Бесплатные кружки и секции для детей дошкольного возраста с 1 сентября перестанут быть доступными. В связи с ограниченностью бюджета город прекратит выделять средства на оказание образовательных услуг в учреждениях дополнительного образования для дошкольников. С началом нового учебного года родители этих детей обязаны будут оплачивать работу педагогов за свой счёт. Эту информацию комментирует старший методист МОУ ДОД «Дом детского творчества» Елена Демченко.
В «Доме детского творчества» 3150 воспитанников (причём 300 из них – дошкольники) ежедневно занимаются рисованием, танцами, подготовкой к школе, обучением грамоте, лепкой, бумагопластикой, спортом, музыкой, поют в хоре. Причём посещение этих секций происходит как после детского сада в рабочие дни, так и по выходным. Но сегодня педагоги этого учреждения плохо себе представляют, как будет складываться работа после введения новых правил финансирования.
— Елена Дмитриевна, на каких условиях вообще существует дополнительное образование?
— В соответствии с концепцией развития дополнительного образования до 2020 года, которая принята Правительством России, речь идёт о социальных лифтах для детей, начиная с 4-5 лет, в зависимости от устава учреждения. А для того, чтобы эти лифты работали, муниципалитет обязан закладывать средства для обеспечения образования этих детей.
— Почему вы считаете, что дошкольнику необходимо дополнительное образование? Разве детского сада им мало?
— Программа детского сада, в соответствии со стандартами, заключается в формировании у ребёнка общих представлений о мире. Мы расширяем эти рамки – прививаем детям любовь к рисованию, музыке, танцам, спорту. Мы не берём на себя функцию детского сада, не учим читать-писать, зато психологически готовим детей к школе. На эти цели ежегодно выделялись пусть и небольшие, но вполне осязаемые муниципальные деньги, благодаря чему у родителей была возможность водить к нам своих малышей развиваться. Вдобавок мы приучаем как самих детей постоянно чем-то заниматься, так и родителей дисциплинируем, побуждаем больше внимания оказывать детям.
— С какого возраста родители обычно обращают внимание на дополнительное образование?
— Существуют так называемые пиковые точки. Первая – дошкольник и первый класс. Затем идёт резкий спад, и ребёнок просто учится в школе. Затем родители спохватываются в седьмом классе, когда идёт разделение на предметное обучение. И третья точка приходится на 9-11 классы, когда речь идёт об итоговых аттестационных работах. Для нас самая важная первая точка, когда сам родитель понимает, что такое дополнительное образование и почему оно важно.
— Обычно по скольким предметам у вас занимаются дети?
— Мы иногда шутим, говорим, что Дом детского творчества — это учреждение для передержки детей. Бывает, что ребёнок сходил поплавал, а потом с мокрой головой сидит, вяжет, играет в шахматы или в туристической секции занимается. Многие посещают сразу по несколько секций в день.
— Думаю, вы уже успели сообщить родителям ваших самых маленьких воспитанников о том, что бесплатных кружков больше не будет. Как они отреагировали?
— Боюсь, что у нас назревает, не побоюсь этого слова, социальный взрыв. Родители заявили, что у них нет денег, чтобы водить к нам детей. Получается, от нас уйдёт сразу целый пласт детской аудитории. Комсомольск – город с очень низкой платёжеспособностью населения. Это огромная проблема не только взрослых, но и детства в целом. У нас уже было много и слёз, и истерик, но с этим мы ничего поделать не можем.
— Вы наверняка уже посчитали стоимость платной услуги. Во сколько обойдётся посещение кружка?
— Для дошкольников одно занятие будет стоить 105 рублей. В месяц выходит приличная сумма, особенно если ребёнок будет посещать несколько кружков. А если учесть, что дошкольники живут обычно в молодых семьях, это накладывает дополнительные финансовые ограничения. Я опросила родителей, и оказалось, что у 80% имеются кредиты и жилищные ипотеки. Как им потянуть ещё и платные кружки? К тому же есть и такие семьи, где не один ребёнок, а двое, трое или даже четверо.
— На сколько упадёт посещаемость Дома детского творчества после введения платного обучения?
— Думаю, от нас уйдут не менее половины дошкольников. Кто-то принципиально сказал «нет», кто-то «мы подумаем». Некоторые не хотят совсем уходить, поэтому ограничатся одним посещением в неделю.
— А как будут строиться отношения со школьниками? Неужели им тоже придётся платить?
— Сейчас мы переходим на персонифицированное обучение. Каждому ребёнку 1 сентября будет выдан сертификат на занятие в одном кружке за муниципальные средства. Но это только у нас, а по всей России сертификат предусматривает три бесплатных кружка. Всё, что сверх сертификата, тоже будет платным.
— Это скажется на посещаемости вашего учреждения школьниками?
— Конечно. Вот сейчас многие ходят на два-три кружка. После введения сертификатов семья просто встанет перед выбором – либо ограничиться одним кружком, либо платить за дополнительные занятия. С другой стороны, кто-то вообще откажется от самой возможности водить к нам детей, хотя бы потому, что старшего нужно готовить к ЕГЭ, к выпускному.
— Допустим, половина дошкольников действительно не придут в ваши кружки. Если делать долгосрочный прогноз, как это может сказаться в будущем?
— Эти дети привыкнут никуда не ходить, родители не будут озабочены тем, что их ребёнок обязан посещать учреждение дополнительного образования. Альтернатива у детей – компьютер, телефон, улица. В результате суженные интересы, попадание под влияние криминальной организации АУЕ. Криминал вновь входит в нашу жизнь. Я хорошо помню, как мы в 90-ых годах боролись с такими явлениями и победили. Но боюсь, что сейчас нас ожидает очередная волна подобного проникновения. Мы, педагоги, всё замечаем – и то, как дети приветствуют друг друга фразой «АУЕ», и как во дворах сидят «смотрящие», и как в школы приходят так называемые «бригадиры». Очень важно занять детей после учёбы, чтобы обезопасить их от этого. У нас они были бы защищены. А к болтающемуся на улице ребёнку этим людям очень просто найти подход.
— Эти нововведения скажутся каким-то образом на педагогическом коллективе?
— Скажется очень серьёзно. У кого-то уменьшится количество часов, значит упадёт зарплата. Вот, к примеру, я старший методист и дополнительно получаю 9000 рублей как педагог. После внедрения новой системы я за педагогическую деятельность получу всего 1500 рублей, поскольку снимаются все доплаты. А кто-то и вовсе останется без работы. А ведь этих людей специально брали на работу, они писали программы, получали дополнительное образование, тратили на это свои деньги. А сейчас они поставлены перед фактом, что у них вовсе нет работы. Куда им идти? Только в коммерческие структуры. Мы, конечно, предлагаем педагогам перейти на платные группы, но в них уровень оплаты труда ниже. К тому же ещё не факт, что эти группы мы вообще наберём. Однако план набора детей с нас никто не снимает, то есть мы обязаны будем набрать те же 3000 человек на новый учебный год.
Мы готовы к новым условиям, но просим: дайте возможность посещать кружки и секции не только школьникам, но и маленьким детям. Иначе сложится парадоксальная ситуация – для дошкольников не будет в городе ничего, кроме коммерческих структур.
Знаете, сначала я подумал: и чего педагоги на себя одеяло тянут? В городе серьёзные финансовые проблемы, бюджет трещит по швам не только на муниципальном, но и на региональном уровне. Режутся буквально все статьи расходов, а тут на тебе – кружки какие-то, да ещё и для дошкольников. Но потом переосмыслил происходящее и понял – экономя на детях, мы прямой наводкой стреляем по будущему. И не из рогатки, а главным калибром, чтобы полностью уничтожить тот фундамент, на котором строится благополучие тех маленьких людей, которые сегодня ходят в школу или детский сад, а завтра возьмутся управлять страной. Много ли они науправляют, получив наше такое вот «напутствие»? В свою очередь, они будут так же относиться к заботе о своих будущих детях. Что из этого получится? А получится то, что вырастет очередное потерянное поколение, думающее только о собственной выгоде, о дне сегодняшнем, а что будет дальше, так об этом пусть заботятся другие, то есть те, кому жить завтра.