В Музее изобразительных искусств в конце каждого месяца, по воскресеньям, реализуется проект, в рамках которого проходят встречи с интересными людьми. В декабре посетители музея могли в непринужденной обстановке за чашкой чая побеседовать с Игорем ГРАБОВСКИМ, членом Союза художников России. Игорь Геннадьевич рассказал не только о своём творчестве, но и о годах, когда работал педагогом в посёлке Де-Кастри.
Спорт искусству не помеха
Рисовать Игорь Грабовский начал с детства. Часто будущий художник собирался с друзьями, и ребята приносили свои рисунки, показывали друг другу. В то время они преимущественно срисовывали картинки, смотрели, у кого лучше получится. Рисовали с открыток, творили на тему сказок. Раньше и печатной продукции по сравнению с сегодняшним днём было гораздо меньше. Рисовали героев былин. Кони, всадники – для детей это были грандиозные вещи.
— Родители увидели, что у меня есть интерес к рисованию, и отдали меня в художественную школу, — вспоминает Игорь Грабовский. – Неожиданным для меня стало то, что ходить в школу надо было каждый день, и рисовал я там не то, что захочу, а то, что скажут. Ведь существовала определённая программа. Когда передо мною поставили объект и сказали нарисовать натюрморт, то я понял, что изображение – это не только открытка, с которой можно что-то срисовать. Интересно было рисовать на листе бумаги в плоском формате объёмные изображения. Это вызывало восхищение. Я увидел, как из линии, точки на листе бумаги могут возникнуть какие-либо картинки.
После завершения обучения Игорь Грабовский стал заниматься спортом. По душе ему пришёлся велоспорт. Тренировала будущего художника Мария Таранова. Спортсмены много ездили по стране. У них была жёсткая сетка соревнований. При активных занятиях спортом у Игоря Грабовского нисколько не пропал интерес к искусству и к рисованию. Появились новые сюжеты.
— Я рисовал, когда мы приезжали в Душанбе, — рассказывает Игорь Грабовский. – Там другой пейзаж, совершенно отличный от нашего. Даже деревья там другие, не такие, как у нас. Отличается там и цветовая гамма. Удивительные национальные одежды женщин и мужчин. Когда ты живёшь на Дальнем Востоке и приезжаешь туда, то понимаешь, что мир вокруг тебя оказывается другой. Пейзаж совсем не похож на нашу тайгу. Я, занимаясь спортом, продолжал рисовать. Рисовал акварелью, карандашом.
Выполнив норматив, Игорь Грабовский получил звание кандидата в мастера спорта по велоспорту. Однако дальнейшую жизнь всё же связал с искусством и поступил в Хабаровский педагогический университет на художественно-графический факультет.
Особое место в биографии художника занимают выезды на пленэрные практики. Первый был на базе Союза художников России, расположенной неподалёку от села Малышево, что под Хабаровском. Там существовала творческая дача, приспособленная для работы художников на пленэре. Это район Сикачи-Аляна, известного своими камнями с петроглифами. Художники активно проводили там своё время. Ещё один пленэр был в Находке, порт Восточный. Вставать приходилось в полшестого утра.



Педагог с душой художника
Получив высшее образование, Игорь Грабовский стал преподавателем рисования и черчения. Тогда существовало распределение, и студент, отучившись, должен был определённое время работать по специальности. Игорь Грабовский отправился в Де-Кастри.
— Конечно, многие заканчивавшие в то время институт художники мечтали работать в искусстве, но такой возможности всем не предоставлялось, — подтверждает Игорь Грабовский. – Я выбрал для работы Де-Кастри. Там граничили морской и речной пейзажи. Если подняться на сопку, расположенную примерно на высоте 200 метров над уровнем моря, то видно, как с одной стороны течёт Амур, а с другой – море. В этом населённом пункте интересные пейзажи. А вот ученики попались непростые. Чтобы приобщить детей к искусству, устраивал лекции, подбирая материал под возможности детей. Тем, кто понимал плохо, объяснял буквально на пальцах. Ведь, когда ребёнок не понимает, о чём ему рассказывают, он начинает баловаться. Поэтому первый раз рассказывал всем общими словами, затем то же самое, но проще, а потом ходил с теми, кто не понимал, и объяснял на примерах. Когда все начинали понимать материал, работать становилось гораздо проще. К искусству удалось приучать даже хулиганов. У них повышалась самооценка, и на уроках они уже не мешали, а начинали работать.
Работая в школе, Игорь Грабовский продолжал ходить на пленэры, перенося на холст уникальную природу.
– Соединение речного и морского пейзажей просто завораживает, — подчёркивает художник. – Перешёл дорогу от школы – вот тебе и тайга, где можно создавать этюды. Смотришь вокруг: здесь красиво, и там красиво. Только успевай поворачивать голову. Зимой даже выработал лайфхак. Заметил, что масляные краски при не очень морозной погоде застывают в среднем через 15 минут. Поэтому старался сделать основные наброски на этюде в течение этого времени. В сильные морозы, конечно, уже не выходил. Там времени было ещё меньше. Природа Де-Кастри завораживала своей чистотой. Эмоции незабываемы.
Отработав три года в Де-Кастри, художник уехал в Амурск. Там занимался оформительской деятельностью. Приходилось прорабатывать вопросы украшения города к разным праздникам. После Амурска художник переехал в Комсомольск-на-Амуре. В городе Юности Игорь Грабовский в течение нескольких месяцев жил в мастерской у художника Юрия Быкова, который дал большой толчок творчеству коллеги по цеху.
— Работа в мастерской Юрия Ивановича позволила мне увидеть, как художник работает над картиной, — говорит Игорь Грабовский. – Для начинающего художника это полезно. Многие вещи не написаны в книгах, и им надо учиться на практике.
Игорь Грабовский работает в разных жанрах. Ему интересны пейзаж, натюрморт, городская архитектура. За годы творческой деятельности художник стал автором десятка персональных выставок различного уровня. Его экспозиции регулярно проходят в галерее современного искусства «Метаморфоза». Картины можно увидеть в её постоянных выставках.

Автор: Евгений МОИСЕЕВ, фото автора и из архива редакции