8 февраля на сцене ДК авиастроителей выступало трио американского музыканта Джона Дэвиса с программой импровизаций «Jazz объединяет континенты».
К сожалению и стыду, зал дворца был больше чем наполовину пуст. Но это не помешало гостям великолепно отыграть свою программу. «Мы знали, что в вашем городе мало продано билетов, и всё равно решили привезти вам свой джаз», — было сказано музыкантами на пресс-конференции.

«Говорить о музыке, всё равно что танцевать об архитектуре», — любил цитировать кого-то из великих один мой знакомый любитель джаза. Действительно, как можно передать звучание нот, которые вырывались из-под пальцев нью-йоркского «топового» джазмена Джона Дэвиса? Они летели со скоростью мысли и попадали зрителю «прямо в сердце».
Как можно описать эмоциональную игру московского барабанщика Игоря Игнатова? По залу то и дело катилась волна аплодисментов в такт его биту.
С чем сравнить вокал Кристины Ковалёвой, когда миниатюрная девушка так проникновенно и артистично поёт?
А соло! Вы бы слышали соло, которые выделывал Григорий Зайцев на бас-гитаре вместо привычного ему контрабаса!
Вот почему вместо контрабаса, об этом нам удалось поговорить с ним за чаем. Ещё до концерта ребята нашли время и зашли к нам в редакцию, чтобы рассказать о своём турне по городам России.

Григорий: Я — бас в команде, играю на контрабасе. Мы путешествуем налегке, поэтому играем на тех инструментах, которые есть в концертных залах городов. Но сегодня в руках у меня будет бас-гитара. Потому что, как выяснилось, контрабаса в Комсомольске на данный момент нет. Его хозяин поскользнулся и разбил единственный инструмент в городе, поэтому мне придётся отдуваться на бас-гитаре. (Присутствующие тут же пошутили на тему «Как это по-комсомольски! Словно из анекдота про русского и шары в пустой комнате, один из которых он сломал, другой потерял).

— Расскажи, как ты пришёл в музыку?

Г: В музыку я пришёл через свою маму и через своего дядю. Мама – преподаватель музыкальной школы, собственно, она меня и мучила занятиями с 6 лет. Точнее, она занималась со мною, а я мучился. И мучил её заодно. Но любовь к музыке не пропала, наоборот, крепла год от года, поскольку у меня было много пластинок, джазовых и не очень. Это пришло ко мне от дяди, от моего старшего брата, которые любят джаз. У нас была целая полка виниловых дисков. В 15 лет я понял, что хочу пойти в Саратовское музыкальное училище на эстрадно-джазовое отделение. Нет, я далёк был от мысли нравиться девочкам. Просто музыка имеет такое свойство — она захватывает, захватывает самую душу.

Джон живёт в Нью-Йорке, вырос в Бруклине, но считает, что у него есть русские корни (во всяком случае, об этом говорил ему его дед). В России он в третий раз, третий год путешествует с ребятами, гастролируя по месяцу. Он достаточно привередлив к еде («Русская еда слишком сложна для меня»), поэтому с нами пил чай только с чёрным шоколадом.

— Какое блюдо ты предпочитаешь из национальной русской кухни?

Д.: Еда – не главное в жизни человека. Я считаю более важным то, что проник не в традиции русской кухни, а в традиции классической русской музыки. Мои любимые русские композиторы Шостакович, Скрябин, Чайковский.

В доказательство или как проявление любви к русской музыке на концерте прозвучали вариации Джона на тему «Вальса цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик», а также на песню «Коробейники». Зал просто взорвался, угадав мелодии и восхитившись аранжировкой.

— Джон, почему ты пошел в джаз, а не в байкеры?

Д.: Я действительно люблю мотоциклы, и в детстве даже сам их собирал. Вообще, в детстве я был хулиганом, плохим парнем. Потом стал играть на гитаре, потому что ребята постарше играли на гитарах и мне этого очень хотелось. А джаз… Джаз – это такое место, где ты можешь быть плохим парнем, и это будет хорошо. Джаз – это то, что мне нравится делать.

— Какой российский город тебе больше всего запомнился?

Д.: Мы не видим города, поскольку в каждом из них проводим от силы три часа. Всё, что я вижу – это концерт-холл. Но концерт в Хабаровске – это была такая встреча! Такая любовь! Я, наверное, сейчас выскажу мнение всех участников трио – мы были сражены теплом, лаской, которая шла от публики. В зале был не очень хороший инструмент, но это не имело никакого значения, потому что была такая тёплая атмосфера. После концерта, когда мы стали раздавать автографы и пригласили зрителей подниматься на сцену, все как подбежали!
Григорий: Мы были просто обласканы. В Хабаровске у нас купили самое большое количество дисков. Ещё я отметил, что вчера были на концерте люди, посвящённые в джазовые традиции. Не всегда можно встретить публику, которая понимает, в каком месте можно хлопать. Например, академически воспитанная публика никогда не похлопает музыканту во время его соло — нужно дождаться конца пьесы и потом поаплодировать. В джазе немного по-другому, здесь можно хлопать после исполненной импровизации. Так вот, я вчера отметил, что ни одно соло не осталось без аплодисментов.

— Джаз – совершенно некоммерческое занятие. Были ли у вас сложности с деньгами? Не было ли желания найти другую работу?

Д.: Все джазовые музыканты имеют проблемы с деньгами. Если бы деньги были целью, никто не играл бы джаз. Я не мечтаю о загородных домах, яхтах, мне денег хватает для жизни… Но если музыкант хочет крутые машины, хорошие вещи, если он хочет питаться в дорогих ресторанах, то ему следует жениться на богатой. Возможно, я бы этим занялся, если что-то случится с моей японской женой.

— Это шутка?

Г.: Это шутка. У Джона тонкое чувство юмора и прекрасная японская жена по имени Баффи.

Джон: Она будет в Японии через неделю, и мы будем ближе. И да, я смогу помахать ей и крикнуть: «Баффи-и-и!»

— В чём вы черпаете вдохновение?

Джон: Вдохновение для жизни или музыки? Впрочем, это одно и то же. Меня вдохновляет спорт. Мне нравится наблюдать за атлетами, за спортсменами, у нас в чём-то схожие взгляды на то, чем мы занимаемся. Становясь старше, они делают одни и те же вещи, но должны искать разные подходы, это очень гибкий ум. Свойство концентрации должно быть очень высоким, что у спортсмена, что у музыканта. Мы не можем промахнуться в ноты.

— Даже импровизируя?

Д.: Особенно импровизируя! Ведь импровизируя, ты всегда рискуешь сыграть то, что ты не хочешь.

Г.: Я вдохновляюсь любовью. Любовь – это главная движущая сила на планете. Все философствования – ерунда. Любовь должна быть во всём. Это нормальное состояние человека. Если с другой стороны посмотреть, то противоположное чувство будет ненависть – когда человек хочет всё разрушить. Вот это ненормально. А любовь – это естественно. Когда человек на волне любви, он создаёт.

Кристина – вокалистка. Она закончила Российскую академию имени Гнесиных, но живёт в Петербурге. Родом из Украины. Кристина любит украинскую культуру и думает, что в её пении проскальзывают этнические элементы.

— Меня вдохновляет всё: люди, с которыми я случайно встретилась, весь мир. Если ты открыт всему, то это отвечает взаимностью. Это как в джазе — ты всегда должен быть открытым.

Игорь Игнатов, барабанщик, на чаепитии в редакции не присутствовал. Он был в номере и готовился к выступлению. Под одеялом…

Гриша: Понимаете, музыкант в туре прилично изматывается и не всегда получается поспать в поезде, потому что мы находимся в другом часовом поясе. И надежды поспать в гостинице тоже не всегда сбываются. Например, нас поселили в гостинице с видом на Амур. Но за окнами сейчас как раз идёт стройка.

Кристина: Я даже сняла пару видео, это было ужасно: бам! бам! (Смеётся). Мы сейчас даже не достигли середины нашего тура. Он начался с Белгорода. Москва, Белгород, Воронеж, Москва. Это было небольшой разминкой. Потом был вылет в Новосибирск, мы побывали в Красноярске, опять вернулись в Новосибирск, а вчера выступали уже в Хабаровске. Осложняется дело тем, что мы после каждого концерта бежим на поезд. Мы выступаем практически с чемоданами. После вашего города нас опять ждёт Хабаровск, дальше начинается череда перелётов: Магадан, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Южно-Сахалинск, Тверь, Астрахань, Москва.

Посмотрев по ссылкам статьи о концертах в перечисленных городах, я была удивлена — каждый город остаётся просто влюблённым в Джона и зовёт его с концертами ещё раз. Побывав на концерте трио в Комсомольске, я поняла, почему это так.

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована