В этом году ровно 45 лет исполняется речному вокзалу Комсомольска. На протяжении этих лет он является одной из главных достопримечательностей города. Новый собственник здания приводит его в порядок, и уже скоро обновлённый он встретит комсомольчан.
По своей архитектуре речной вокзал напоминает теплоход. В России подобное сооружение находится в единственном экземпляре. Построено оно по проекту архитекторов из Санкт-Петербурга. Строился речной вокзал на протяжении семи лет – с 1969 по 1976 год. Потомственный речник Комсомольска Валентин Берсенёв помнит, как на его глазах возводили уникальное здание, а также о том, какой в те годы была навигация на Амуре.
– На месте нынешнего речного вокзала находилась баржа, – вспомнил Валентин Берсенёв. – В районе автовокзала располагался большой дебаркадер, пришедший в Комсомольск в 1937 году. На набережной располагался воскресный городской рынок, и поэтому тут пришвартовывалось много лодок из ближайших посёлков.
У речного вокзала изначально пришлось укреплять фундамент и делать бетонную подушку, поэтому строительство было не быстрым. Но люди ждали этот объект. Открытие речного вокзала, по словам Валентина Берсенёва, было настоящим событием для всего города. В тот день на набережной состоялись массовые гуляния.
– На церемонии открытия речного вокзала от нового построенного причала должен был отойти первый теплоход «Блюхер», – отметил Валентин Григорьевич. – Планировалось, что он проследует от Комсомольска до Пивани, а потом в течение целого дня будет устраивать прогулочные рейсы для жителей Комсомольска. Были отпечатаны пригласительные билеты для общественности города. Однако помешал ледоход, который пошёл позже намеченного срока. До этого на линии Комсомольск -Пивань постоянно работал штатный теплоход «ОМ-2». «Блюхер» должен был обойти его по срокам начала работ, но не вышло. Поэтому, когда основной ледоход прошёл, «ОМ-2» вышел, как обычно, на свою линию. В то время мне посчастливилось быть капитаном-механиком этого судна. А «Блюхер» после неудавшегося триумфа пошёл работать на другие линии.
Судоходство во второй половине 70-х годов, по воспоминаниям Валентина Берсенёва, было большим. К его причалам приставали ежедневно «Метеоры», «Ракеты», «ОМы», «Василий Поярков» и «Ерофей Хабаров». Комсомольский речной порт был вторым по перевозкам пассажиров и грузов после Хабаровска. Ежедневно сюда приходил пассажирский теплоход, следовавший из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре и обратно. По Амуру также ходили баржи, привозившие в город песок для строительства микрорайона «Парус». Для судов работали три причала. Один из них был сделан специально для туристов.
– Сейчас у нас остался только пассажирский «ОМ-8», который перевозит людей на Пивань и в Нижние Халбы, – отметил Валентин Берсенёв. – Раньше прогулочных теплоходов было много. По субботам и воскресеньям были организованы рейсы по Амуру для туристов. По вечерам по Амуру ходил огромный теплоход «30 лет ГДР», позже переименованный в «Арсеньев». Люди с ночёвкой выезжали на отдых. На теплоходе работали ресторан и сауна. Билет на такой рейс выходного дня стоил копейки.
В конце 70-х годов в здании речного вокзала открылся ресторан с современными интерьерами, где всегда было много народа. Там же располагалась гостиница с номерами первого класса и люксами. Это было очень удобно. Люди стремились на набережную, так как знали, что здесь интересно можно провести время. Как только «ОМы» завершали перевозки, на них могли пройти гуляющие на празднике. Никогда в те советские годы речной вокзал и набережная не подвергались «нападениям» наводнений.
На речном вокзале была открыта плавательная продовольственная база, снабжавшая рабочих на больших и малых судах едой. Кроме того, на втором этаже был просторный зал ожидания с прекрасным видом на Амур.
К сожалению, в 90-е годы всё пришло в упадок, и здание, пользовавшееся когда-то огромной популярностью, было доведено до плачевного состояния. Все работающие здесь объекты закрылись. Помещение было захламлено. Радует, что после чёрной полосы речной вокзал в свои 45 лет обрёл второе дыхание.