Продвинутые не читают газет…

Еще более продвинутые – не слушают радио.

Уж совсем продвинутые — игнорируют телевидение.

Главным поставщика информации для миллионов людей стал интернет.

Хорошо это или плохо? Бессмысленный вопрос – люди выбрали именно его, как самый современный и технологичный вид информационного сопровождения своей жизнедеятельности.

Не призывая вернуться лет на 30-40 назад, хочется, все-таки, обратить внимание моих читателей вот на что.

Сейчас все больше и больше пользователей сети интернет в качестве главного (если не сказать: «единственного») источника общения и получения информации предпочитают социальные сети. И это – не есть хорошо. Попытаюсь обосновать данное утверждение.

По роду деятельности я тоже в них присутствую, но больше – как зритель. Я редко пишу, еще реже – комментирую, не выкладываю музыку, фильмы и т.д. Отчего-то не интересно мне это, да и времени жалко. А вот наблюдать, анализировать и делать какие-то выводы – весьма увлекательное занятие.

На что обращаешь внимание после длительного изучения социальных сетей?

Первое. Соцсети взяли на себя функцию новостных агрегаторов. То есть, они собирают новости и выдают их с максимально возможной скоростью, превосходя в оперативности даже радио и телевидение вместе взятые.

Плохо. Непрерывный вал информации, собранной абсолютно бессистемно, не позволяет пользователю разобраться в сути происходящего. Даже представленные утверждения, высказывания и прочие сообщения практически невозможно проверить на подлинность. Никакой причинно-следственной связи событий установить не удастся. Принцип: в одно ухо влетело – в другое вылетело. Комментарии, как правило, достаточно примитивны и противоречивы. Комментаторы частенько не брезгуют откровенным хамством и взаимными оскорблениями. Элементарная грамотность изложения отправлена на свалку с крайне идиотским обоснованием: «Это ж интернет язык, блин! Ты просто старый ретроград, не в тренде».

Может быть. Но я считаю социальные сети инструментом абсолютно непригодным для познания мира, в котором мы живем. Больше похоже на придуманный очень умными и жестокими людьми манипулятивный инструмент для полуграмотных масс похлеще проклинаемого этими самыми массами телевизора (или «зомбоящика», кому как больше нравится). Возможности шире. Методы разнообразнее. Маскировка искажения истины совершеннее. Только и всего.

Второе. Подавляющая часть соцсетей, как ни крути, является развлекательными. Смешные или скабрезные фоточки, анекдоты, котики-собачки, клипы-музыка, хохмочки, перепосты «жареных» фактов, визгливых сенсаций и т.д., и т.п., заботливо собираемые неадекватами всех мастей, полов и национальностей – красота! Любо-дорого!

А это что? Правильно. Пожиратель времени. Утилизатор. Бессмысленный и беспощадный. Опять плохо.

Предвосхищаю реакцию сетевых сидельцев: мол, есть куча умных интернет-ресурсов, где присутствуют столь же умные люди, обсуждают они исключительно умные вещи, а потом делятся очень ценной информацией. Есть, конечно. Но если смотреть в пропорции, то получится, как на добыче золота – три тонны пустой породы на грамм драгоценного металла.

Не помню, где прочитал, но очень похоже на правду: «Успешный блог должен вызывать всего три типа эмоций:

Боль. Это «убили, съели, взорвали, сожгли».

Эйфорию. «Нифига себе, как классно! Уау! Йо-хо!».

Изумление. «Да ну нафиг! Ого! Обалдеть!»

Короче, хочешь быть востребованным массовой аудиторией – готовь информационный фаст-фуд. «Пипл хавает».

А еще почему-то вспомнился анекдот давно минувших времен: «На днях перечитывал пейджер. Долго обдумывал прочитанное…»

«Да не прав ты, Вадим Алексеевич! Соцсети и мессенджеры – это же суперпуперкоммуникатор! Средство глобального неограниченного общения! Наш девиз – всегда на связи! Со всем миром!».

Так вот, осмелюсь утверждать, что и соцсети, и их дальнейшее развитие, называемое «мессенджер», не совершенствуют, а вышибают из людей настоящие коммуникативные способности.

— Парни, у меня сгорела лампочка на кухне! Помогите!

— Максимальный репост! Чем смог – помог! Не благодари…

Мы все живем в социуме. Подъезд. Двор. Класс в школе. Коллектив на работе. Район. Город. И так далее. В реальном мире всегда присутствуют и люди, которые нам нравятся (хорошие), и те, которых мы с трудом переносим (плохие). Суровая реальность состоит в том, что мы не может куда-то сплавить плохих, оставив при этом хороших. А коли так, то приходится включать ум, дипломатичность, сдержанность, терпение и прочие весьма полезные качества нашего ума. По ходу процесса эти качества развиваются и совершенствуются. Уживаемся. Учимся навыку взглянуть на себя со стороны. Уравновешиваем критику самокритикой. Преодолеваем страхи и выбираем форму общения. Несем ответственность за свои дела, слова и поступки.

А что в соцсетях и мессенджерах? Не нравится точка зрения? Обхамим, совершенно не боясь шукшинского «Ты мне оскорбление словом, я тебе – оскорбление делом!». Забаним всех, кто нам не мил.

В итоге: «У меня 100500 друзей и подписчиков!». Вроде, здорово. В твоем кругу общения исключительно тебе подобные. Вот он, идеальный виртуальный мир, в котором уютно и комфортно!

Зависая в подобном мире, надо помнить – это искусственный мир. Симулякр. А жить-то тебе приходится в мире настоящем…

Предполагаю, что все эти средства коммуникации (соцсети, мессенджеры) придумали очень умные люди. А если умные люди чего-то придумывают, значит, есть какая-то цель, мотив, не так ли? Попробую сформулировать версии:

  1. Дробление существующего реального социума на виртуальные «осколки». Ну, посудите сами. Если человек «зависает» в сообществе «любимая дача», вероятность увидеть его комментарии в сообществе исторических реконструкторов пренебрежительно мала. Тот, кто постит (репостит) котиков и еду, вряд ли появляется на интернет-площадках, посвященных политике и экономике.
  2. Снижение критического порога осмысления. А как вы хотели? Причиной тому — крайне поверхностные суждения всех участников сообществ и комментаторов (в основной массе), ибо основа соцсети – динамика подачи материалов, скорость, темп, быстрее-быстрее давай что-то новенькое, а то заскучаем. В итоге – вал всевозможной информации превращается в информационный шум, мешающий разобраться в сути происходящего. Любая попытка дать развернутое объяснение происходящему часто нарывается на очень популярное изречение «многабукофниасилил».
  3. Внесение сумятицы в головы активных пользователей интернета. Пример. Сейчас вовсю идет подготовка к выборам президента РФ. Появляется фигура кандидата Грудинина. Или Собчак. Или Путина. Неважно. Соцсети и мессенджеры колятся примерно пополам – половина считает кандидата мессией и спасителем России, половина поливает его нечистотами. Причем, и те, и другие используют весть спектр воздействия – от откровенной «чернухи», до очень правдоподобных и логичных рассуждений, подкрепленных достоверными фактами. У человека нейтрального и в меру аполитичного (а таковых примерно 80%, если старина Гюстав Ле Бон прав) голова взорваться может от этого дуализма, а ведь любое освещение более-менее важного вопроса только так и выглядит.

Логичный ответ на вопрос «зачем все это?». Рискну предположить, что для легкого «одебиливания» людей, для создания атрофии мыслительных процессов в каждой отдельно взятой голове.

Кстати, интересная штука. Если телевизор называют «зомбоящиком», то, вероятно, признают, что ТВ вообще – инструмент пропаганды (кстати, первое телевидение заработало еще до Второй мировой войны в гитлеровской Германии). А пропаганда, как известно, имеет определенный информационный вектор (единственный). Мы – хорошие, они – плохие. Ужас?

А с чего нам считать, что разновекторность интернета – это благо? С чего мы взяли, что соцсети и мессенджеры являются возможностью получения объективной и правдивой информации? Даже если я опубликую зубодробительный пост (неважно о чем) и приведу кучу ссылок на первоисточники, гарантирует ли это абсолютную истинность информации? Будут ли пользователи педантично открывать эти ссылки и изучать их?

Кстати, о разновекторности. Помню на первом курсе института у нас был вопрос по физике, который звучал так (в исполнении шутника-преподавателя): «Ваши друзья положили бомбу в ваш «дипломат». Чему будет равна векторная сумма импульсов осколков при взрыве?». Правильный ответ – нулю.

Подводим итоги.

  1. Интернет и его производные не являются «святым Граалем», дающим абсолютное знание. Не надейтесь.
  2. Сами по себе соцсети и мессенджеры – как топор. Можно дров нарубить, а можно и ногу себе оттяпать.
  3. Коммуникация «лицом к лицу» гораздо важнее и конструктивнее, нежели сбор «лайков», «репостов» и комментариев в сети.
  4. В сети ты можешь набрать тысячи подписчиков и «друзей», но из этих тысяч ты, не факт, что сможешь набрать четырех человек для совершенно реальной переноски платяного шкафа с первого на пятый этаж.
  5. Максимальное количество этих самых подписчиков ошивается на самых тупых сайтах и пабликах. Ну, это понятно. Примитивная «желтизна» и «чернуха» всегда проще для восприятия.
  6. На миллионах (миллиардах?) аккаунтов люди даже не генерируют свой авторский материал, а тупо репостят. Зачем они это делают? Могу только догадываться. Может, для того, чтобы выглядеть в сети, как умные и интересные люди. А может – для эпатажа. Массу причин, наверное, можно привести и все они будут весьма далеки от чего-то развивающего и созидательного.
  7. Вываливая в сеть интернет кучу информации о себе любимом, вы повышаете свою же уязвимость. Есть куча прецедентов. Все печальные.

«Я не имею доступа к «Инстаграмм» и «Фейсбук». Но я выхожу на улицу и показываю всем встречным фотографии еды, котиков и меня в возрасте пяти лет. У меня уже два подписчика, которые прямо ходят по пятам. Участковый и санитар из местного дурдома».

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована