О том, насколько инновационно образование в Комсомольске-на-Амуре и насколько оно отвечает современным реалиям, говорили на заседании коллегии при главе города 15 октября. Это, кстати, была первая коллегия, которую проводил Александр Жорник на посту градоначальника.
Как сообщила начальник управления образования Ляна Кускова, в инновационную инфраструктуру общего и дополнительного образования Хабаровского края сегодня входит 20 образовательных учреждений Комсомольска. Всё больший охват принимает сетевая модель «Школа — вуз — предприятие». Сегодня в неё вовлечено уже около 70 % общеобразовательных учреждений города. Ляна Кускова отметила, что подавляющее большинство школ (85 %) имеют ярко выраженную профильную и предпрофильную направленность, преимущественно технической и инженерно-технологической направленности.
— Это закономерно, исходя из специфики производственной сферы Комсомольска, запросов ведущих предприятий, анализа рынка труда города и края, — заявила начальник управления образования. — Ввод новых объектов задаёт новый импульс развития новых информационных технологий по подготовке и непрерывному профессиональному развитию квалифицированных инженеров и рабочих кадров. Всего в образовательных учреждениях города сегодня реализуется 278 программ технической и 140 программ естественно-научной направленности, которыми охвачено 25% обучающихся.
Да, действительно в Комсомольске сегодня многое делается для того, чтобы дать ребёнку качественное образование и подвести его к осознанному выбору одной из инженерных профессий, которые востребованы на предприятиях нашего города. Казалось бы, всё здесь создано для реализации потенциала молодого человека, однако статистика поступления выпускников школ, которую привела Ляна Кускова, не даёт поводов для оптимизма. За последние три года количество выпускников, отправившихся продолжать обучение в вузы за пределами Хабаровского края, увеличилось с 16 до 27,2 %, то есть каждый четвёртый окончивший школу уезжает отсюда и, как правило, уже не возвращается.
Почему так происходит? По моему глубокому убеждению, одна из важнейших причин в том, что, давая ребёнку технические знания, сегодня ему практически не дают знания о родной земле, поэтому у него не сформировано чувство гордости за то место, в котором он родился. У него нет здесь «якорей», поэтому он легко оставляет это место и переезжает в другое.
Затронула Ляна Алексеевна и проблему оснащённости дошкольных образовательных учреждений и школ современным компьютерным оборудованием. В детских садах компьютерных кабинетов нет вообще (хотя нужно ли детей в столь раннем возрасте приобщать к информатизации — вопрос спорный), а в школах лишь 20% оборудования соответствует современным требованиям.
— Для того чтобы инновационные процессы в образовании носили системный характер, а многочисленные финансово-экономические проблемы не ставили образовательные учреждения города на грань выживания, необходимо, чтобы образовательная политика была в приоритете, — заявила Ляна Кускова.
То, что многие образовательные организации испытывают финансовые затруднения, подтвердили их директора. Так, руководитель технопарка «Кванториум» Альбина Чайка, отметив высокие результаты выступлений её подопечных на мероприятиях различного уровня, вплоть до международных, сообщила, что уже 2,5 года у педагогов нет возможности выехать в Москву на повышение квалификации.
Одним из передовых в Комсомольске по части внедрения инноваций в образовательный процесс является лицей № 1. Один тот факт, что в мае этого года лицей № 1 вошёл в число 108 школ России, которым присвоен статус базовой школы Российской академии наук, говорит о многом. Теперь ученики и учителя могут надеяться на приезд к ним ведущих учёных, которые проведут для них мастер-классы и лекции, а также на улучшение материально-технической базы по предметам «физика» и «химия».
Стоит отметить, что здесь создана особенная программа организации внеурочной деятельности, в рамках которой дети начальных классов могут посещать увлекательные курсы «Я — исследователь», «Мой друг — электричество». Лицей является муниципальным ресурсным центром по внедрению нанотехнологий в образовательный процесс. Для этого здесь в 2014 году была создана нанолаборатория. Однако и в таком продвинутом учебном заведении есть свои проблемы: по словам директора лицея Светланы Зеленковой, из-за частого использования зонды для проведения сканирования в нанолаборатории пришли в негодность, а для покупки нового набора зондов необходима значительная сумма. Как так получилось, что в одной из лучших школ страны, имеющей высокий уровень инноваций в образовании, нет средств, чтобы эти самые новшества показывать?
Инженерной школе, недавно открывшейся в городе юности, суждено стать центром технической мысли и площадкой для воплощения самых смелых идей в сфере образования. Уникальным для этого учреждения стал голографический класс, в котором учащиеся могут работать с трехмерными моделями, разбирать на части механизмы. Будущие архитекторы получили также возможность конвертировать свои проекты в голограммы. Логическим продолжением учебного процесса является внеурочная деятельность, в рамках которой ведутся такие курсы, как «Робототехника», «3D-моделирование», «Программирование». При этом Инженерная школа стала одной из немногих, в которой понимают, что, помимо технической пищи, для ума школьникам нужно давать знания о родном крае. Уже несколько классов посетили так называемые «живые уроки», когда дети совместно с компанией «Планета Тайга» выезжают в окрестности озера Амут и получают возможность соприкоснуться с настоящей природой и попутно узнают много нового о Хабаровском крае. И это тоже можно назвать инновацией в образовательном процессе, поскольку дети познают окружающий мир не в классе, сколь современным бы он ни был, а в прямом контакте с природой, что может быть не менее интересно. Именно такое образование, в котором инженерные знания сочетаются с краеведческими, способно воспитать полноценную и разносторонне развитую личность.
Дмитрий БОНДАРЕВ