6 ноября мы, юнкоры Дворца творчества, заглянули в городской филиал Детской художественной школы им. Г. А. Цивилёва и застали за работой педагога и известного художника Дениса Михайловича САМАРА.
Урок уже подходил к концу: в хорошо освещённой студии группа девушек вносила последние штрихи в натюрморты, они лепили скульптуры из глины. На высоких станках с вращающимися досками работы – от теннисной ракетки и боксёрской перчатки до фруктов и кувшинов. Девушки ловко перебирали глиняные шарики, придавая им новые очертания, аккуратно вырезая детали маленькими ножами – стеками. Всё это было так увлекательно, что можно было наблюдать бесконечно.
Преподаватель скульптуры Денис Михайлович САМАР внимательно направлял и поддерживал каждую ученицу: он лично принимает работу каждой подопечной, подсказывает мелкие приёмы и следит за деталями. Нам наконец‑то посчастливилось познакомиться с ним лично и побеседовать в преддверии его персональной выставки, которая откроется в декабре в городском Музее изобразительных искусств. На ней можно будет увидеть его крупные работы – панно и картины, где традиции Приамурья встречаются с современным взглядом.
Немного о художнике
Денис Михайлович Самар – художник‑реалист, работает в живописи и декоративно‑прикладном искусстве. Родился в Комсомольске‑на‑Амуре. Влияние на него оказало окружение нанайских мастериц – его матери и бабушек, прекрасных швей, носителей орнаментальной традиции. Родственники и местная культура пробудили в нём интерес к народным промыслам и фольклору Приамурья.
Особую роль в его формировании сыграл дедушка Аким Дмитриевич Самар – первый нанайский поэт, чьи произведения, такие как «Мой край», «Селение Кондон», «Город юности», воспевали природу и душевную теплоту родного края. В юности Денис много рисовал и вдохновлялся разными мастерами – от Ренуара до Сальвадора Дали. Сегодня он считает, что «в каждом направлении есть свои яркие личности».
Окончив школу, Денис поступил на художественно‑графический факультет Тихоокеанского государственного университета в Хабаровске. Для него вуз стал важной ступенью: преподаватели направляли студентов, но вели к самостоятельной работе. После учёбы была творческая пауза, которая помогла осознать: «искусство безгранично, у совершенства нет предела».
Техника и темы
Сегодня Денис Самар пишет акварелью и маслом, создаёт пейзажи и портреты, в которых Дальний Восток предстаёт как «состояние прекрасного»: длинные закаты, широкое небо, особенный свет. Одним из прекраснейших мест, дающих простор для творчества, стало для Дениса Михайловича древнейшее в Солнечном районе село Кондон.
Одна из знаковых работ художника – «Кэйнэ – большие поминки». Картина посвящена обряду прощания с воинами в селе Кондон в июне 1945 года: сюжет разворачивается у костров, где сжигают вещи, чтобы попрощаться с погибшими. Эта тема имеет особое значение для Самара: она говорит о памяти, традиции и уважении к истории края.
Мы спросили Дениса Михайловича, что вдохновляет его больше всего. Он ответил: «Природа Дальнего Востока. Это источник форм и цвета. Даже в суровых условиях я ищу свет и тепло. Искусство для меня не хобби, а способ понимать мир и передавать его другим».
Атмосфера школы
Коридоры художественной школы увешаны композициями учеников и преподавателей. Двери кабинетов часто открыты, и, проходя мимо, невольно замечаешь, как ребята усердно работают за мольбертами. Вещи вокруг – спокойные, домашние: студия пропитана умиротворением, которое так важно для творческого процесса.
Возможно, кто-то из вас захочет зайти в ближайший филиал школы, посмотреть на уроки, поговорить с преподавателями и попробовать лепить или рисовать самим. Искусство рядом, и иногда достаточно просто заглянуть в студию, чтобы понять: творчество начинается с маленького комочка глины в руках.
Алина ШАТАЛОВА. Фото Анны БОЛДЫРЕВОЙ, руководителя объединения «Юный журналист» МОУ ДО «Дворец творчества детей и молодёжи»






