Театр строгого режима

Комсомольскому-на-Амуре драматическому театру — 85 лет. Наверное, не каждый театр может похвастаться тем, что родился в новогоднюю ночь. Но именно так произошло с театром имени 16-летия Октября в ночь на 1 января 1934 года. И сейчас мы знаем его как драмтеатр нашего города.

За два года активного промышленного строительства воспитать собственных актёров было невозможно, поэтому первая труппа была приглашённой, но, к сожалению, не добровольной. Большей частью её составляли репрессированные заключённые. Начальником театра был лейтенант НКВД, а директором — один из начальников Дальлага. Но не они творили волшебство театральных превращений, а профессионалы, волею судьбы заброшенные в наш край, — Пётр Вознесенский, Михаил Карликовский, Орест Коханский и другие. Ведущая актриса театра — Е.Шаповалова, жена худрука Вознесенского, была вольнонаёмной.

Чапаев и Машенька

Что же показывали жителям молодого города в новогоднюю ночь 1934 года? Не думайте, что новогоднюю сказку. Это был спектакль по роману Д. Фурманова «Чапаев». Подобный герой, романтик революции, полностью отвечал духу времени.

Началась история театра в деревянном здании на Гаражной улице, сейчас его уже нет. В 1944 году труппа переехала в построенный Дворец культуры судостроителей, на сцене которого играла вплоть до 1982 года, когда был возведён большой и красивый современный драмтеатр. В 1936 году клуб-театр им. 16-летия Октября был передан в ведение политотдела военно-строительных частей и стал именоваться гарнизонный театр. Ведение политотдела тут не случайно, ибо театр, да и искусство в целом, в Советском государстве всегда было делом политическим. В 1940 году драмтеатр перешёл под эгиду городских властей.

В конце 30-х труппа продолжает работу с актуальными авторами. Спектакль «Оптимистическая трагедия» по пьесе драматурга и военного журналиста Всеволода Вишневского отмечен первой премией краевого конкурса театральных коллективов. Писатель Вишневский, кстати говоря, был участником вооружённого восстания 1917 года в Петрограде. Написал пьесу «Мы из Кронштадта», экранизация которой не уступала по своей популярности «Чапаеву». Был активным противником Булгакова и Зощенко и даже увековечен в романе «Мастер и Маргарита». Поддерживал деньгами ссыльного поэта Мандельштама. Такой коктейль разных реальностей также соответствовал духу времени, когда одни герои были на пике славы, другие были в опале, ссылках и тюрьмах.

Пётр Вознесенский — первый худрук драмтеатра

Первое место в краевом конкурсе занял и спектакль по роману Николая Островского «Как закалялась сталь». Последние советские поколения ещё помнят харизматичного героя этого романа Павку Корчагина. В 30-40-е годы в спектакле по пьесе Николая Погодина «Человек с ружьём» играют Ленина и Сталина. Это то самое произведение со знаменитой сценой, в которой матрос с винтовкой и чайником бродит по Смольному в поисках кипятка, а помогает ему сам Ильич. Играть вождя мирового пролетариата могли только специально аккредитованные актёры, имевшие особое разрешение компетентных органов.

В начале 40-х первую премию Всесоюзного конкурса театральных коллективов получает спектакль по пьесе Александра Афиногенова «Машенька». Рассказывает она о развитии человечности в человеке. Для тех лет это была нетипичная тема, и Афиногенов сознательно противопоставлял свой традиционный психологический театр новаторству героев того времени Вишневского и Погодина, которые ратовали за новый тип драмы.

С 1937 по 1941 год в комсомольском театре работал Николай Задорнов. Играл на сцене, был заведующим литературной частью. Через много лет вновь встретился с театром своей молодости при постановке романа «Амур-батюшка». Автором-инсценировщиком произведения для сцены стал сын писателя — Михаил Задорнов. В 30-е в местной газете встречаются публикации Задорнова о театральных постановках.

В 1942 году на сцене идёт спектакль «Русские люди» по пьесе Константина Симонова. В послевоенные годы на сцене идёт спектакль «Молодая гвардия» по роману Александра Фадеева. В это же время ставят популярного «Овода» по революционно-романтическому роману английской писательницы Этель Войнич. В романе рассказывается об участниках подпольной организации «Молодая Италия» первой половины 19 века. Вот такие это были 30-40-е годы — охваченные романтикой различных революций, уходящих корнями глубоко в прошлое.

Горькое пиво от Равиковича

С 1958 по 1961 год в нашем драматическом театре работал народный артист РСФСР Анатолий Равикович. Актёр полюбился по роли интеллигента Льва Хоботова в знаменитых «Покровских воротах». А в 1961 году, когда он ещё работал на комсомольской сцене, пленум Всероссийского театрального общества признал его работу лучшей в молодёжном смотре Дальнего Востока. Это была роль Славы в спектакле по пьесе Виктора Розова «Неравный бой». Спектакль рассказывал о любви вчерашних школьников, отношениям которых мешают их родители. В 1961 году Анатолий Юрьевич перешёл в Сталинградский театр им. Горького.

В 2008 году свет увидела книга воспоминаний Равиковича «Негероический герой». Отдельная глава в ней посвящена работе в комсомольском драмтеатре. Воспоминания эти могут кому-то и не понравиться, отчего не становятся менее интересными. В нашем городе у Равиковича только начиналась актёрская карьера, и, как говорит сам герой, он выбрал именно Комсомольск, чтобы быть подальше от родительской заботы.

Коллектив театра с А. Р. Буряком

«Приятно удивили большие подъёмные — мы таких денег не видали никогда. И бесплатные билеты», — пишет наш герой. Прочитаем о самом театре: «Начались тяжёлые будни маленького провинциального театра, с восьмью премьерами в сезон, не считая двух детских спектаклей. Нас завалили работой! Чего я только не сыграл за эти три года в Комсомольске! Гоголя, Островского, Сухово-Кобылина, Толстого, Весь репертуар Москвы и Ленинграда, Лопе де Вега, Бальзака, Шекспира, Мольера, и чёрт-те каких иностранных авторов, никогда не слышанных и не виданных. Играли даже одну японскую пьесу „Праздник фонарей“, про Хиросиму. Публика — в основном приезжие молодые специалисты: врачи, инженеры, учителя, молодые офицеры. Остальные жители этого города ходили в театр только в том случае, если в буфете продавали пиво. Пиво в городе бывало редко, и за ним гонялись. Человек покупал билет в театр, стоимостью, равной бутылке пива, и, не заходя в зрительный зал, как был с работы в ватнике и сапогах, шёл в буфет, набирал пару авосек пива и счастливый шёл домой. В такие пивные дни у нас был аншлаг, все билеты были проданы, а в зале — никого. Под стать городу была и труппа. Каждый сезон она наполовину обновлялась — выгоняли за пьянство».

В 70-х годах на сцене городского театра выступали актёры, приглашённые из столичных театров специально для конкретных постановок, — Василий Лановой, Олег Янковский, Александр Збруев. В 1986 году на драматической сцене шла мистерия 20 века «Диктатура совести». Пьесу написал драматург Михаил Шатров, родственник Самуила Маршака. Это был спектакль-митинг эпохи перестройки. В нём был инсценирован суд над Ленином, со сторонами обвинения и защиты, но который, однако, не закончился каким-либо приговором.

Драм и КнАМ

Театр — это не здание, не внешняя красота и блеск. Это в первую очередь внутренняя работа человека-творца, поиск себя в искусстве, обращение к волнующим и актуальным темам, воспитание публики, а не стремление угодить её вкусам. Недаром Комсомольск в современное время прославился ещё одним своим театром — КнАМ, который, не имея и малой доли всех материальных благ официального городского театра, поражает своими работами, размышлениями о человеке и обществе. Пути театров пересекались не раз, в том числе и на сцене при постановке спектакля по роману Достоевского «Преступление и наказание». Пожелаем же обоим театрам новых совместных работ, взаимного обогащения на благо человеку и искусству!

Материал подготовлен с помощью выставки краеведческого музея «По обе стороны кулис», а также архива драматического театра.

Антон ЕРМАКОВ

Яндекс.Метрика