Школа как место силы

Шестидесятые годы… Совсем недавно закончилась Великая Отечественная война, Советский Союз вернулся к мирной жизни, по всей стране строились жилые дома, Дворцы культуры, университеты, заводы и фабрики. И конечно же, школы.

1 сентября 1961 года в Комсомольске-на-Амуре открылось одно из самых известных учебных заведений города – школа №51. В те далекие годы она называлась — средняя общеобразовательная единая трудовая политехническая школа. Молодой, активно развивающийся город обеспечил школу 1900 учениками и почти сотней учителей.

За свою долгую и плодотворную жизнь школа несколько раз меняла свой статус. Создание студии бального танца, драматических и хоровых кружков позволило получить статус школы с художественным уклоном, а в 1993 году школа №51 первой в городе стала лицеем с физико-математическим уклоном. Надо отметить, математика и физика в 51-й школе  всегда были сильной стороной. Достаточно сказать, что в 2006 году школа стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, а в 2012 году на базе школы был открыт «РОСМАШКЛАСС». Основная его цель – подготовка будущих специалистов для машиностроительных предприятий Комсомольска-на-Амуре.

1 сентября 2021 года школа №51 отметила свой юбилей – 60 лет со дня своего основания. Пройден путь длиною в шесть десятилетий, в прошедшие десятилетия вложен огромный труд нескольких поколений учителей, выпущены из стен школы тысячи учеников. Юбилей школы – это, конечно, праздник для всех: и для тех, кто когда-то был её учеником или учителем, и для тех, кто учится и работает в школе сейчас.

— С 51-й  школой связана лучшая часть моей жизни, — говорит Елена Гурьевна Галиева, учитель литературы и русского языка. — Мы с мужем учились в этой школе, наш выпуск был вторым. Обе наших дочери тоже учились в этой школе, внук,  у нас уже образовалась семейная традиция получать школьное образование в 51-й школе.

Елена Гурьевна Галиева

— Елена Гурьевна, вы работали в школе с 1990-го по 2009-й год, застали 90-е годы, что вы можете сказать о тех временах и школе?

— Времена в общем-то были трудные и неспокойные, но я эти годы вспоминаю как одни из самых светлых, радостных. Были и трудности, не без этого, но школа – это как место силы, всегда помогала выстоять. Мы пережили трудные времена рядом с детьми, дети они всё-таки создания более чистые, не обескураженные жизнью взрослых людей, не знают несправедливости, и в этом плане с ними гораздо интереснее, ярче, легче.

Кроме того, меня окружали удивительные люди — и взрослые и дети. Школа – это такой яркий, динамичный организм, нам всё время чего-то хотелось создать, мы всё делали, всё успевали. И всегда понимали, что школа №51 — одна из лучших школ города, что мы впереди, мы — первые.

— Что мотивировало вас каждое утро вставать на работу?

— Наверное, любовь к профессии. Это немаловажно, потому что учителя были хорошие, люди, которые пронесли уважение к своему труду через всю жизнь, осознанно принимали свою миссию сеять разумное, доброе, вечное.

В беседах с учителями городских школ у меня сложилось твёрдое убеждение, что главное в школе – это педагогический коллектив. Учителя определяют всё: качество образования, общий настрой учеников и преподавателей, атмосферу, в которой хочется жить и учиться. Долгие годы директором школы №51 была Нина Фёдоровна Рожко, народный учитель СССР, почётный гражданин Комсомольска-на-Амуре. Именно благодаря ей в школе сформировался тот климат, который делал коллектив счастливым.

В настоящее время в школе работает дружный, сплочённый, высокопрофессиональный педагогический коллектив, способный решать практически любую задачу, творческий, активный, открытый к поиску. Это настоящая команда единомышленников, где преобладают отношения сотрудничества, уважения и доверия. Многие преподаватели отмечены государственными наградами и званиями. Девять педагогов являются победителями Всероссийского конкурса «Лучший учитель». В результате ученики школы, мотивированные на высокие учебные результаты, уже третий раз становятся обладателями 100-балльного результата Единого государственного экзамена по русскому языку: в 2009 году Туизова Анастасия, в 2011 году Коновалов Евгений; в 2014 году Наземцева Алёна, учителями которых были  Наталья Ивановна Прокопенко, Людмила Васильевна Аксёнова, Светлана Алексеевна Буркова.

— Я пришла в 51-ю школу в 1985 году, – рассказывает учитель русского языка и литературы (заслуженный учитель Российской Федерации) Светлана Алексеевна Буркова. – Директор школы Нина Федоровна Рожко меня уговорила. Я пришла и ни одного дня не пожалела. Педагогический коллектив, который создала Нина Фёдоровна, сохранил все традиции и преемственность поколений, одно время 18 учителей были выпускниками нашей школы. И сейчас у нас работают наши выпускники. Коллектив сохранил единство – это самое главное. Если надо какое-то общее дело – мы все едины, мы все вместе и в радости, и в горе.

Светлана Алексеевна Буркова

– Светлана Алексеевна, для успешного образовательного процесса детей надо заинтересовать в учёбе, мотивировать. На ваш взгляд, как это можно сделать?

— Только похвалой. Нам надо больше хвалить детей. Сейчас дети меньше чувствуют душевность к себе. Родители больше ругают, наказывают, а лишний раз похвалить ребёнка не хотят, а ведь в ребёнке следует видеть не ученика, а человека в первую очередь. Многим детям надо высказаться, а взрослым в этом случае надо уметь выслушать.

Дети, конечно, изменились. Стали более жестокими, единоличными, родители — более требовательными. Ребёнок часто учится не для себя, а для родителей. В отношениях учеников уходит коллективизм, стало меньше самостоятельности.

— Есть такое понятие – стандартизация образования, от Питера до Питера один учебник литературы на всю страну. Насколько учитель сейчас может быть гибок в следовании школьной программе?

— Стандарты есть, но очень много зависит от самого учителя. Я считаю, что программа есть программа, тем не менее все-таки откровенных догм у нас нет, литература в иных случаях требует корректировки, и учитель вполне может проявить самостоятельность.

– Часто в старших классах наблюдаются какие-то кризисы, отход от учёбы, когда вроде всё было нормально, а потом что-то ломается, где-то начинает клинить.

— Ломается ученик от того, что занят не своим делом, он не хочет учиться дальше, а родители порой заставляют идти в 10-11 классы. Аттестаты учеников, которые идут в техникум, — по пять баллов, то есть они успешно учились и пошли получать профессию, которая им интересна, а не сидеть два года в школе, изучая предметы, которые ему неинтересны.

Ребёнок в девятом классе уже должен определиться сам, у него должен быть интерес, нельзя заставлять, навязывать учёбу силой, поскольку в 10-11-х классах абсолютно другие программы, отношения и требования преподавателей совершенно другие.

Сегодня, в знаменательный юбилейный год, школа №51 была и остаётся одной из самых передовых школ не только в городе, но и в Хабаровском крае. Лучшие физики, математики, победители олимпиад, традиционно тесные связи с КнАГУ, многие руководители которого являются выпускниками школы №51.

За прошедшие годы коллективом педагогов была проделана огромная работа, создан имидж инновационного, конкурентоспособного, творческого образовательного учреждения.

Шестьдесят лет школы №51 – это годы труда, радость побед, красивые и добрые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Вспоминая прошлое, мы думаем о настоящем, мечтаем о будущем. А в будущем всё будет хорошо, без вариантов.

Яндекс.Метрика