Всемирный День радио отмечается 13 февраля. В этот день в 1946 году впервые вышло в эфир радио Организации объединенных наций. Сегодня существуют тысячи различных радиостанций, однако на их фоне выделяется абсолютно некоммерческий проект, работающий непосредственно в Комсомольске-на-Амуре. Вот уже год, как существует интернет-радиостанция с говорящим названием «РадыМузыке», и сегодня мы беседуем с ее основателем – Ярославом Напасниковым.

— Ярослав, почему именно радио? Почему не клуб собаководства, не живопись, не собирание марок?

Мне не нравятся собаки (смеется). Больше люблю кошек. Я общался с ребятами, которые поднимали в Салехарде интернет-радио. Там заполярье, FM-вещания практически нет, музыку слушать хочется всем, а искать ее нет времени. И вот у одного из парней, кто занимался системным администрированием, возникло предложение: давайте я вам музыку включу по интернету. Всем понравилась идея.

Я тоже всегда считал себя меломаном. Сначала слушал музыку на аудиокассетах, потом все плавно перекочевало в компьютер. Собралась большая коллекция редких композиций, в том числе и дальневосточных исполнителей. Кто-то заводит свои видеоблоги, кто-то новостные каналы, как Влад Касаткин. Но эти ниши заняты, а у меня нет времени бегать по городу, что-то фотографировать. Поэтому я решил делиться с людьми музыкой. Кому интересно, тот мой стрим слушает.

— Что нужно, чтобы завести персональное интернет-радио?

Для того, чтобы сделать свое радио, необходим «белый IP», то есть не динамический, который дает тебе провайдер, а постоянный, стационарный. Кроме того, нужна хорошая скорость подключения. Ростелекомовские 30 Мбит/с днем и 60 ночью меня вполне устраивают. С такой скоростью можно до 500 пользователей в сутки обслуживать. Нужна специальная программа-ретранслятор типа Icecast или Shotcast. Само собой, желательно иметь определенную музыкальную базу. То есть, не десять треков с рэпом, а хотя бы по 15 тысяч зарубежных и отечественных композиций, не считая сборников с наиболее хитовыми темами. Ну и главное – не обойтись без огромного желания.

— Существуют ли какие-то юридические препоны для существования интернет-радиостанции?

В некоммерческом формате никаких преград нет. Радио не только музыкальное, но и образовательное, направлено на ознакомление с возможными стилями музыки. Ни на какие авторские права я не претендую. Если кто-то из музыкантов потребует убрать его треки из ротации, да ради бога! Если же мне вообще запретят крутить треки исполнителей, состоящих в российском авторском обществе, я перейду на ротацию дальневосточных групп.

С другой стороны, многие музыканты не имеют денег и сами вынуждены собирать средства на запись альбома. Зато есть радиостанции, которые требуют за включение трека в ротацию от 200 рублей. У нас же это можно делать бесплатно, и многие этим пользуются. Если ко мне обращается человек с просьбой включить в ротацию его треки, я с удовольствием это сделаю, особенно когда музыка стоящая, а его самого мало кто знает.

— Не был ли для тебя примером расцвет английских пиратских радиостанций времен 60-ых годов?

Скорее да, пиратские станции дали базис в методе вещания, де-факто он пиратский. Только размещён он не в FM-диапазоне. Де-юре всё «чисто». И в отличии от пиратских станций в рамках эфира нет рекламы. Не хочется равняться и на FM-станции с их жёстким форматом.  Включаешь какое-то радио, а там репертуар «Дискотека 80-ых», только хиты от поп-исполнителей дня сегодняшнего или роковые композиции, если говорить о «Востоке России». Нет у музыки какого-то формата. Если ты меломан, если понимаешь любую композицию как полноценное произведение, то для тебя все равно, какой жанр слушать. Главным критерием становиться качество произведения.

— То есть, «Рады музыке» можно назвать первой бесформатной радиостанцией?

А что такое формат? Для меня нет разницы между Марком Бернесом, Высоцким и Megadeth. Это все музыка. Есть люди, которые говорят: у вас на радио попса звучит. Но попса имеет точно такое же право звучать, как и другие жанры. Я, например, не люблю «Гражданскую оборону» и не понимаю Егора Летова. Но и у него есть свои поклонники. Просят — ставлю.

Но, в конце концов, пришлось написать определенную концепцию, потому что обращаются исполнители, которые являются правообладателями и ротируются на других радиостациях. Концепция определяет, что на «РадыМузыке» звучит живая музыка без фильтров. И если это рэп или электроника, то должна быть примесь каких-то живых инструментов.

— Создание концепции не положит ли конец бесформатности радиостанции?

Не положит. Пока я единственный фильтр, и я не считаю, что не обладаю музыкальным вкусом. Если я ставлю в ротацию какой-то коллектив, ставлю все, вплоть до демозаписей. Просто со временем через отслушку что-то отсеивается, как это было с «Капитаном кенгуру». Группа ротировалась около года, но со временем осталась одна композиция из альбома «Мухи на стекле» — «Я попал, но я играю рок».

— Тяжело ли одному тянуть этот проект?

Нелегко. Но у меня постепенно появляются помощники. Появились подкасты от Димы Матюхина, от газеты «Дальневосточный Комсомольск». Постепенно я познакомился с москвичём Сашей Ереминым и его проектом «Планета Звука». В планах партнёрство с проектом «Евгеника». Ну и я неотстаю от подкастеров, решил вот авторский проект сделать — «Субботаж».

Было бы неплохо, если бы нашлись интересные, инициативные люди, которые помогут радио, станут его соучредителями. Разыскиваются люди, имеющие музыкальный вкус, готовые выслушивать один-два альбома в день, выносить вердикт годности для эфира, писать о музыкальных группах, предоставлять свои коллекции интересных записей, особенно если это композиции дальневосточных групп.

— Закономерен ли уход радио в интернет? Не пропадут ли совсем эфирные радиостанции?

Поскольку я имею опыт работы на радио, думаю, со временем сетевые радиостанции отомрут. Отомрут из-за сегодняшнего своего бича — рекламы. Да, деньги зарабатывать надо, но дешевле всё же вещать в интернете. В Европе уже не первый десяток лет пытаются вообще отказаться от FM-диапазона. Допустим, там есть какая-то федеральная станция, например, шведская 1.FM, которая вещает на страну. Там есть реклама, звучит форматная музыка. А есть более ста каналов в интернете, где этот же ресурс поделен на отдельные жанры – джаз, рок, трэш, данс и тому подобное.

Если найдутся добровольцы, которые поделятся мощностями, мы тоже сможем разделить потоки на различные музыкальные жанры, чтобы избежать той самой адовой солянки, какая сейчас на «РадыМузыке».

— Откуда взялось название «РадыМузыке»?

Если присмотреться к логотипу, то можно увидеть, что название двойное – «Рады музыке» и «Ради музыки». Здесь всё ради музыки, никакой политики, никакого бизнеса. Радиостанция занимается только популяризацией музыки. Ну, естественно, здесь рады музыке. Единственное условие – музыка живая. Но дальневосточная музыка ротируется вся, вплоть до электроники.

— Я знаю, что «РадыМузыке» замечена такими поисковиками, как PCradio, Tunein radio и другими. Проявляют интерес не только наши музыканты, но и зарубежные. Расскажи о наиболее интересных контактах. Что их привлекает на твоем ресурсе?

Для меня было открытием, когда через полгода после начала работы начали обращаться ко мне исполнители. Первыми написали итальянцы. Я был в шоке, когда ко мне обратился некий Александр Пагани, который попросил поставить один трек из его альбома. Правда, он свой альбом так и не прислал, поэтому пришлось скачивать его пиратскими методами и запускать в ротацию. Это оказался хороший фьюжн на уровне ранних Muse – где-то прог-рок, где-то дарк-шансон, где-то джаз.

В эти рождественские праздники пришло письмо из Австрии. Написал Иоханнес Кнолль, который создал саунд-трек к Библии. Он сам прислал 17 композиций для ротации. Кроме того, Иоханнес открыл для меня еще одну классную группу Iviron, игравшую в 80-ых годах прог-рок.

— Удалось ли открыть новые дальневосточные группы?

Конечно. Я активно общался с Сахалином на новогодних праздниках, а конкретно с тамошним блюзменом Анатолием Баллой, и нашел множество хороших групп, которых фактически уже и нет: Ocean Spray, Excess, например.

— То, что на твоем радио крутится абсолютно любая музыка, означает ли отсутствие у тебя лично каких-то музыкальных предпочтений?

Нет. У меня есть личные предпочтения. Это панк и ска-рок. Ну и, наверное, джазблюзовые и прог-роковые композиции. Я воспитан на рок-тусовках, на «Серпантине». А панки мне нравятся потому, что это всегда вызов, не только в политическом контексте. Вызов по отношению к себе. Те же «Тараканы!» — великолепный пример.

— Расскажи о крупных проектах, которые ты продвигаешь на радиостанции, и о людях, которые в них участвуют.

Саша Ерёмин сотрудничает с нами и ведет свои подкасты «Планета звука», посвященные этнической музыке со всего мира. Это рассчитано на редкого и продвинутого слушателя. Саша и сам занимается организацией фестивалей этно и фолк-музыки, продвижением исполнителей. Мы с ним познакомились в процессе моих поисков интересной информации о музыке.

«Дальневосточный звук» существует с самого начала. Сегодня это часовые плейлисты наших дальневосточных музыкантов. Здесь особого участия человека не требуется – часовой эфир генерирует автоматика. Но чтобы было что генерировать — нужно искать. Ищу, нахожу в самых неожиданных местах. Спасибо, кстати, Володе Смирнову из КнАМа за подборку местных исполниелей.

Был проект «Рок-опера». Просили слушатели включить что-нибудь из рок-опер. Но целиком концептуальный альбом слушать куда правильнее. Вместе с рассказом об истории его создания. Сегодня на проект нет времени. Однако, думаю, к лету он все же оживёт.

Да и ваши журналисты предлагают кое-что. Но пока оставим это за кадром. А интересующиеся всё могут найти в группе радио ВКонтакте.

— Как считаешь, кто твоя аудитория?

Статистика показывает, что в основном это люди мужского пола. Оно и понятно – большую часть моих залежей составляют роковые композиции, а девушки лишь в юном возрасте тащатся по «Королю и шуту», а потом переходят на дискотечную музыку. Так что слушают «Рады музыке» мужики, которым за 35. Ну а девушки, наверное, приходят на стрим за великолепными голосами Кристалинской, Отиевой, Иды Вайс – за тем, чего сегодня нигде не услышишь вот так – в эфире радио.

— Для тебя радиостанция — это долгоиграющий проект или репетиция чего-то большего?

Это просто хобби. Что будет дальше, я не знаю. Были такие моменты, когда выходило из строя оборудование и станция молчала двое суток, хотелось бросить все. Ничего, поднял заново, слушатель вернулся.

Возможно со временем стрим станет похож на New New World Radio. Час музыки, час образовательного подкаста. И пусть автор этого подкаста сам определяет концепцию своего продукта, а я буду ему предоставлять площадку. Если вы хотите говорить о музыке, а не о политике — добро пожаловать, час эфира вам гарантирован.

— Есть какие-то задумки, находящиеся на уровне идеи, пусть и труднореализуемой?

Надеюсь с помощью добровольцев осуществить идею онлайн-трансляций тех исполнителей, которые приезжают в Комсомольск. Не все могут, допустим, попасть в бар «Эдисон», куда помещаются не более 50 человек, но многие хотят послушать, как там поют наши гости, особенно если это дальневосточники. А я дам аудиторию в 500 слушателей.

Ваши журналисты порой бывают на музыкальных мероприятиях. Можно в виде подкаста делать интервью с исполнителями. Всем будет польза. Плюс размещение фото и видеоматериалов. Приходите, предлагайте, мой ресурс открыт.

***

Все, кто заинтересовался радиостанцией, кому небезразлична музыка, смогут найти «РадыМузыке» в ВКонтакте по адресу vk.com/rmuziki. Кроме того, радиостанция есть в поисковиках PC-Radio и Tunein Radio, а также на других ресурсах.

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована