КГКУ Детский дом 20, который расположен в сельском поселении «Село Хурба» Комсомольского муниципального района, объявляет о наборе в «Школу наставников». Помочь ребёнку детского дома социализироваться, подготовиться к самостоятельной жизни теперь легко. Как это сделать, вас научат. Обучение в «Школе наставников» бесплатное.
Мы знаем, что в нашем мире дети иногда живут без родителей. Но как они так живут, мы чаще всего не знаем.
СМИ нам говорят, что дети в детских домах всем обеспечены, сыты и одеты, и телефоны сенсорные у них есть, и квартиры собственные будут, и что с ними занимаются специалисты. И мы вольно-невольно думаем: «потребленческая позиция», «всё готовенькое», «тарелочка с каёмочкой».
Но.
Ребенку всегда, во все времена, во всех ситуациях, по-прежнему нужны внимание и забота со стороны взрослого человека, со стороны «его собственного» взрослого.
Решиться, например, на усыновление, и даже взять ребенка под опеку, может не каждый. У кого-то нет жилищных условий, у кого-то родственники против появления в семье «чужого» ребенка. Поэтому не каждый ребенок детского дома имеет шанс попасть в семью, где бы он смог получать так ему недостающую любовь, заботу, жизненный опыт.
И вот появилась новая форма для благотворительного творчества – наставничество, идеи которого уже не первый год активно развиваются в России, в том числе и в Хабаровском крае. Цель этого движения — помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в формировании навыков, необходимых для адаптации к самостоятельной взрослой жизни.
В КГКУ Детском доме 20 реализуется проект индивидуального наставничества, который называется «Рука помощи». В нем принимают участие как воспитанники детского дома в возрасте от 14 до 18 лет, так и его выпускники, ребята в возрасте от 18 до 23 лет.


В феврале 2018 года состоялся 1-й выпуск «Школы наставников». Прошла торжественная церемония вручения первых сертификатов о ее успешном окончании уже состоявшимся наставникам, а шесть ребят детского дома обрели своих старших друзей, которые будут им опорой в любых ситуациях, помогут развить свой потенциал и определить жизненные цели, привьют культурные, духовные и моральные ценности, обучат детей навыкам самостоятельной жизни в обществе.

— Спасибо за то, что вы стали друзьями для наших детей, для них это — очень значимое событие, — поблагодарила волонтёров директор детского дома Олеся Масютина. — Спасибо за ваши мастер-классы, за наставления, советы. Детям очень важно понимать, что они кому-то интересны, что они кому-то нужны в этой жизни. Спасибо, что вы откликнулись на наш призыв стать их другом.

Анна Сатдыкова – педагог-психолог, куратор проекта. С ней первой знакомится будущий наставник, она проводит интервью, тестирование, читает лекции в «Школе наставников», проводит тренинги, организует мероприятия для будущих наставников и воспитанников детского дома и всегда готова обсудить любые проблемы, возникающие в процессе обучения и общения.

— В жизни наших ребят сегодня появитесь вы, — обращается она к участникам проекта. — Вы передадите им свой опыт, своё умение радоваться жизни и любить – это для наших ребят очень важно. А у вас появятся наши ребята, которые готовы в вашу жизнь вносить радость, движение, жизненную энергию и новые открытия. Я уверена, что этот день останется в вашей памяти на всю жизнь.

— Наставник – это тот взрослый человек, заботливый взрослый друг, который становится для ребенка или подростка значимым человеком, который хочет и может посвящать ему свое время, знания и силы, — рассказывает Анна Сергеевна. — Граждан, желающих стать наставниками для наших ребят, мы приглашаем на первую встречу, в ходе которой отвечаем на все интересующие вопросы, рассказываем о том, каким образом проект «Рука помощи» реализуется в нашем детском доме.

— Как часто будущим наставникам нужно будет ходить на занятия?
«Школа наставников» проходит один раз в неделю, в субботу или в воскресенье. Первые несколько занятий – теоретические. Мы говорим о психологических особенностях воспитанников детских домов, их правовой и социальной поддержке, проводим тренинги, упражнения, ролевые игры. Затем проходят несколько встреч, в которых принимают участие и кандидаты в наставники, и ребята детского дома. Эти встречи проводятся для того, чтобы между взрослыми и детьми установился эмоциональный контакт, сформировались пары наставник-воспитанник. После окончания обучения в «Школе наставников» происходит торжественная выдача сертификатов, затем гражданин пишет заявление о назначении его наставником над ребенком детского дома и подписывает соглашение о наставничестве, которое действует в течение одного года и может быть продлено до достижения подопечным 23-летнего возраста. На протяжении всего периода взаимоотношений наставника и воспитанника куратор проекта будет оказывать помощь и поддержку.

— Чем можно заниматься с ребёнком, когда ты стал его наставником?
В течение двух месяцев после заключения соглашения о наставничестве встречи наставника с ребенком проходят на территории детского дома. Мы предлагаем наставнику делать с ребенком уроки, «подтянуть» его по некоторым предметам. А в ходе совместной творческой деятельности пообщаться с ребенком, узнать, что у него творится на душе. Можно собирать пазлы, рисовать, вместе убраться в комнате, запустить воздушного змея, покормить птиц, посадить дерево, полить цветы, просто поговорить за чашкой чая.

— А если есть возможность вывезти ребёнка в город, вы разрешаете?
Для того, чтобы наставник мог общаться с ребенком вне территории детского дома (гулять по городу, ходить с ним в кафе, в кинотеатр, на выставку, в музей), ему необходимо обратиться в отдел опеки и попечительства по месту своего жительства и оформить заключение о возможности временной передачи ребенка в свою семью. Это не займет много времени, а для пары наставник-воспитанник даст больше возможностей для взаимодействия.

КГКУ Детский дом 20 устроен по семейному типу: у каждого ребёнка есть своя комната, а на кухне в каждой группе — кухонный гарнитур, имеются бытовая техника и условия, чтобы дети могли самостоятельно себя обслуживать. Дети старшего подросткового возраста участвуют в проекте, который учит распоряжаться деньгами, готовить: ребята сами закупают продукты, сами составляют своё меню, сами готовят себе завтраки, обеды и ужины. Различные кружки и секции – всё работает в детском доме. И воспитатели, и психологи добрые и хорошие.
Но.
Кто будет рядом с ними, когда они покинут стены своего любимого (говорят дети) детского дома? Кто подскажет, объяснит, предостережёт, обнимет, успокоит, поверит? Если у вас есть возможность, окажитесь рядом вы.


Что говорят сами наставники:

Оксана, мама троих детей:
— Выбрала девочку, первые два месяца мы будем с ней здесь встречаться. Потом будем гулять в парке, в кино пойдём, уроки сделаем. Будем приезжать с мастер-классами для всех детей, чтобы все вместе были.

Валя, мама:
— Я участвую в проекте «Сладкие дела», мы делаем и дарим тортики детям с ограниченными возможностями в Дни их рождения. И в этой группе летом нас попросили приехать и заплести девочек из детского дома для выпускного. Мы с Сашей съездили, оттуда всё началось. К детям привыкла. Сейчас это – часть нашей жизни. Когда видишь человека, сразу к нему привыкаешь, так у меня и получилось.

Александра:
— Я сразу увидела «своих» девчонок. Нам даже говорят, что мы с ними похожи (по правилам проекта, если у ребёнка есть брат и сестра, наставник может взять шефство над обоими).

Юля, мама троих детей:
— Дети, выходя из детского дома, всё равно куда-то прикрепятся. И если с ним не будет проверенного, хорошего человека, с ним рядом может оказаться какой-нибудь плохой сосед или плохая компания. Поэтому лучше, если это будем мы.
Я во время наших поездок отдыхаю. Тут совсем другая обстановка, мы сами веселимся, как дети. Дома — проблемы домашние, а тут – общаемся, развлекаемся, поделки вместе делаем. Дети нас просят приезжать даже без мастер-классов, просто приезжать. Мы в первый раз у них спрашивали, что им привезти в следующий раз, может, мороженое, конфеты? А они нам говорили: «Просто сами приезжайте, ничего не надо».
Я своему старшему сыну рассказываю, как детки живут, часто детей привожу в пример. Я помню, как мы приехали в первый день знакомиться, для нас сделали экскурсию, и мы заходим в одну комнату, а там мальчик, лет семи, стоит, гладит. Платье. Мы спрашиваем: «Что ты делаешь?», а он объяснил, что у девочки, у его подруги, день рождения – 8 лет, и он ей решил сделать сюрприз. Я пришла домой и говорю дочке: «Так, давай учиться гладить, если даже мальчики это умеют». На самом деле, в многодетных семьях прощё с этим. Если ребёнок в семье один, он привык, что всё внимание – для него, а когда детей трое – они уже привыкли, что мамой приходится делиться.

Павел, бывший выпускник детского дома:
— Поучаствовать в программе мне предложили психологи детского дома, идея мне понравилась. Потому что надо помогать. Я просто себя помню. Самое главное для этих детей, что бы кто-то ими интересовался. Когда я сам жил в детском доме, у нас такого не было. К нам максимум приезжали на праздники – Новый год, 1 июня, батюшка начал приезжать уже позже, когда я выпустился. Да и на праздники – приедут, подарят сладкий подарок, скажут пару слов и всё. А когда выпустился и приехал в город — никого у меня не было, ничего я не знал.
Своего подопечного я могу научить танцевать, и в волейбол играть, повозить по интересным местам города. Сам я живу в Комсомольске, но меня не пугает отдалённость детского дома. Автобус в Хурбу ходит каждые полчаса.

3 комментария

  1. Леонид

    Добрый день!
    Подскажите, а с какого числа начинает работать «Школа наставников» и как в неё попасть?

    Ответить

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована