Данное изречение известно многим из нас. Знание истории твоей фамилии, твоего рода всегда имело значение в каждой семье. Вопрос только в том, насколько глубоко люди знают свои родственные корни, своих предков. Зачастую эти сведения ограничиваются знанием самых ближайших дедушек и бабушек, и на этом всё заканчивается.
Преданья старины далёкой
К великому нашему сожалению, правда не по нашей с вами вине, прошедшая эпоха развитого социализма в СССР наложила некую печать забвения на эту тему. Не каждый гражданин мог рискнуть искать сведения, касающиеся периода до Октябрьской революции 1917 года. Было крайне нежелательно, а порою и небезопасно обращаться в государственные архивы различных уровней для получения или подтверждения необходимых сведений, не говоря уже об официальных документах.
Эти сведения о предках передавались из уст в уста, от бабушек к внукам, от дедов своим сыновьям. О чём-то говорилось, а что-то и утаивалось. Старинные фотографии хранились очень бережно, извлекались из семейных архивов очень редко и порою только по очень знаменательным для семьи датам, о которых знало только старшее поколение. Мы, их внуки и правнуки, уже и не знаем, кто запечатлён на фото.
С малых лет в разговорах своих родных я слышал, что прадеды нашего рода Степановых не сразу появились на берегах Амура. Вначале они проживали на станции Карымской, что в Забайкальском крае. Потом в середине XIX века обосновались в селе Москвитино Амуро-Зейского района Амурской области. Там в 1901 году родились мой дед — Степанов Мартын Самсонович, два его брата и сестра.
В моей памяти навсегда остались мотивы песен, которые исполняли наши родные, о тяжёлой доле переселенцев из Забайкалья, об испытаниях, выпавших на их долю при освоении новых земель. Запомнились рассказы о временах Гражданской войны на Дальнем Востоке, иностранной интервенции, китайцах и маньчжурах, приносивших из Китая товары, необходимые для обыденной жизни сельского жителя.
На подступах к генеалогии
Прошли десятилетия, но интерес к истории происхождения нашего рода Степановых из Забайкалья не пропал. Зная о своих многочисленных родственниках – двоюродных, троюродных, я решил собрать сведения о всех потомках своего деда, от которого берут начало несколько ветвей нашего генеалогического древа.
Первая моя попытка была в 2005 году. Но в силу отсутствия опыта работы в таком деле и конкретного плана поисков она закончилась ничем. А в 2015 году моя работа по составлению генеалогического древа, берущего начало от Степанова Самсона Калиновича, 1865 (70?) – 1915 (18?) годов жизни, получила второе дыхание.
Всё началось с того, что при помощи Интернета в январе 2015-го, после 73 лет забвения, я установил точное место упокоения своего родного дяди — Степанова Сидора Мартыновича. Во время Великой Отечественной войны он погиб под Ленинградом 10 мая 1942 года в звании лейтенанта. В настоящее время в нашей семье хранятся его личные вещи: оригинал смертного медальона, заправляемая чернилами авторучка и компас. Их нам прислали поисковики из отряда «Долина», которые нашли его и перезахоронили на воинском мемориальном кладбище в Новгородской области. Ему было всего 20 лет.
Из Центрального архива Министерства обороны России в городе Подольске (Московская область) удалось получить копию его личного дела, которое было открыто в 1940 году в Свердловском пехотном училище. Дядя был направлен туда райвоенкоматом Ульчского района Хабаровского края из села Богородского, где он проживал до войны.
Затем я выяснил, что в архиве в городе Гатчина Ленинградской области хранится учётная карточка моего второго дяди — Степанова Куприяна Мартыновича, 1926 года рождения, тоже участника Великой Отечественной войны. Он был призван на действительную срочную службу 04.10.1943 г. в возрасте 17 лет. Прошёл обучение в спецшколе по подготовке десантников. Служил в спецчастях обеспечения Тихоокеанского флота ВМФ СССР до декабря 1959 г. Участвовал в войне с Японией.
Системный труд
В основу информации о нашей семье вошли воспоминания моих родных, появившихся на свет здесь, на Нижнем Амуре, ещё до Великой Отечественной, в национальном ульчском стойбище Ухта. Оно находится в Ульчском районе Хабаровского края.
Тётки и дядья, которым было уже за 80 лет, с улыбкой на устах рассказывали, как пасли по ночам колхозный табун лошадей и за это получали зачёты трудодней, которые шли в общий зачёт семьи их отца – моего деда. Как зажигали по вечерам керосиновые фонари, установленные на сворных знаках, которые показывали фарватер реки на изгибах русла Амура.
Одна из моих старших тёток во время Великой Отечественной работала в рыбацкой артели в колхозе, а председателем его был мой дед (её родной отец). Вся продукция после переработки прямиком уходила на фронт. Никто тогда о своём здоровье не думал, все были молодыми, рыбу ловили круглый год, и зимой тоже. Только потом ледяные воды Амура показали свою силу: у многих он отнял спокойный сон, жизнь без постоянных болей, выкручивания суставов до крика.
«Всё для фронта! Всё для победы!» — именно так жили наши родные в годы войны.
50-е годы стали временем переезда семьи Степановых в город Комсомольск-на-Амуре. Многие пошли работать на военный завод № 199, как ранее назывался завод имени Ленинского комсомола (ныне Амурский судостроительный завод). У некоторых трудовой стаж на нём составил от 40 до 45 лет. Вся их жизнь отдана одному предприятию. Другие участвовали в строительстве и развитии города, трудясь в различных отраслях народного хозяйства.
Моя мама — Степанова Зоя Ивановна, работая в должности инженера-сметчика в городской организации «Дорожно-мостовое управление», непосредственно осуществляла геодезические работы по разбивке территории под благоустройство вокруг Дома молодёжи, который был открыт в июне 1967 года к приезду в наш город первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина. Она же делала геодезическую разбивку территории вокруг мемориального комплекса «Землякам-комсомольчанам, павшим в боях за Родину в суровые годы Великой Отечественной войны».
С тех пор прошло много лет, пролетела жизнь, а мы, дети и внуки, порою только сейчас узнаем такие невероятные подробности из жизни наших родных, и то едва ли не случайно. А сколько таких подробностей было в жизни каждого из наших родных? Десятки? Сотни? Для них это была обычная жизнь, для нас – эпоха развития нашего города.
Они были молоды, ходили на танцы в центральный парк на улице Кирова и парк «Строитель». Только старшие поколения горожан помнят ещё первый клуб в нашем городе имени Баранова на Дзёмгах. Он существовал на улице Калинина вплоть до 1970-х годов.
Портреты на фоне эпохи
Рассказы моих родных из числа старшего поколения – это не только их жизнь, но часть истории строительства и развития нашего города, его становления как мощного форпоста военного строительства. Где деревянные тротуары вдоль будущих проспектов превращались в асфальтированные дороги с аллеями деревьев и декоративных кустарников. Это на их глазах город из деревянных времянок и частного сектора переезжал в благоустроенное жильё с постоянной горячей и холодной водой, с коммунальными удобствами в каждой квартире.
Пуск первого трамвая, получение ордера на квартиру в благоустроенном доме, открытие новой школы или детсада вблизи дома, радость и благодарность строителям… Все эти воспоминания с многочисленными фотографиями тех времён вошли в нашу семейную книгу (о ней будет подробнее сказано далее), чтобы внуки и правнуки знали, чем жили их родные, что для них было важно и неоспоримо, свято и непоколебимо. Они должны знать, что и их предки внесли свою лепту в развитие города.
Это память, которую нужно хранить, тем более когда она подкрепляется официальными источниками.
Двухтомник
Нами были сделаны несколько десятков запросов в различные архивы Амурской области, Хабаровского, Приморского и Камчатского краёв. Это были архивы ЗАГСов, старообрядческих общин, православных церквей, архивы общей направленности…
Годы. На всё ушли годы. Девять с половиной лет поисков и поездок по родственникам, ныне разбросанным по территории большой страны. Сотни часов диктофонных аудиозаписей с рассказами и воспоминаниями родственников. География переписки от Камчатки до Ленинграда.
Итог потрясающий!
В настоящее время нами установлено 154 потомка моего деда Самсона Калиновича Степанова. Это период с 1865 по 2024 год, что составило в общей сложности 159 лет.
В сентябре 2024 г. в издательстве «Агора» Комсомольска-на-Амуре напечатана книга, в которой собраны сведения обо всех представителях рода Степановых, входящих в эту ветвь генеалогического древа. Теперь эта книга – реальное, физическое подтверждение существования каждого из них на нашей планете Земля.
Книга выполнена в формате А4. В первом томе 408 страниц, во втором – 305. Итого 713 страниц печатного текста с фотографиями, комментариями к ним, воспоминаниями родственников, архивными документами. 1 212 фотографий разных лет и эпох, большинство из которых прошли глубокую компьютерную реставрацию, чтобы улучшить качество изображения.
Теперь практически в каждой из семей наших родственников будет потрясающий по своим объёмам информации документ, отражающий всю историю рода Степановых и который теперь будет передаваться последующим поколениям как наследство.
Любой человек, относящийся к этому генеалогическому древу, даже носящий другую фамилию, без труда сможет найти свои корни и проследить степень родства с другими его представителями, увидеть лица людей, которые есть само начало нашего рода!
Эпилог
Читатель может задать вопрос: чего я добивался своими поисками? Ответ прост: объединение всех ветвей генеалогического древа, оставленного нам нашим предком.
Вопрос второй: чего достиг?
Ответ: большая семья воссоединилась. Десятки людей узнали о существовании друг друга, своих родственников, теперь общаются, приезжают друг к другу в гости.
По большому счёту считаю, что Всевышний наш, Создатель всего живого на планете Земля, таким образом напоминает нам, что нельзя забывать предков и родичей своих. Их надо знать, помнить, чтить не только их образ, но и могилы их не забывать. Это святой долг каждого из нас.
Моя мама Зоя Ивановна Степанова (в девичестве Черпакова), 1934 года рождения, родом из Ульяновской области. Она рассказывала мне, что ещё в детстве своём неоднократно видела в их поселковых домах у старых людей старинные домовые книги. Их в основном вели старые бабушки, которые записывали в них сведения обо всех представителях их семьи или всего рода: кто где родился, когда крестился, имя попа и подьячего при крещении, имена крёстных отца и матери; сведения, когда женился или вышла замуж, их дети и последующие потомки; даты смерти и места упокоения.
Получается, что это летописи родов, передаваемые из поколения в поколение.
Так почему же мы это забыли? Почему молодое поколение не знает о своих предках? Разве это правильно?
Данная статья в газете – это моё обращение к молодому поколению: знайте своё начало, сохраняйте сведения о нём, не забывайте приходить на погосты к своим родственникам. Они всё видят и знают, как вы к ним относитесь. Вот тогда и ваши правнуки будут знать о вас. И вы будете знать, что о вас помнят.
В настоящее время многие архивы различных уровней и направленности проводят оцифровку своих данных, создавая каталоги, которые находятся в свободном доступе в Интернете.
Составление генеалогического древа рода или семьи – дело не только непростое, но и очень долгое. Но в Интернете есть много подсказок, как вести поиски необходимых сведений.
Удача любит настойчивых и терпеливых!
Сергей СТЕПАНОВ. Фото из личного архива автора