Чудеса из глины

В библиотеке имени Горького завершился очередной социальный проект под названием «Чудеса из глины: игрушечный промысел». Он стал победителем конкурса социальных мини-проектов в рамках творческой мастерской «Есть идея!», организованного АНО «Городской ресурсный центр поддержки гражданских инициатив» и АНКПО «Точка Роста» при поддержке Фонда президентских грантов.

Автор проекта — заведующая библиотекой имени Горького Екатерина Колядинцева и ведущая занятий — библиотекарь Надежда Жирнова создали в библиотеке инклюзивную мастерскую, где работали дети с разными возможностями здоровья. Каждый из двадцати учеников за десять занятий изготовил и унёс домой пять поделок, сделанных своими руками.

Глинотерапия

В начале каждого занятия создатели проекта просто разговаривают с детьми, обсуждают их настроение и постепенно подходят к теме занятия. В конце ребята самостоятельно играют, общаются. Это положительно влияет на социализацию детей, имеющих особенности развития. Сейчас в Комсомольске для них не так много мест, где можно с пользой провести время, получить знания. Некоторые и вовсе находятся на домашнем обучении.

— Глина – это живой природный материал, — рассказывает Надежда Жирнова. — В первую очередь она действует на детей успокаивающе, помогает снять эмоциональное напряжение. Причём не только у детей, но и у взрослых тоже. Лепка из глины развивает творческое воображение, мелкую моторику, внимание, усидчивость. То есть мы занимаемся не просто лепкой, а глинотерапией. Материал позволяет детям выражать свои идеи, не действуя по шаблону. У ребёнка всегда есть выбор, как именно сделать ту или иную деталь. Я всегда показываю разные варианты.

Поскольку в названии проекта звучит выражение «Игрушечный промысел», на занятиях дети делают разных сказочных персонажей и не только. На первых занятиях лепили кружечку. На заключительном будет тарелка в восточном стиле из сказки «Аладдин». Ребята используют разные инструменты в своей работе –  стеки, металлические гребешки, с помощью которых можно делать узоры, заглаживать детали, оставлять красивые отпечатки. Такому не научат в обычной школе. Сделанная вещь останется у ребёнка навсегда. И самое главное в том, что такие вещи, как ваза или тарелка, можно использовать в быту. К сожалению, в мастерской пока нет печи для обжига, а она помогла бы продлить срок службы таких изделий.

— Нам очень помогли средства гранта мастерской «Есть идея!» – продолжает Надежда. — Мы заказали и купили в хорошем профессиональном магазине глину – белую и красную. Приобрели  необходимые инструменты, коврики, фартуки, акриловые краски.

Лепка из глины – медитация

За всё время действия проекта было проведено три диагностики психологического состояния детей – в начале, середине и конце курса. Оказалось, благодаря такой работе ребята не только развивают внимание, усидчивость, самооценку, вырабатывают мелкую моторику, но и узнают много нового.

— К каждой теме занятия я подбираю какое-то произведение. Это может быть сказка, история, рассказы о животных. Например, недавно мы с детьми очень увлеклись чтением книги Тамары Крюковой «Весёлый хуторок». Детям очень понравилась главная героиня – лошадка Розалия. По итогам чтения каждый ребёнок сделал себе свою лошадку. И у всех они были такие разные! У кого-то вообще был летающий конь с красивыми крыльями. Вот и воплощение своих идей.

До проекта у Надежды не было опыта творческой работы с особенными детьми. Но её руководитель Екатерина Колядинцева воодушевила, помогла справиться с сомнениями. Сейчас Надежде хочется не просто развивать детей, но и помогать им открывать себя. Как говорит моя собеседница, после школы она не смогла сразу выбрать свой путь, поступила на нелюбимую специальность, по которой затем и не стала работать. Но потом поняла, что хочет связать свою жизнь с педагогикой, поэтому поступила в  университет.

— Первое время я работала в арт-галерее «Метаморфоза», занималась с детьми рисованием, аппликацией. Но всегда хотелось попробовать глину. Этот материал передаёт нам энергию природы, даёт потрясающие ощущения. Можно сказать, лепка из глины – это медитация.

Все люди – особенные

Наталья Тропина, мама Александра, 12 лет:

— У Саши есть некоторые нарушения познавательной сферы и поведения, а также задержка речевого развития. Занятия на проекте «Чудеса из глины: игрушечный промысел» нам очень помогли. Самое главное, что в библиотеке разные дети имеют возможность общаться. И работать с таким материалом, как глина, им очень приятно. Саше нравится даже просто погружать в неё руки, так как она приятна на ощупь. Когда ребёнок делает различные фигуры, у него развивается мелкая моторика. Ещё Макаренко говорил, что интеллект у детей находится на кончике пальцев. У Саши благодаря занятиям развились такие навыки, как усидчивость, внимание, терпение. Например, прежде чем раскрасить изделие, нужно дождаться пока оно высохнет. Получил он и хороший опыт общения с взрослыми людьми. Стал понимать, что не всякое домашнее поведение возможно вне дома. Ведущие занятий очень корректно умеют выстраивать психологические границы. Благодаря общению у Саши обогатился и словарный запас.

— Наблюдая за детьми на занятиях, я заметила, что они стали более внимательно и отзывчиво относиться к своим товарищам, помогают друг другу. Да и в целом у детей не возникает каких-то ненужных вопросов, они легко воспринимают друг друга такими, какие они есть. В отличие от некоторых взрослых. И если у родителей есть возможность оставаться на занятиях и общаться с детьми и  другими родителями, то это точно будет полезно и им. Ведь у нас, у взрослых, тоже есть свои страхи и зажимы. Наше общество, к сожалению, ещё не слишком готово к принятию особенных детей. Не у каждого есть понимание, что на самом-то деле все люди особенные, и это нормально.

Яндекс.Метрика