С 2016 года ежегодно обнародуются инвестиционные послания. Их главная задача — информирование жителей и участников инвестиционного процесса о проводимой политике и планируемых ключевых мерах по улучшению инвестиционного климата в нашем городе.
Вопрос привлечения инвестиций сегодня является приоритетным для каждого муниципального образования. Ведь состояние деловой среды напрямую влияет на уровень развития города и его процветание.
В 2018 году совместными усилиями обеспечен рост основных показателей инвестиционной активности на территории города в сравнении с предыдущим годом. Прирост показателя «Объём инвестиций в основной капитал» составил — 19,34%, показателя «Оборот крупных и средних предприятий города» — 21,24 %.
Важным инструментом развития экономического потенциала города и его инвестиционной привлекательности является преференциальный режим хозяйствования: территория опережающего социально-экономического развития «Комсомольск».
На сегодняшний день ТОСЭР «Комсомольск» уже включает в себя 8 площадок в четырёх муниципальных образованиях края.
АО «Корпорация развития Дальнего Востока» совместно с правительством края и администрацией города продолжает работу по развитию её инфраструктуры. В рамках плана графика ведётся строительство сетей водоснабжения и водоотведения, газопровода для резидентов площадки «Парус». Ориентировочный срок выполнения работ — июнь 2019 г. Завершаются работы по технологическому присоединению к электрическим сетям площадки «Парус». Завершено строительство и введена в эксплуатацию теплотрасса, обеспечивающая централизованным отоплением площадку «Амурлитмаш».
В 2018 году резидентами ТОСЭР «Комсомольск» осуществлено вложение инвестиций на сумму 4319,08 млн руб., создано 1251 рабочее место. На территории г. Комсомольска-на-Амуре резидентами инвестировано в проекты 313,85 млн руб., создано 162 рабочих места, за 11 месяцев 2018 г. в местный бюджет перечислено 11 млн рублей налоговых отчислений.
В рамках исполнения мероприятий инвестиционного послания 2018 года была повышена доступность электронных сервисов для получения электронных услуг таких предприятий, как МУП «Горводоканал», МУП «ППТС», МУ ППЭС, ПАО «Газпром». На официальном сайте администрации города запущен в работу раздел для инвесторов «Строительство и подключение к сетям», который предоставляет возможность подачи заявления на получение разрешения на строительство, реконструкцию и ввод объекта в эксплуатацию в электронном виде. Оптимизированы процедуры в части технологического присоединения к инженерным сетям. Для сокращения времени граждан и инвесторов размещена вся необходимая информация об условиях подключения к сетям, о свободных мощностях, о ставках и тарифах, а также перечень необходимых документов для предоставления в сетевые организации. Также реализована возможность подачи заявлений в электронном виде в Управление Росреестра для государственной регистрации права собственности на земельные участки, предоставляемые гражданам в собственность бесплатно. Результатом данной работы является прирост заявок, в том числе в электронном виде (133 заявки).
Ведётся плановая работа по наполнению публичного атласа города. С этого года доступна обновлённая схема размещения нестационарных торговых объектов города с основными сведениями по каждому из них (наименование, тип, классификатор и дополнительные данные), отражена информация о 260 нестационарных торговых объектах. Также на карте отображены инвестиционные объекты со сведениями о наименовании, инициаторе создания, датах начала и окончания реализации, объёме инвестиций.
Администрацией города в 2018 году продолжена имущественная и финансовая поддержка арендаторов муниципального имущества. Были внедрены меры, направленные на снижение финансовой нагрузки субъектов малого и среднего предпринимательства:
- введены и уже применяются понижающие коэффициенты для расчёта начальной цены аукциона на пустующие нежилые объекты муниципальной собственности, учитывающие количество аукционов, проведённых и признанных несостоявшимися;
- увеличена площадь, возможная для передачи в субаренду с 18% до 35% от арендуемой площади (воспользовались 5 арендаторов).
В результате данной работы за текущий год заключено 19 договоров аренды.
В части аренды земельных участков:
- внесены изменения в утверждённый Порядок определения размера начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды в части её снижения;
- успешно реализована практика применения понижающего коэффициента в размере 0,2 для определения размера арендной платы за земельные участки, под реализацию инвестиционных проектов, признанных приоритетными проектами Хабаровского края. В результате снижение арендной платы за земельный участок составило в 2,5 раза;
- сохранены базовые ставки при расчёте арендной платы для всех арендаторов муниципального имущества.
Одним из основных направлений по-прежнему остаётся создание максимально комфортных условий для бизнеса и привлечения инвестиций на территорию Комсомольска-на-Амуре. С этой целью в мае 2018 года было заключено соглашение о взаимодействии с АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» по вопросам дальнейшего развития и формирования благоприятного инвестиционного климата.
В августе 2018 года открыт краевой бизнес-инкубатор, основной задачей которого стало содействие росту и развитию малых предприятий, вновь образованных и действующих.
В целях оказания информационно-консультационной и финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства г. Комсомольска-на-Амуре продолжает свою деятельность Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства г. Комсомольска-на-Амуре.
В 2018 году оказана поддержка 1954 субъектам МСП. Основную финансовую поддержку предприниматели города получают от краевых институтов. Общая сумма краевой финансовой поддержки составила 48,5 млн руб., муниципальной 3,8 млн руб. (за 2017 г. финансовая поддержка субъектов МСП составила 46 млн руб. из краевого бюджета, 8,8 млн руб. — из местного бюджета).
В рамках сопровождения инвестиционных проектов в режиме «одного окна» реализованы три проекта. В результате инвестировано 157 млн руб., создано 30 рабочих мест, в бюджет муниципального образования поступило 1, 5 млн руб. в виде налоговых отчислений.
На сопровождении находятся три инвестиционных проекта. В результате реализации запланировано инвестирование средств в объёме 203,7 млн руб., создание 75 рабочих мест, налоговые отчисления в бюджет муниципального образования в объёме 2, 3 млн руб.
В этом году продолжалась успешная практика участия предпринимательского сообщества в проведении оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов. Процедуру ОРВ прошёл 121 проект нормативно-правовых актов, было выдано 134 экспертных заключения, 27 проектов нормативно-правовых актов были возращены для внесения необходимых изменений с целью исключения необоснованных требований.
Обеспечена работа по реализации Муниципального стандарта содействия инвестициям и развития предпринимательства в Комсомольске-на-Амуре.
Сейчас всё большее число общественных организаций и инициативных групп граждан принимают участие в общественной жизни города. В текущем году для поддержки инициатив граждан был создан «Городской ресурсный центр поддержки общественных инициатив» с целью усиления консультационной поддержки социального предпринимательства, а также содействия в подготовке заявок на федеральные и региональные конкурсы для получения грантов.
В июле 2018 года начала функционировать «Школа социального предпринимателя». На данный момент школа провела 13 обучающих занятий для представителей социального предпринимательства.
По итогам конкурса социально значимых проектов среди социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках реализации муниципальной программы «Содействие развитию и поддержке общественных объединений, некоммерческих организаций и инициатив гражданского общества в Комсомольске-на-Амуре» победителями были признаны 9 проектов. Сумма выделенных бюджетных средств на поддержку таких проектов составила 1 млн 100 тыс. рублей.
Для дальнейшего повышения инвестиционной привлекательности города в 2019 году необходимо выполнить следующие задачи:
Для повышения привлекательности площадок ТОСЭР «Комсомольск» следует продолжить работу по созданию инженерной инфраструктуры.
На сегодняшний день существует острая необходимость применения новых подходов к созданию условий для развития торговли в городе, таким образом, следует разработать концепцию развития торговли на территории Комсомольска-на-Амуре, с учётом нестационарных торговых объектов.
После утверждения правительством Хабаровского края региональной программы «Цифровая экономика» нам необходимо завершить работу по разработке концепции цифровой экономики города Комсомольска-на-Амуре.
Логичным продолжением работы по улучшению инвестиционного климата в городе послужит расширение инструментария поддержки инвестиционной деятельности в части реализации возможности присвоения инвестиционным проектам статуса «Приоритетного инвестиционного проекта города Комсомольска-на-Амуре». Для реализации данного мероприятия необходимо утвердить порядок и методику оценки инвестиционных проектов, претендующих на присвоение такого статуса, проработать вопрос по возможному применению дополнительных налоговых льгот и применению понижающего коэффициента для определения размера арендной платы за земельные участки для реализации таких инвестиционных проектов.
В рамках проводимых Комитетом по управлению имуществом мероприятий по сокращению количества пустующих помещений муниципальной собственности необходимо разработать порядок применения механизма «Арендных каникул», что одновременно должно повлиять на снижение расходов местного бюджета в связи с содержанием такого имущества и стать дополнительной мерой имущественной поддержки субъектов МСП.
Немаловажным является продолжение деятельности городского ресурсного центра поддержки общественных инициатив, обеспечение его развития. Для этого в следующем году необходимо запланировать организацию обучения представителей некоммерческих организаций и территориальных общественных самоуправлений по направлениям: «социальная реклама», «брендирование», «бухгалтерская отчётность», «юридическое сопровождение».
В последние годы растёт популярность прямого участия населения в реализации местного управления на разных уровнях, поэтому крайне важно продолжать работу по привлечению инвестиций из бюджета края на благоустройство территорий в границах ТОС.
Не стоит забывать о прямой зависимости положительного имиджа города и роста его инвестиционной привлекательности, поэтому необходимо повышать качество информирования инвесторов и демонстрации инвестиционных возможностей города. В рамках данного мероприятия необходимо запланировать обеспечение работы созданного в конце 2018 года Инвестиционного портала муниципального образования, участие в региональном этапе «Лучшая муниципальная практика» и «Лучшая практика и инициатива социально-экономического развития субъектов РФ» для выхода на всероссийский уровень.
В уходящем году была проделана значительная работа с предприятиями-сетедержателями по внедрению системы предоставления услуг в электронном виде. В следующем году следует продолжать эту практику, повышая доступность электронных сервисов в части совершенствования и повышения информативности интерактивного атласа города.
Важной задачей является снятие излишних административных барьеров для субъектов МСП, поэтому будет проведён анализ действующих муниципальных правовых актов в сфере инвестиционной деятельности на предмет негативного влияния на бизнес и необоснованных ограничений и несоответствия актуальному федеральному законодательству.
Усиление грантовой деятельности муниципальных учреждений образования и культуры города позволит улучшить уровень образования горожан, а также повысить инициативность в сфере культуры и образования.
Необходимо более основательно подходить к реализации муниципальных программ и к требованиям, обеспечивающим их эффективность.
Также будет проведён анализ реализации муниципальных программ на предмет «Бюджетной эффективности». Данный показатель необходимо включить в методику проведения оценки и эффективности реализации программ.
В уходящем году утверждён перечень услуг, рекомендованных к исполнению СОНКО и организациями социального предпринимательства. В дальнейшем необходимо подготовить предложения по практическому применению данного перечня.
На основе обозначенных задач заместители главы города должны разработать дорожные карты по их реализации.