Автор: Татьяна Чанова
Комсомольск, принимай поздравления. Новенький, «с иголочки», весь белоснежный, в мраморе и зеркалах, сияющий современными осветительными приборами (которые и люстрами-то не назовёшь), городской театр драмы открыл сезон 2017-2018 превратившимся из замарашки Золушки в прекрасную принцессу. Да что там в принцессу! В королевну!
О ПРЕМЬЕРЕ

Это масштабно. Это эпично. Это длится три часа. Создатели спектакля – приглашённые из Хабаровска хорошо известный комсомольчанам режиссер-постановщик Вадим Паршуков и не менее любимая нами Татьяна Якимчук, прекрасная актриса, а ныне драматург, – тасуют колоду времён легко и непринуждённо. Вот перед нами 1862 год, вот 1932-й, а вот вдруг, внезапно, – 442-й до нашей эры (?!). То есть обращаются авторы со временем довольно бесцеремонно. Ну, на то он в конце концов и театр – пространственно-временной вид искусства. На то он и спектакль-микс «Город на заре — город солнца».

Начинается повествование с переселенцев из Пермской губернии – Силиных, Рудневых, Кузнецовых, Бормотовых… Два года сюда добирались, в таёжную глушь. Корчевали, сеяли, строили. Снова корчевали. Снова строили. Избы, улицу, церковь… Показалось даже, что это в поддержку популярного сейчас мнения о том, что не 85-летний юбилей города надо отмечать, а 147-ю годовщину основания села Пермского.
Но вот, через шестьдесят лет, что называется, «приплыли». Налаженный быт, спокойную размеренную жизнь нарушают прибывшие по Амуру строители города. Вернее, оборонного завода. Точнее – двух заводов, ибо город вообще не планировался. Город только мечтался, придумывался несколькими романтически настроенными неразумными молодыми людьми, что заявились в тайгу и болота в парусиновых тапочках и ситцевых рубахах. Остальные ехали за заработком, спасались от голода или преследования властей, или насильно были пригнаны, или попросту обмануты вербовщиками. Церковь оскверняют и рушат, жителей села безжалостно выселяют из построенных их же собственными руками домов. Корчуют, строят… Несмотря на то, что голыми руками, несмотря на то, что волосы по ночам примерзают к нарам. Великий Сталин повелел, и его не интересовало, ценой каких усилий будут построены эти заводы, какие физические нагрузки переносят люди, сколькими жизнями оплачено это строительство «в рекордно короткие сроки»…
Мне увиделось так. Вполне вероятно, вы считаете какие-то иные смыслы. «Каждый пишет, как он слышит». Таковы законы жанра…

ЖАНР – АГИТБРИГАДА

Как собрать воедино ту богатейшую фактуру, которую предоставляют три произведения, что легли в основу сценария действа? Как объединить сюжетные линии романа Николая Задорнова «Амур-батюшка», пьес Алексея Арбузова «Город на заре» и «Испытай себя любовью» Николая Мирошниченко? Создатели спектакля прибегли к остроумному приёму «агитбригада». Любой спектакль сочиняется, как жизнь, здесь много всего – печального и весёлого, трагического, героического, нелепого, анекдотичного… Зрелищность и оригинальность агитбригадного жанра авторами задействована по полной: есть и песня, и пляска, и художественная декламация, и акробатический этюд.

Нелегко, конечно, было создать столь широкое полотнище, охватив столетнюю историю освоения дальневосточных земель, да ещё присовокупив сюда же греческую мифологию. Стоило ли так глубоко копать – до самой до античности, чтобы обосновать простую мысль о том, что строить на могилах – святотатство? Занятный получается «коктейль»: Иосиф Сталин, репрессированный им Иосиф Каттель (в спектакле о лагерях – ничего), Гитлер, Софокл и Юрий Лоза в одном флаконе.
А на сцене тем временем продолжаются чудеса – то молитву «Отче наш» затянут, то «Интернационал», а то вдруг ка-а-к грянут «На маленьком плоту». Обряд крещения ребятишек сменяется партсобранием, а то и вовсе юмористической сценкой с участием китайских плутоватых торговцев. Словом – разнообразие. И снова митинг комсомольцев с их вечным дерзновенным воплем «Даёшь!!!», и снова кукует кукушечка в тайге под причитания русской бабы Агафьи: «Долго ли ещё жить-поживать нам в этом гиблом месте?».

АКТЁРСКИЙ СОСТАВ

Многолюдно на сцене, шумно. В толпе узнаю любимых, знакомых, родных своих актёров – Женечку Ярцеву, Ларису Гранатову, Женю Бадулина, Иру Фоменко, Наташу Родину. А вот и наши «патриархи» — Виктор Пушкин, Леонид Лелькин, Фёдор Кушнарёв, как всегда, безупречны. Много молодых лиц, очень много детей. И все, включая самых юных актёров, работают вдохновенно и буквально «на износ». Многие сипнут и хрипнут прямо по ходу пьесы. Детишки испуганно льнут к материнским юбкам… Или это они так органично в роль вошли? Нет, правда хорошо играют, и очень трогательно. В спектакле задействованы прекрасные коллективы Образцового молодёжного театра «Город Солнца» и ансамбля народной песни «Амурский перезвон». Отсутствие же на сцене прославленной детско-юношеской студии «Пилигрим», что ярко и плодотворно работает при театре уже более десяти лет, вызвало, мягко говоря, недоумение.

ЛУЧШАЯ СЦЕНА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Сценография спектакля просто потрясающая. Неструганые доски; выразительные конструкции, сбитые из горбыля, чернеющие на фоне зарева; прекрасное световое оформление спектакля, ставшее возможным не только благодаря мастерству работников осветительного цеха, но и новому, по последнему слову техники, оборудованию сцены. Такого пока больше нигде на Дальнем Востоке нет, и поэтому наша сцена на сегодня – лучшая театральная сцена в крае.
Светодиодный экран размером шесть на восемь метров открывает неисчерпаемые возможности – хочешь снежную бурю транслируй, хочешь – пожар в тайге, а хочешь – Тронный зал Зимнего дворца, всё будет крайне убедительно. Панорамные снимки амурских просторов, город с высоты птичьего полёта… Но особенно впечатлили эти мерцающие блики на поверхности реки, такие знакомые с детства всем, кто вырос и живёт здесь, на Амуре, эти прозрачные солнечные зайчики, которые сопровождают весь рассказ о трудных судьбах русских людей, поселившихся здесь, о трагических событиях в ходе освоения дикого края, а потом – во время строительства города, и о том, что грех забывать своё прошлое, оплаченное такими великими жертвами. Прожектора то ослепляют зрителя внезапной вспышкой, то заливают пространство сцены кровавыми отблесками, то создают эффект ливня. Тема противоборства людей со стихиями – то потоп, то пламя. А какой снег на сцене идёт, какая метель заметает! Загляденье, подлинное эстетическое удовольствие.
Чего и вам желаем. Непременно надо видеть. Все на премьеру!

PS. Уважаемые руководители культуры в Комсомольске! Пожалуйста, запретите торговать в фойе театра пирогами и прочими кулебяками. Не за этим сюда люди идут, поймите, не должно в храме Мельпомены капустой разить. А коробейники, раздающие баранки, будто в ярмарочном балагане, попросту шокировали театралов явным несоответствием месту и времени.


Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована