Знакомьтесь, это Антонина ГЛАДЫШЕВА и её верный пёс ЮСТОС. Антонина ― невероятно позитивный и целеустремлённый человек. А Юстос на посту, в смысле исполняет важную социальную миссию. Да-да, не побоюсь этого слова, ведь эта собака фактически даёт своей хозяйке новую жизнь. Хотя понятие «хозяйка» здесь не вполне уместно. Сама Антонина говорит, что они с Юстосом партнёры.
Впрочем, обо всём по порядку. Антонина с рождения ничего не видела. Сейчас, как она сама говорит, у неё есть «остаточное зрение», но на самом деле оно, конечно, не позволяет девушке самостоятельно ориентироваться в нашем сложном мире. Поэтому Антонина всегда мечтала о таком помощнике, который будет предан ей круглосуточно и не бросит даже в самой сложной ситуации.

― Я с самого детства хотела собаку, и не просто собаку, а конкретно лабрадора, ― говорит Антонина. ― Однажды я наткнулась на сайт подготовки поводырей, стала изучать эту тему и ждать, когда мне исполнится 18 лет. Именно в этом возрасте могут доверить собаку слабовидящему человеку. Однажды я познакомилась с представителем службы, которая готовит поводырей, посмотрела, как работает такая собака, сразу поняла, что мне это надо.
Оказалось, получить собаку-поводыря можно совершенно бесплатно по индивидуальной программе реабилитации за счёт государства. Правда, пришлось отстоять в очереди. Да оно и понятно ― воспитать и подготовить к работе такого пса очень непросто. Так в семье Антонины появился трёхлетний Юстос, который сегодня помогает хозяйке, то есть, простите, своему партнёру, вести куда более активный образ жизни, чем она могла себе позволить до этого.

Но прежде чем привезти пса и начать с ним работать, пришлось пройти двухнедельные курсы обучения и притирки друг к другу. Оказалось, собака даже после этого всё ещё сомневается, действительно ли новый партнёр достоин её высокого профессионализма и стоит ли воспринимать его как главного в паре. Это вылилось ещё в одну проверку ― теперь уже сам Юстос тестировал Антонину. Например, мог несколько раз «случайно» завести своего человека в лужу. Или, к примеру, отвлечься на проходящих мимо собак или кошек, чтобы понаблюдать, как среагирует на это Антонина. Со временем пёс поставил Антонине «отлично», и с этих пор они стали слаженной парой.
Интересуюсь у Антонины насчёт Юстоса: что он за человек? (Не ловите меня на ошибке, бывают моменты, когда собака оказывается сообразительнее и человечнее человека).
― Юстос — очень добродушный пёс, который абсолютно всех любит, ― отвечает Антонина. ― Особенно обожает хорошо поесть. Но со стола он ничего не получает, только собачий корм. А ещё ему нравится играть в мяч любого размера и назначения. Он даже на футболистов реагирует, приходится пресекать это и давать понять, что не все мячики его. Юстос — пёс очень деловой. Стоит надеть на него шлейку, как он сразу понимает: начинается работа и нужно брать на себя ответственность за человека. Получается, у собаки два режима ― домашний и рабочий.
У этой пары по городу выстроены самые различные маршруты. Один из них лежит прямиком в Музей изобразительных искусств. Там Антонина любит слушать рассказы экскурсовода Ульяны Боровинской о картинах, а Юстос терпеливо водит хозяйку по залам. А ещё эта пара забирает из детского сада младших сестёр Антонины. Я был очень удивлён этому ― нужно быть чрезвычайно уверенным в способностях собаки, чтобы доверять ей уже не одну, а две или даже три человеческие жизни.

Впрочем, впереди меня ждали и другие поводы для удивления. Регулярно Антонина и Юстос совершают настоящие дальние путешествия, причём без сопровождения зрячих людей. Два из них были совершены в Новосибирск и Алтайский край. В обоих случаях, конечно, целью поездки было посетить родственников. Кроме того, Антонина регулярно ездит в Москву, где учится в вузе на психолога по специальному курсу для слабовидящих.
― Раньше я самостоятельно не могла даже через дорогу перейти, ― вздыхает Антонина, ― а с Юстосом я в любом городе чувствую себя уверенно. Конечно, помогает и навигатор в смартфоне, но без собаки всё равно было бы значительно тяжелее. На Алтае всё было сложнее. Навигатор в деревне бесполезен, так что поначалу я с родственниками ходила, а потом мы с собакой изучили маршруты и тогда сами стали ходить. Для меня это принципиально, ведь поводыря я брала именно для того, чтобы ни от кого не зависеть.
Юстос в незнакомой местности проявил себя настоящим профессионалом ― становился ещё более собранным и внимательным. Он обучен следованию не только по определённому маршруту, но и работать в режиме свободной прогулки. В этом случае есть набор простых команд: «налево», «направо», «прямо». Пёс умеет определять наличие пешеходного перехода. Но этим уже точно никого не удивишь ― сразу после нашей встречи я видел, как две бродячие собаки подбежали к переходу, но не рискнули его преодолевать, поскольку заметили смену сигнала на светофоре с зелёного на красный.
Как бы ни был хорошо обучен Юстос, случались у пары и такие моменты, когда она реально теряла ориентацию и Антонина думала, что придётся прибегать к помощи прохожих. Удивительно, но произошло это не в Новосбирске или Москве, а в родном Комсомольске. Случайно спутав автобусы, Антонина и Юстос уехали в незнакомом направлении.
― Я чувствую, что остановка незнакомая, и даже немного испугалась, ― вспоминает Антонина. ― Тогда я сказала: «Юстос, домой вперёд». Он привёл меня к драмтеатру, а дальше уже мы влились в отработанный маршрут. Были глубокие сугробы, и я боялась, что собака не сможет сориентироваться. Но мой помощник вышел из этой ситуации с честью.
Я интересуюсь, как на пару реагируют окружающие. Оказывается, когда Юстоса ещё не было, они относились к Антонине почти равнодушно. Трудно было упросить кого-нибудь помочь сориентироваться или сесть в автобус. Но когда у нашей героини появился поводырь, случались случаи прямо противоположные.
― Стоим мы на остановке, я прошу стоящих рядом мужчин подсказать, когда подойдёт автобус номер 11. Но вместо того чтобы просто сказать, они схватили меня под руки и вместе с собакой давай запихивать в автобус. Я им кричу, что сама могу зайти, а они не слушают. Юстос был ошарашен и не понимал, как реагировать на это. Но доехали мы благополучно, а такая помощь мне только улучшила настроение. Я же понимаю, что люди старались помочь.
А бывают и совершенно противоположные случаи. Например, когда охранники не пускают Антонину с собакой в магазин — просто встают грудью на входе. Тогда приходится проявлять бойцовский характер и обращаться к администратору. В конце концов пару стали примечать, и в супермаркете охрана ограничивается предупреждением по рации: «Внимание, в зале девушка с поводырём».
Не пустили однажды и в кинотеатр. Да, не удивляйтесь, Антонина как человек разносторонний даже в кино ходит — садится на первый ряд, чтобы иметь представление, о чём фильм. Впрочем, и эту ситуацию удалось переломить в свою пользу, так что Юстос приобщился к этому виду искусства. Впрочем, по большей части он к нему остаётся равнодушным и обращает внимание на действие на экране только в том случае, если в одной из ролей снимается его сородич. Во всех других случаях он спит между кресел.
Мы попрощались с Антониной и Юстосом у подъезда. На прощание я спросил у девушки, как она считает, счастлив ли Юстос?
— Думаю, да, — ответила Антонина. — По собачьим меркам у него есть всё и даже больше. Начиная от еды и теплой подстилки и заканчивая играми и всесторонней любовью.
Говорят, собаки-поводыри способны выполнять свои обязанности не просто до глубокой старости, но даже до самой своей смерти. Все мы не вечны, однако собака способна любить своего хозяина и хранить верность до самого конца. Значит, жизнь Антонины на долгие годы в надёжных руках. Вернее, в лапах. Чему я, признаться, очень рад. А ещё рад и за самого Юстоса — пока его партнёром является Антонина, за его судьбу тоже можно не беспокоиться.
Проверка зонтом
В России существуют два центра подготовки собак-поводырей. Один ― некоммерческая организация «Учебно-кинологический центр «Собаки -помощники инвалидов», работающая за счёт пожертвований. Второй действует на базе Всероссийского общества слепых и расположен в городе Купавне. Он финансируется за счёт федеральных средств.

В качестве собак-поводырей обе организации обычно используют именно лабрадоров, поскольку эта порода считается универсальной, добродушной и соответствующей задаче по складу ума. Гораздо реже миссию поводырей доверяют овчаркам. Эта порода меньше подходит для подобных целей, и среди этих собак большой процент выбраковки.
К обучению собак подходят очень серьёзно ― их учат не реагировать на внешние раздражители, приучают к громким звукам и неожиданным событиям. Одно из испытаний — зонт. Щенков сажают вокруг него, дают обнюхать, после чего резко раскрывают и смотрят на реакцию. Проходят отбор лишь те, кто после первого испуга возвращается к зонту и снова берётся его исследовать. Когда щенки повзрослеют до 6-8 месяцев, у них начинается курс спецподготовки на поводырей.

Вот только защищать своих ведомых собак не обучают. И это не случайно, ведь если на улице человеку станет плохо, собака не подпустит к нему бригаду скорой помощи. Поэтому в конфликтных ситуациях хозяину самому придётся оборонять питомца от агрессивного поведения окружающих.