С настоящим джазом (правда, с лёгким «монгольским» уклоном) познакомились комсомольчане 8 февраля в ДК авиастроителей, где выступало трио американского музыканта Джона Дэвиса.

Трио Джона Дэвиса, играющего на фортепиано, кроме него самого, состоит из контрабасиста Григория Зайцева и барабанщика Игоря Игнатова. Музыканты познакомились в 2000 году в одном из джаз-клубов Турции, после чего надолго потеряли связь друг с другом. Со временем они вновь встретились в социальных сетях и решили собраться, чтобы создать совместную программу.

Визит в редакцию ДВК

— Я ещё не встречал музыкантов, которые затронули бы меня так глубоко, как Джон Дэвис, — признаётся Григорий Зайцев. – Меня всегда неотступно преследовала мысль поиграть вместе с Джоном. В 2016 году моя мечта воплотилась в жизнь, и мы совершили совместный тур. В этом году его удалось повторить, и вот теперь мы в Комсомольске.

Маэстро Джон Дэвис

Маэстро Джон Дэвис

Музыканты путешествуют по России с пустыми руками, а инструменты используют те, которые им предоставляют на местах. Но в Комсомольске им не очень повезло. Рояль для Дэвиса и барабаны для Игоря Игнатова нашлись, а вот единственный контрабас оказался сломанным. Поэтому Григорию Зайцеву пришлось взять в руки бас-гитару, правда, очень неплохую, как отозвался о ней сам музыкант. Впрочем, Григорий человек не очень привередливый и не сильно огорчился такой замене, хотя надо признать, не очень полноценной, ибо бас-гитара никак не может полностью заменить своего акустического конкурента. Тем не менее этот вариант в руках такого высокого профессионала всё равно звучал достойно.

Григорий Зайцев с гитарой вместо контрабаса

Согласно старому джазовому анекдоту, был музыкант, который однажды на джаз-сейшн пришёл не с контрабасом, а с бас-гитарой. На это его коллега заметил: «Толя, джаз на бас-гитаре играют только в Китае и Монголии». Так что комсомольчане услышали именно «китайско-монгольский» вариант джазового концерта.

Исполнено было множество композиций, сочинённых Джоном Дэвисом, а также уже известных вещей, переложенных на джаз. Особое расположение Дэвис питает к русским музыкантам и русской музыке. Доказал он это, сыграв вариации на тему «Вальса цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик», а также на песню «Коробейники».

Несмотря на то, что коллектив позиционирует себя как трио, с ним работает четвёртый участник, которому не нужно чужого инструмента. Кристина Ковалёва прекрасно владеет своим врождённым инструментом – голосом. Она выпускница Российской академии имени Гнесиных, и, по отзывам музыкантов, среди джазовых певиц находится на очень высоком уровне, практически недосягаемом для многих даже американских исполнительниц. Это испытали на себе зрители в зале, которые слушали исполнительницу просто заворожённо.

Кристина Ковалева

Кристина действительно не только безупречно исполняла свои партии, но и задавала общий темп, фактически управляя всем трио, с помощью особых знаков давая понять, кому когда вступать и когда прекращать композицию. И хотя ещё один джазовый анекдот говорит, что «курица не птица, вокалист не музыкант», коллеги по коллективу отзываются о Кристине с огромным уважением, называя её настоящим полноправным музыкантом, а не только певицей. Кроме того, она просто красавица и ещё очень скромная девушка.

Джаз для комсомольского слушателя — сложная музыка, поэтому неудивительно, что заполненной оказалась лишь треть зала. Да и сама директор Дворца культуры Ольга Шестерина признала: выручка от концерта совершенно не покрывала расходы на его организацию.

— Мы решили, что все свои коммерческие интересы оставляем в сторону, а делаем подарок горожанам, — прокомментировала Ольга Георгиевна. – Я предложила пригласить учащихся музыкальных школ и их учителей.

Хотя в зале и было очень мало слушателей, концерт удался. Во многом потому, что на него пришли действительно поклонники джаза, а не фанаты Филиппа Киркорова.

Да, мы пока ещё не очень умеем правильно слушать джаз, поэтому аплодируем всей композиции, а не каждой сольной импровизации в отдельности. Однако мы способны ценить этот музыкальный жанр так же высоко, как и какой-нибудь американский зритель, что было слышно по крикам «браво». Сам Джон Дэвис проникся этим фактом и не только тепло отозвался о нашей публике, но и всех зрителей после концерта пригласил на сцену, где каждому дал свой автограф и даже с удовольствием сфотографировался со всеми желающими. Американский музыкант подчеркнул, что в России на его концерты приходят обычные люди, голосующие за джаз сердцем. Это доказывает, что джаз не является элитарной музыкой и понимать её может каждый.

Джон раздает автографы

Кроме того, Джон высоко ценит и наших музыкантов, которые помогают ему донести джаз до каждого российского слушателя.

— Когда я путешествовал по Европе в 80-х годах, у меня создалось впечатление, что ньюйоркский джаз находится на более высоком уровне, чем в остальном мире, но сейчас всё по-другому, — говорит Джон Дэвис. – Сейчас, в век высоких технологий и социальных сетей, я понимаю, что прекрасные музыканты существуют по всему миру. В Нью-Йорке действительно наибольшее число замечательных мастеров джаза, но они собрались там из различных уголков земли. И русские музыканты там тоже есть.

Джон на пресс-конференции удивил журналистов тем, что Шопена и Баха воспринимает джазовыми музыкантами, просто у них не было возможности записать всё, что им приходило в голову. Именно поэтому Иоганна Себастьяна Баха, одного из самых популярных композиторов среди джазменов, он считает самым великим музыкантом.

Трио начало свое турне в Москве, продолжило в Воронеже, затем были Новосибирск, Ноябрьск, Хабаровск. После Комсомольска их ждёт Магадан, затем снова Хабаровск, потом трио отправится в Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Сахалин, Астрахань. Завершится турне 21 февраля в камерном зале Московской консерватории. 2 марта Джон возвращается в США.

Один комментарий.

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована