы де-факто не существует.

Родители просили специальный домик, стоимость которого составляет 13 тысяч рублей. Объявлялись даже какие-то спонсоры, но потом все притихли. В итоге «скидываться» деньгами на ремонт той же веранды приходится и дальше самим родителям.

3. КРЫЛЬЦО

Вход в группу с улицы внешне ничем не отличается от обыкновенного. Хотя, почему внешне, он и на самом деле ничем не отличается. А должен. Должен быть оборудован не только крыльцом со ступеньками, преодолеть которые под силу не каждому ребёнку с ограниченными возможностями, а перильной системой. Возможно, поручни. Возможно, это позволит освободить воспитателя от переноски 13 детей на руках (!) на участок. А пока всё происходит именно так, поскольку дети не всегда могут спускаться и подниматься на крыльцо.

Кстати, та же проблема и с верандой. Дети не могут самостоятельно заходить на веранду и выходить из неё ввиду отсутствия поручней. Деревянный настил в роли пандуса не решает проблемы. Такие поручни необходимы на всём участке для прогулки, чтобы детям можно было передвигаться по нему самостоятельно без посторонней помощи.

4. СНОВА ПОРУЧНИ

Но теперь уже внутри помещения. Например, туалетная комната. Вполне нормальная секция, удовлетворяющая потребности… обычных детей. В случае с детьми-инвалидами всё не так радужно, поскольку пол кафельный, а поручней снова нет. Детям не за что держаться, и сходить в туалет самостоятельно они не могут. А могли бы. Это не только и не столько вопрос комфорта и удобства — это вопрос интеграции детей в общество. Разве не для этого федеральное и региональное правительство придумывает разные проекты вроде «Доступной среды»?

5. ОГРАДА

В группе есть дети, которые ходят самостоятельно, однако они не всегда контролирую себя в том смысле, что идут, куда вздумается. Воспитатель работает на участке один, ему бывает сложно за всеми уследить. Собственно, сами воспитатели и просили маленький заборчик, который бы огородил участок и предостерёг детей от разбегания в стороны.

6. ЗАПАСНОЙ ВХОД

Это прям уже какой-то материал для блога «Городские заметки». Пост с заголовком в виде цитаты Эйнштейна: «Бесконечны Вселенная и человеческая глупость. Насчёт первой не уверен».

Просто интересно: хозяйственная комиссия этот вход также посчитала «соответствующим нормам»?

7. ТРЕНАЖЁРЫ

Как ни прискорбно об этом говорить, но тренажёры, в частности, велосипед, по большей части бесполезны. Да, с ними занимаются воспитатель — единственная радость, но силы воспитателя ограничены. Самостоятельно дети не могут на них заниматься.

И ещё в одном месте своего ответа замначальника управления образования оказалась не в курсе дел. Весной этого года родители уже обращались с заявлением о несоответствии инфраструктуры участка, после чего хозяйственная комиссия и решила посетить детский сад.

Между делом, хочется отметить работу воспитателя и нянечки. Родители единогласно заявили: «Они молодцы!». Занимаются, учатся. По утрам в учреждении играет музыка, дети в хорошем настроении. Ложка мёда в бочку дёгтя.

 

ПРОБЛЕМА — ЕСТЬ. ДЕНЕГ НЕТ

Предложив представителю отдела образования администрации города обновлённые данные, мы увидели, в общем-то, ожидаемую реакцию. Иначе говоря, Ирина Пичугова посчитала, что отдельная доработка детскому саду не повредит, но денег на это нет. И взять их, конечно, неоткуда.

«Денег нет, бюджет дефицитный» — наверное, пора эту фразу оттиснуть, лучше всего золотом, на громадной табличке, и повесить над входом в здание администрации. Сразу же половина вопросов у горожан исчезнет. Им даже не придётся регистрироваться на ресепшене.

И нам можно было умыть руки, тем более, что журналистская совесть чиста — информацию мы собрали, до нужных лиц довели, в ситуации разобрались. Только вот лучше никому не стало. Ну, так мы ведь СМИ, а не исполнительная власть, верно? Однако, мы понимаем, что так, как сейчас —  быть не должно. И решили продолжить разворачивать тему с детским садом №79.

С одной стороны, это может показаться мелочностью. Всего лишь какой-то детский сад, даже не весь сад, а только одна детская группа (хотя и уникальная для Комсомольска). Однако вопрос стоит шире. Вопрос касается всей городской доступной среды, которая, как показывает практика и конкретно разбираемый случай – отнюдь не всегда и не везде доступна. Можно даже набраться смелости и заявить, что, как правило, не доступна.

А ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ?

А дальше мы обратились ко всем потенциально имеющим отношение к вопросу лицам, пытаясь отыскать неравнодушных. Таковые нашлись.

1. ДЕПУТАТ ВЛАДИМИР РЕЗНИЧЕНКО

На самом деле, к Владимиру мы обратились по ошибке, думая, что детский сад расположен в его избирательном округе. Но это была прекрасная ошибка, поскольку Владимир мгновенно отреагировал и оказал всецелую поддержку.

2. ВЛАДИМИР БАРАКАНОВ из компании «Атон-Экобезопасность и охрана труда» и АНАСТАСИЯ ГАЛЯС, руководитель направления «Доступная среда».

Специалисты, откликнувшиеся на просьбу Владимира Резниченко, провели инспекцию участка и наметили общий план возможной схемы его адаптации. В настоящее время, они занимаются сметой проекта. Возможно, помогут принять участие в одной из программ финансирования.

3. ДЕПУТАТ АНДРЕЙ ИВАНЕНКО

Сравнительно недавно избранный депутат городской думы, Андрей Иваненко, на текущий момент, принял обращение родителей и отправил запрос в отдел образования города. Нужно, конечно, посмотреть, что придёт в качестве ответа, но сам Андрей Александрович (кстати, практикующий врач) сообщил, что это не самая высокая инстанция, до которой он может дойти в случае надобности. Подождём.

4. ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНВАЛИДОВ

Его участники дали нам ответ буквально на днях. Сегодня планируется посещение участка при их участии, поскольку представители общества «собаку съели» на доступной среде и готовы поделиться опытом.

 

ИТОГ, НО НЕ КОНЕЦ

Сейчас актуальность вопроса инфраструктуры на участке спала. Зимой детки из особой группы не гуляют. Но наступит весна, и к этому сроку мы хотим добиться появления необходимых конструкций в детском саде «Росточек».

Разумеется, всё упирается в вопрос финансирования. Где найдутся средства, мы пока не знаем. Это может быть, всё-таки, статья городского бюджета, выигранный грант, участие в социальной программе, депутатская или спонсорская помощь. Возможно, найдётся меценат — даже призрачные шансы иногда работают.

Будем держать вас в курсе дел.

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована