В Музее изобразительных искусств проходит выставка «Мелодии моей души» Валерии ВОЛОБУЕВОЙ.
В Комсомольске-на-Амуре Валерия ВОЛОБУЕВА — известная многим комсомольчанам творческая личность, таланты которой раскрылись практически во всех сферах искусства: музыке, рисовании, декоративно-художественном творчестве и литературе.
На протяжении многих лет она занимается изготовлением панно в уникальной технике. Картины Валерии Волобуевой созданы из бисера и кусочков ткани — простое, казалось бы, рукоделие, за которым стоит колоссальный, кропотливый труд и видение мира глазами художника.
Горно-таёжное детство
Не зря говорят, что истоки таланта следует искать в раннем возрасте. Детские годы Валентины прошли в местах, где сама окружающая действительность способствовала занятиям творчеством.
Родина Валерии Ивановны — Сибирь, Красноярский край.
— Я родилась в селе Берёзовке, а жили мы в старинном селе Агинское, у отрогов Саянских гор.
С незапамятных времён село Агинское было известно как центр енисейской золотопромышленности, такой своеобразный аляскинский Доусон в сибирских реалиях. Влияние золота и богатства чувствовалось во множестве украшенных замысловатой резьбой двухэтажных домов, больших магазинов, огромной площади и коновязи. С одной стороны села – белоснежные вершины Саянских гор, с другой – тайга без конца и края. Две быстрые горные речки — Ага и Анжу. Холмы, море цветов, земляники, необыкновенный духмяный запах которой кружил голову.
— Я там жила с первого по второй класс. Отец работал главным агрономом района, мама – учительница, — вспоминает Валерия Ивановна. — Увлечение творчеством началось ещё в детские годы, лепила из глины игрушки, рисовала где только можно. В селе разрисовала все заборы мелом или углём. Тогда же познакомилась с разными видами ремесла: гончарным, знала, как кожу вырабатывали, валенки валяли, как столяры работали.
Впоследствии семья Валерии переехала в село Сухобузимское, где когда-то жил художник Василий Суриков. Судьба словно специально сводила Валентину с миром творчества.
— Валерия Ивановна, как вы оказались в Комсомольске?
— В Комсомольске жил брат отца, он и пригласил нас в город. Это было в 1952 году. Мне было четырнадцать лет. Отец работал директором Хурмулинского леспромхоза.
Пни, бараки и снег в июле
— Каким вам показался Комсомольск?
— Мы приехали в город 2 июля 1952 года, шёл слабый снег, а мы в платьях. Подъезжаем к Комсомольску, везде торчат высокие обугленные пни, тайга вся изломанная, исковерканная, такая унылая, депрессивная страшная картина. Мама говорит: « Куда мы приехали…»
Деревянный вокзал, деревянные бараки двухэтажные, по разбитым улицам маршируют пленные японцы. От вокзала добирались на полуторке, подъезжаем к площади Володарского, а там огромное и уже запущенное кладбище.
В школе посёлка восьмого класса не было, и Валерии пришлось целый год жить в интернате, который находился в доме бывшего управляющего Амурлага. Начальник умер, и в его доме решили организовать интернат. Тогда это был 5-комнатный одноэтажный коттедж, нас было пять девочек и семнадцать мальчиков. Печное отопление, стены масляной краской до потолка покрашены, железные лагерные кровати, матрасы набитые травой, чёрные железнодорожные одеяла, две простыни и подушка, даже стола не было.
— Таким был мой восьмой класс. Питались сами, чем придётся. Бывало, заваришь вермишель и ешь. Через год такой жизни мама меня забрала. На Мылках сняли полдома и там жили.
Тогда же для Валерии начались первые занятия в школьном хоре. Рисовала наглядную агитацию.
— Дворца культуры железнодорожников ещё не было, был клуб в амурлаговском бараке, который находился напротив. Стены и потолок расписаны, как в Эрмитаже, только в советской символике: Сталин с плащом, Ленин на берегу Волги, Сталин с матерью, поле ржи, сосновый лес и три медведя. Богатейшая библиотека и два роскошных рояля.
— Как народ жил?
— В городе проживало очень много образованных людей из Москвы, Ленинграда, Киева. Архитекторы, художники, скульпторы.
Снабжение до смерти Сталина было хорошим, икра бочками стояла, балыки как дрова, много другой рыбы, разнообразная кулинария. Много китайских товаров. На демонстрациях отличались, конечно, работники торговли в шубках, трикотине. Мы с получки могли купить себе ситцевое платье, духи простенькие.
После смерти Сталина сразу стало хуже: в магазинах пустые полки, не было муки, овощей, на рынке разве что можно было купить рыбу, кетина – рубль. Правда, было много дикоросов: смородина, жимолость, голубика, брусника, грибы. В середине 50-х годов стали разрабатывать дачи и появились овощи.
Валерия Ивановна окончила музыкальную школу по двум инструментам: фортепьяно и аккордеон, долгое время работала музыкальным работником и везде и всегда делала наглядные пособия, всё время занималась творчеством.
Писательница, поэтесса, певица, долгие годы она посвятила пению в народном оперном театре Комсомольска, сначала во Дворце культуры «Строитель», затем во Дворце культуры железнодорожников, где образовался клуб любителей классической музыки. Много лет была рабкором газеты «Дальневосточный Комсомольск», а первую свою заметку она опубликовала ещё во втором классе!
— Валерия Ивановна, ваши картины, выполненные из ткани и бисера, необычны. Как вообще вы пришли к такому методу творчества?
— Совершенно случайно. Всегда любила шить, вышивать. И как-то сделала подарок соседке — расшитые бисером кусочки бархата.
С тех пор так и пошло. Первая моя картина — «Благовест». Затем сделала вторую, третью. В 90-е годы о моём увлечении узнали во Дворце культуры авиастроителей и пригласили украсить картинами выставку на 8 Марта. Выставка имела большой успех. В 2001 году в Комсомольск приехал модельер Вячеслав Зайцев и тоже хорошо оценил мои работы. В музыкальной школе провели музыкально-художественную выставку, которая также прошла с большим успехом.
Первая выставка картин Валерии Волобуевой состоялась в Хабаровске в Доме творческой интеллигенции — 46 картин буквально потрясли гостей. Следом была организована выставка в Музее изобразительных искусств в Комсомольске, и опять ажиотаж, за месяц были проданы почти все картины.
За более чем двадцать лет были и другие выставки по приглашению Министерства культуры, в том числе на международной, где Валерия Ивановна познакомилась с японским художником Миямото Цутому, который высоко оценил её работы.
— У меня всего сделанных картин 350, почти все проданы, — говорит Валерия Ивановна.
— Валерия Ивановна, создание таких картин — это неимоверно кропотливый труд. Сколько обычно времени уходит на картину?
— По-разному, иногда в три дня сделаешь, а иногда и целый год работа идёт. С материалом проблем нет, сейчас столько оттенков ткани, можно подобрать на любые темы. Самое сложное, — раздобыть подрамники, здесь мне очень помогали муж, сын.
В картинах Валерии Волобуевой, по сути, отразилось её детство. Это красота Саянских гор, русские церкви, просторы Сибири и Приамурья.
Сегодня её картины находятся в частных коллекциях в Москве, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Красноярске, а также в дальнем зарубежье — Испании, Японии, Китае, Канаде, Германии, Австралии.
— Валерия Ивановна, что бы вы могли посоветовать человеку, который решил заниматься творчеством?
— Найти себя в конкретном виде творчества и не тратить время попусту. Минуты разочарования, конечно, бывают, но когда побеждаешь – это незабываемое ощущение.
Евгений СИДОРОВ.Фото автора и Евгения МОИСЕЕВА