Неслабо, однако, упала на головы гражданам российским информационная гиря. Перспектива увеличения пенсионного возраста и НДС (интересно, многие ли понимают в чем, собственно отличие НДС от других налогов, НДПИ, например или ЕНВД?), рост цен на бензин, ожидаемое поднятие тарифов ЖКХ – сиди, гадай, применят-не применят, отменят-не отменят, приедет ли тот самый барин, который справедливо рассудит или не приедет?

Внутренняя государственная политика – штука непредсказуемая. Информация о реальном положении дел, состоянии экономики и финансов, противоречий в группировках на вершине власти и их компромиссах, прогнозируемых угрозах в свете общемировых тенденций – этого мы знать не можем и, по всей вероятности, не узнаем никогда.

Нам с вами, дорогие россияне, доступна только та информация, которую мы черпаем по телевизору, в интернете, в газетах и журналах, на радио. Честно говоря, планировать свою жизнь, используя эту самую «малую часть» совершенно нереально. Доказываю.

Ты слушаешь радио «Звезда» — одна подача новостей. Переключил на «Эхо Москвы» — диаметрально другая. Смотрим телеканал «Россия 24», а потом включаем РБК – ба-бах, ярко выраженный дуализм мнений! Читаем газету «Российская газета», а после берем «Коммерсант». Та же история. Как жить дальше? К чему готовиться? Чем заниматься и во что вкладываться?

Ладно, мы — люди поколения 45+. Мы давным-давно приобрели вполне устоявшиеся навыки, профессии, мировозрение и т.д., и как-то устаканили свое бытие. А вот молодежь – жаль. Выпускников школ – особенно. Многие мои знакомые являются счастливыми обладателями детей примерно этого возраста. В чем проблема? Да в том, что молодые люди, находясь на грани перехода во взрослую жизнь, совершенно не представляют себе свое будущее! Куда идти учиться? Что выбрать в качестве дела своей жизни? Во что верить и кому верить?

Знаете, уважаемые читатели, за полвека я обрел твердое убеждение в том, что самое сложное (а порой даже мучительное) – делать выбор. Это от понимания, что ошибка (в будущем) может обойтись слишком дорого.

Как правило, мы, взрослые, пытаемся выбирать будущее наших детей не вместе с ними, а за них. И совершаем, на мой взгляд, непростительную ошибку. «Ты пойдешь в музыкальную школу, потом в музыкальное училище, потом в консерваторию и станешь Башметом». Намерение благое, но именно такими, как известно, вымощена дорога в ад. Бедное дитя бережет пальчики, много времени проводит за фортепиано, беспощадно зубрит сольфеджио. А зачем? А затем, что родители с ранних лет приговорили его к мировой славе великого музыканта. Но какова вероятность, что ваше чадо является самым талантливым и усердным среди миллионов ему подобных и добьется свершения вашей (вашей, а не его) мечты? Если не нулевая, то пренебрежительно малая (Башметов много быть не может по определению).

Рассмотрим негативный (но более вероятный) сценарий. Великим музыкантом ребенок не стал, максимум, что ему светит – работа в музыкальной школе или скромном провинциальном оркестре. Трагедия? А как же? Крушение надежд и амбиций при отсутствии или острой нехватке знаний и навыков в других областях могут привести к весьма печальным последствиям, вплоть до ломки психики и тяжелой форме нигилизма вперемешку с декадентством.

То же самое может произойти при попытке прорыва в т.н. «большой спорт».

Тренировался с 6 лет, по три тренировки в день, строгий режим, отказ от всего лишнего. Полное сосредоточение на результате и…? В 28 лет ты уже перестарок, причем не факт, что выбился в олимпийские чемпионы. Что дальше? Тренер в ДЮСШ? Это в не самом плохом случае. Поинтересуйтесь судьбами спортсменов «вышедших в тираж», поймете, о чем я…

«Ты будешь юристом, экономистом, менеджером, политологом и т.д., и т.п. Это сейчас самое-самое!», — внушается заботливыми родителями подрастающему поколению. И сотни ВУЗов, разбросанных по всей стране, предлагают наперебой: «Поступайте к нам! Мы – самые-самые! Наш диплом ценится везде! С ним не пропадешь!». Простите – не верю. Ни один диплом не гарантирует хорошего трудоустройства, если он не подкреплен авторитетом пап-мам, дядь-теть и прочим сонмом родственников и знакомых.

Упаси бог, я не призываю вас срочно забирать детей из музыкальных школ и спортивных секций. Не убеждаю срочно отговаривать их от поступления в ВУЗ. Да на здоровье! Если есть жгучее желание и определенная сумма денег.

Я просто предлагаю иной взгляд на жизнь. А он таков.

Учить надо целому набору навыков, применимых в реальной жизни. Всегда. Независимо от ситуации в стране, месте жительства, моде и прочее, прочее.

Даешь пример! Надо ли научить ребенка плавать? Надо. На Амуре живем и, что греха таить, люди тонут каждое лето. Смысл навыка – спасение своей (а может и чужой жизни). Мотивация? Еще какая.

Надо ли учить мальчика-юношу навыкам ремесла, хотя  бы пригодным на бытовом уровне? Конечно. В первую голову – это развитие идеомоторики (то есть мозг представил, дал команду рукам, они точно выполнили задачу). Улучшает и работу мозга, и руки заставляет расти из правильного места. Да и освоить какие-то новые функции становится не в пример проще.

Мотивация? Две! Добавьте сюда еще и экономию вполне реальных денег будущим мужем и отцом при несложном ремонте квартиры, сантехники, розеток-выключателей и т.д. Пригодится во все времена.

Девушка, не умеющая готовить – это сейчас явление вполне распространенное (ах, фемина, ее откровение в другом, да?). Но ее четырежды любящий, нежный и внимательный супруг однажды захочет жрать (простите мой французский), причем желательно – вкусно и разнообразно. И что дальше? Прощальный треск любовной лодки, разбившейся о быт?

Мотивация – экономим деньги на кафе и ресторанах. О качестве пищи в заведениях промолчу, дабы никого  не обидеть.

Умение кроить и шить, а так же вязать, полагаю, уже безвозвратно утеряно. Надеюсь ошибиться. По мотивации – сами придумаете.

Умение ориентироваться в лесу, а в случае необходимости и продержаться в нем – надо?  В тайге живем. Можно выехать на пикничок и заблудиться в трех сопках. Элементарно. Каждый год люди теряются и хорошо, если находятся.

К чему веду-то (ишь, разошелся)? Мы живем в странное и непредсказуемое время. Государство декларирует развитие страны в целом и каждого индивидуума в частности. Огромное количество школ, ВУЗов, кружков и секций с энтузиазмом предлагают нам реализацию наших надежд и мечтаний о будущем наших детей, и мы, очарованные этим разнообразием, готовы на любые жертвы. А что, если предлагают лишь иллюзию? Которая не превратится в реальность?

По моему личному опыту – становление и социализация молодого человека или девушки затянутся на годы и будут весьма болезненны. И виноваты в это будем мы, взрослые.

Давайте учить детей жизни. К реальной жизни, а не к ее фантому…

Не знаю, как у вас, дорогие читатели, а меня не покидает стойкое предчувствие, что скоро, очень скоро на авансцену выйдут настоящие ценности, весьма далекие от наших сегодняшних представлений.

P.S. Эксперимент, под занавес. Отойдите от компьютера. Возьмите обыкновенную шариковую ручку. Попробуйте написать страницу-другую.
Ух ты. А почерк-то – не очень. И пальчики устали. Угадал? Про грамотность деликатно промолчу.

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована