В соседнем от нас славном городе Хабаровска живут и работают талантливые энтузиасты, которые занимаются, казалось бы, странным для взрослых делом — разработкой образовательных настольных игр. Студия называется «Тигриный угол», существует она не первый год. Но впервые её представитель, дизайнер, художник и, по совместительству, продюсер Алексей Терещенко приехал в Комсомольск-на-Амуре с презентацией и мастер-классом по обучающим настольным играм «Путь к океану» и «Драконы солнца».
Он провёл демонстрацию на базе «Школы Планета Тайга».

Алексей Терещенко

Известное многим в Хабаровском крае движение «Планета Тайга» на базе ЦВР «Юность» реализует один из своих проектов — неформальное образовательное краеведческое эколого-туристическое медийное движение, или просто «Школа Планета Тайга». В основе педагогического процесса лежит нетривиальный подход к образованию, и в том числе — игрофикация как метод.

— История студии началась ещё без меня, лет 15 назад, — рассказал Алексей, — как-то ребята разрабатывали игры и выкладывали в Интернет, тогда ещё совсем дохлый. Главным их достижением стал выигрыш гранта американского фонда по спасению тигров и носорогов на игру по моделированию поведения амурского тигра в тайге. Был целый анекдот. Стоят два молодых человека и молодая девушка субтильной комплекции, встречают делегацию из США. Американцы в недоумении — а где студия, где лаборатория, где команда специалистов? Для них уровень игры предполагал большой коллектив людей.
Затем гранты из США давать перестали, т.к. брать — запретили. Следующий шаг был неожиданным. В партнёрстве с хабаровской епархией РПЦ сделали игру «Путь к океану». Она про первое пришествие русских на Дальний Восток, первый контакт с Китаем, конец XVII века. Но проект «завис». Дальше появился в студии я, и, при поддержке хабаровского краеведческого музея появилась игра «Драконы солнца». Теперь у нас есть линейка исторических игр, куда, помимо двух названных, включена экономическая стратегия «Русская Америка».

Сначала учащиеся «Школы Планета Тайга» попробовали себя в роли колонизаторов дальневосточного региона от Бурятии и Албазина до Кореи и пустыни Гоби. Почти как и в реальной истории, русские отряды казаков (под управлением Веры Жилинской) начали за здравие, однако уступили превосходящим силам соперников. Цинский Китай, руководимый Анастасией Журавлёвой, предпочитал решать свои проблемы руками буферных монгольских ханств (которыми владели Георгий Вус и Никита Пыжьянов), и весьма в этом преуспел. Затем подтянулись другие участники школы, которые уже на другой карте основали Хабаровку и ввели конституцию Мэйдзи в Японии.

— Какая в этом мораль? Вы играете в разные игры: стратегии, RPG, шутеры, — сказал Алексей Терещенко ребятам. — Но знание, сколько вам необходимо маны, чтобы кастануть файербол — в жизни вряд ли пригодится. А вот знать нашу дальневосточную историю полезно. Хотя есть и обратная сторона — по игре глубокие знания не освоишь. Они больше подходят для продвижения, популяризации знаний. С другой стороны, если в игре участвует компетентный специалист, который сможет объяснять контекст игры, логику ходов и происходящих на игровом столе событий, то всё меняется в лучшую сторону.
В прошлом году мы выиграли президентский грант на игру «Серебряное копьё». Мы обязательно приедем в Комсомольск, т.к. финансирование мы взяли благодаря помощи организации «Феникс Амура» — представителей коренных дальневосточных народов. И сама игра посвящена мифологии амурских аборигенов.

Игра «Серебряное копьё» предлагает игроку сказочное путешествие по срединному, верхнему и нижнему мирам. Возможно, игрок будет вживаться в персонажа, например, в тигра, который ходит по тайге. Таким образом, помимо игрового элемента, в проекте будет присутствовать изучение модели поведения тигра (или любого другого таёжного животного).

Надеемся, что визиты Алексея Терещенко в Комсомольск будут частыми, а игры студии «Тигриный угол» получат должное внимание со стороны общества и власти. Хотелось бы добавить вот что. Накануне один из участников движения «Планета Тайга» выступал в одной из общеобразовательных школ города. В какой-то момент он решил выяснить, знают ли дети о, например, Дерсу Узала. Из 40 человек в классе один «кое-что слышал, но не помнит, кто это». Оказалось ,что уровень детских знаний о Хабаровском крае ограничивается амурским тигром, нанайцами и рекой Амур — и суть даже этих явлений, за исключением названий, детям неизвестны. На вопрос, собираетесь ли вы уехать в будущем из Комсомольска, утвердительно ответила половина аудитории. Неудивительно. О том, ради чего здесь можно жить, что прекрасного в дальневосточном регионе они знают примерно ничего.
В то же время Беара Грилсса, популярного ведущего ТВ-передач о выживании в дикой природе, знали уже около пяти человек. О «Планете Тайга» — ещё больше. Это приятно. Но главное — это ярко доказывает факт, что методы преподавания краеведения в нашем регионе устарели и неэффективны. Дети смотрят YouTube и играют в игры (как, кстати, и взрослые). Значит, эти инструменты работают. Через них и надо либо обучать, либо подводить к обучению. На что, собственно, и нацелены игры Алексея Терещенко и студии «Тигриный угол».
Разумеется, можно привычно заворчать, что все эти ваши игрушки, соцсети и гаджеты только разлагают юные мозги. Можно припомнить, как учились отцы, деды и прадеды, которые корпели над книгой, оттачивали почерк через трафарет и знали наизусть таблицу умножения. И им было интересно учиться. Меня всегда мучал вопрос — почему? Неужели и вправду предки наши — богатыри, не мы, и нынешнее племя, жертва проигранной Холодной войны, пробило дно интеллектуальной деградации?
В 1930-е гг., во времена массового ликбеза, учиться нашим героическим предкам было действительно интересно. Ведь это были, в основном, крестьяне, не видевшие в жизни ничего, кроме коров и уборки озимых, и которым дали путёвку в насыщенную урбанизированную жизнь. Физические эксперименты и химические реакции, математические расчёты и стихотворения Пушкина наизусть — это была тяжёлая и ответственная, но и взахлёб интересная игра. А дальше — университеты, заводы и фабрики, большая наука, космос, НТР, кибернетика… Технологии соответствовали времени, образование соответствовало технологиям.
Давайте теперь ответим на вопрос. Какие технологии сегодня в тренде? Какое общество, какие экономика и наука считаются прогрессивными? Ответ: информационные. Об этом даже президент в мартовском послании сказал, чтобы уже даже до самых арьергардных умов дошло. И в этих прогрессивных обществах давно укоренился термин «игрофикация» — игровое обучение, которое, вкупе с классическим, уже даёт результаты.
Может, пора понять, что игры — это серьёзно?

Один комментарий.

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована