Автор: Татьяна Чанова
Фото Полины Таскиной

Предваряя приход весны, Театр КнАМ представил необычную, трогательную, эфемерную и одновременно мощную премьеру «Фрида». На сцене театра танцовщики Виктория Грибанова, Юлия Власенко и Алексей Чернов посредством языка тела – танца создают некую фантазийно-реальную историю на тему сопротивления сильного человека беспощадным жизненным ситуациям. Здесь нет игры, нет лицедейства, преувеличения или притворства. Только сам человек.

Фрида

Всемирно известная впоследствии мексиканская художница Фрида Кало в юности попала в автокатастрофу. Врачи обнаружили у девушки тройной перелом позвоночника и трижды сломанный таз, а также одиннадцать переломов правой ноги, раздробленность ступни, перелом ключицы и рёбер, вывих плеча. Художница на протяжении жизни перенесла более тридцати операций и испытывала постоянную боль. Все свои муки она изливала в живописи. Полотна Фриды Кало – квинтэссенция страданий, не только физических, но и душевных. Однако люди видели её неизменно жизнерадостной, весёлой, эпатажной и удивительно красивой. В 2002 году весь мир влюбился в фильм «Фрида» режиссера Джули Тэймор с Сальмой Хайек в главной роли. Даже те, кто с неприязнью относился раньше к её болезненной живописи, прониклись не столько творческой силой и мощью таланта, сколько жизнестойкостью и упорством этой невероятной женщины. Все мужчины стали мечтать оказаться на месте её мужа – самого знаменитого художника и ловеласа Мексики Диего Риверы — или уж, на крайний случай, её любовника Льва Троцкого. А все модные девушки захотели себе монобровь, усики и сигару…
Шутки шутками, но пример Фриды, чемпионки по преодолению боли, личных трагедий и разочарований, вдохновляет мир вот уже более полувека.

 

Форма

– Это не я выбирала тему и форму будущего спектакля, это они меня выбрали, – поясняет Вика Грибанова, режиссёр-постановщик и идейный вдохновитель проекта. – Личные обстоятельства мои на сегодняшний день перекликаются немного с историей Фриды. Танцевать – это всё, что я могу. И хочу. Это дело моей жизни. Если тебе есть что сказать – станцуй это, чтобы тебя поняли. Вот я и задумала станцевать про Фриду. И немножко – про себя.
Всё на свете имеет форму. Рассказ, роман, спектакль, тело… Форма бывает разная, иногда даже такая идеальная, как Викина. Все, кто видел её на конкурсах танго, на сцене, в музейных и галерейных перфомансах, не могли отвести глаз. Она – сама фея танца…

Фея

Грациозная, молчаливая, хрупкая, хрупкая, хрупкая… Это Вика Грибанова. Я смотрю на её фото в соцсетях. Вот она, милая и забавная, делает ласточку в спортзале, трогает цветы, читает стихи Алины Волнами, загорает с друзьями на Амуте, танцует на площади перед библиотекой Островского, потчует пирожными маэстро танго Эсекьеля Гомеса… Фото полны тёплых эмоций, нежной пикантности, хрупкой прелести совершенства.
В Театр современного танца «Арт Модерн Линия Сергея Бурлак» Вика пришла восемь лет назад и быстро стала солисткой. Потом были эффектные проекты на конкурсах, мастер-классы по контактной импровизации, преподавание… А теперь вот пришла в голову Фрида.

Фролова

– Это будет шикарно, – промолвила со знанием дела Татьяна, когда Вика изложила ей свой план.

Фролова, как режиссёр с тридцатилетним стажем и международной славой, уже чётко представляла себе и алое платье на фоне чёрного проёма двери, и свет прожектора, направленный прямо в лицо, и рассыпанные в беспорядке цветы и кисти – все те фишки, все те, незначительные для непосвящённого, мелкие детали, из которых строится волшебное сценическое действо. И хотя Вика, Юля и Алексей сделали всё сами, спектакль получился типично КнАМовским. А каким же ему ещё быть на сцене КнАМа?!

«Фриду» можно вполне считать прологом к новой работе театра – документальному
спектаклю «Мой цвет надежды — оранж», что готовится сейчас в рамках проекта «Театр как средство социальной адаптации и реабилитации» при поддержке гранта Президента Российской Федерации. Команда театра надеется, что сможет помочь людям с ограниченными возможностями здоровья и людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, преодолеть внутренний кризис.

Фото

— КнАМ – удивительное место судьбоносных встреч, – говорит автор потрясающе красивых фотографий, что экспонируются в белом зале театра, Полина Таскина (фотостудия «Camera Obscura»). – Именно здесь я впервые увидела Вику в танце. Да у меня камера из рук выпала! Так это было завораживающе прекрасно. Ребята неимоверно крутые, и я надеюсь, что наши творческие отношения ждёт долгое будущее.
Так творческий порыв одних талантливых людей провоцирует порыв других, не менее талантливых, но в другой области искусств. И получается настолько мощный взаимообмен душевными вибрациями, что зрителям остается лишь с изумлением взирать на эти чудеса.

Фонтан

Инженер-конструктор Амурского судостроительного завода Алексей Чернов – фигура заметная. И когда я порой из окна автобуса вижу его, пружинящей походкой профессионального танцора пересекающего проспект Мира, всегда ловлю себя на мысли: «Господи, сделай так, чтобы у этого человека всё было хорошо». Энергия так и фонтанирует из этого атлетически сложённого молодого человека, а его длинные волосы, собранные в хвост, добавляют образу шарма. И весь он будто высоченная струя петергофского фонтана, подсвеченная алым прожектором. И не заткнуть этого фонтана, не высушить, не обезводить. Кроме исполнения мужской партии в спектакле, на Алексея возложили техническую часть постановки. Как справился – смотрите. Дай Бог повезёт, и «Фрида» состоится ещё раз. Может быть…

Факт

Когда-то во вполне ещё обозримом и памятном прошлом в ДК судостроителей Комсомольска-на-Амуре плодотворно работал Театр танца «Арт-модерн линия Сергея Бурлак». Три года назад его основатель — преподаватель современного танца Сергей Бурлак, устав бороться с рутиной, уехал в Америку. Коллектив (в котором были и Вика, и Лёша, и Юля) остался на прежнем месте, с тем же названием. Но год назад аренда помещения настолько возросла, что продолжать работу стало невозможно. Так золотой телец пожирает и вытесняет талантливых людей, которые могли бы составить честь и славу своего города. Хорошо, что есть ещё фанаты своего дела.

Фанатизм

Студентка технического университета Юлия Власенко, милая доброжелательная Юлечка, всегда светящаяся улыбкой. Откуда у тебя на сцене этот леденящий взгляд фурии? А-а-а, понятно: надо отразить отчаяние. Отчаяние как начало чего-то нового, отчаяние как толчок в дальнейшую судьбу, пусть трудную, но прекрасную.
На фоне рослых Алексея и Вики Юля – как смелый маленький паровозик, выносливый и надёжный, фанатично движущийся заданным курсом. Сразу после премьеры, пребывая в невероятном возбуждении, Юля тараторит:
— Ой, я прямо не заметила, как всё пролетело. А музыка живая (группа «Рандомайз ДуЖжжЪ». — Прим. автора) – это всегда совершенно непредсказуемо. Но ощущения прекрасные, я рада, что вам понравилось. И ещё – спасибо КнАМу за помощь.

Феномен

КнАМ делает людей зрячими. Здесь безмолвные обретают голос. Феномен этого удивительного места ещё и в том, что всегда есть момент познания нового – будь то поэзия, музыка, социология, кино или язык тела. Всегда на разрыв аорты, всегда необыкновенно чувственно, всегда с проникновением в самые потаённые сферы души и сознания. Здесь можно подзарядиться позитивом, приобщиться к великому, познать принципы самой Красоты. Неожиданно, вдруг, стать интересным другим людям, быть выслушанным и понятым. И даже узнать что-то новое о живописи, если пришёл на спектакль, ничего не зная о Фриде…

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована