Вечер памяти Владимира Высоцкого «Ну здравствуй, это я» состоялся в Доме молодёжи 25 января. В концертной программе приняли участие 14 исполнителей и творческих коллективов города.
Открыл концерт Александр Сидоров песней «Проложите хоть тоннель по дну реки». Не сказать, что его исполнение было самым ярким, но простое пение под гитару было прекрасным попаданием в тренд. Ведь сам артист именно так запомнился нам.
И всё было бы ничего, если бы Александр просто пел песни Высоцкого. Но ему же вздумалось ещё и читать стихи, причём собственного сочинения. Однако и это не самое плохое, потому что стихи достаточно сносные. Но поэт всё впечатление испортил строчкой «Песня стала карточкой визитной, Высоцкого представить без неё, представить значит Путина без Крыма…». Ну и дальше в том же духе. Помилуйте, господа, какое отношение Владимир Высоцкий имеет к аннексии полуострова, Путину и вообще к современной политике? Я не представляю. Одним словом, это всё равно, что на только отреставрированном историческом здании какой-нибудь хулиган нарисует красную звезду и скажет, что из патриотических чувств. В общем, не сказать, что всё тут же рухнуло в тартарары, но неприятный осадочек терзал меня даже после завершения вечера.
Тему патриотизма продолжили ведущие концерта, напомнившие, что этот год у нас полностью посвящён теме 75-летия Победы, то есть дали понять: культурные мероприятия желательно проводить в духе тематического духовно-нравственного воспитания. Вот всегда у нас так — показали нам на календарь и приказали проявлять патриотизм, мы под козырёк и вставляем ценности и скрепы везде, где можно.
Я уже испугался того, что из Высоцкого мы услышим только военную тематику, однако исполнители, к счастью, были далеки от подобной однобокости понимания темы. Даже наоборот — они старались показать широчайший творческий диапазон Владимира Высоцкого, как поэта, музыканта и певца.
Да, было небольшое количество и военных песен. Дуэт Святослава Дёгтева и Михаила Парыгина спел, например, композицию «Тот, который не стрелял». Ну, Святослав человек военный, к тому же профессиональный музыкант. Да и песня слишком знаковая для творчества Высоцкого, чтобы оставить слушателей без неё.
Военной тематике было посвящено и выступление Александра Привалова, исполнившего песню «Звезда». Это произведение даже не столько о войне и героизме, сколько о том, как смерть простого солдата становится очередной звездой на погонах его командира. Ну а после поэтической композиции театра-студии «Сотворчество» на сцене звучали только песни не военной тематики.
Несмотря на то, что большая часть исполнителей не раз участвовали в этом фестивале, да и песни уже всем знакомы, здесь было чему удивляться. Например, поразил меня в хорошем смысле коллектив «Фортуна» из судомеханического техникума. Я уже не раз подчёркивал, что только приветствую, когда каверы не похожи на оригинал, и студенты сумели порадовать меломана. Их по-настоящему роковая концепция заставила звучать творчество Высоцкого по-новому. Знатоки хорошей музыки по общей мелодике, ритму и включению в композицию партии флейты услышат в этом исполнении влияние Jethro Tull. Бас-гитаристы действительно играли весьма убедительно, а флейтистка Светлана Мильгузова внесла неповторимое очарование в песню «Лапы у ели». Да и вокал в исполнении руководителя группы Владимира Стрикова был очень достойным.
— Творчество Владимира Высоцкого уникально, в нём очень много энергии, поэтому мои воспитанники любят исполнять его песни, — говорит Владимир Стриков. — Однажды познакомившись с творчеством этого поэта, ребята каждый год выражают желание принять участие в фестивале. Пробуем свои силы, совершенствуемся. Я делаю аранжировки к песням, члены ВИА тоже что-то своё предлагают. На этот раз мы взяли за основу оригинальную композицию, немного позаимствовали у Лепса. Скрестили это, получилась хорошая песня.
А вот артисты студии танца «ХЭКС проекта «Танцующие люди» показали, что Высоцкого можно не только петь, но и танцевать. Танцоры исполнили ряд композиций, поставленных на песни «Марьюшка», «Я несла свою беду», «Беда», «Дороги», и эти номера действительно освежили концертную программу.
Владимир Высоцкий известен не только военными и лирическими вещами, но и такими, которые можно смело назвать шансоном. Эту тему на вооружение взяла группа «ДВ КМС». И эти суровые мужчины, чей основной вид творчества имеет похожую направленность, с достоинством справились со своей задачей, начав своё выступление с песни «Тот, кто раньше с нею был».
— Формируя репертуар для концерта, мы исходили из разноплановости Высоцкого, поэтому взяли эту песню, которая имеет паниковско-хулиганскую направленность, но цензурную, — говорит член группы Герман Коростелёв. — У Высоцкого можно найти всё — и альпиниста, и шахматиста, и водителя-дальнобойщика, и Як-исторебитель, и комические произведения. Есть у него и детские песни. Его творчество шло вразрез с плакатным временем, которое нам задавали, он отражал реальные стороны жизни.
Предложили «ДВ-КМС» и производственную тематику, спев «Чёрное золото». А завершили выступление «Цыганочкой». Мы все помним, как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» царь Иван Грозный был до слёз растроган этой песней. Музыканты ничуть не посрамили свою честь — зрители были так очарованы этим исполнением, что хлопали в такт этой песне, после чего устроили музыкантам настоящую овацию. Герман Коростелёв был скромен в оценках своего выступления, поставив ему «твёрдую троечку», но аплодисменты в зале говорили, что слушатели не согласны с таким мнением.
Можно также отметить трио «Миряне». Певцы впервые участвуют в концерте, посвящённом памяти Высоцкого, но песня «За меня невеста», получившая явную эстрадную окраску, звучала очень мило. Быть может, сам Высоцкий и не согласился бы с такой трактовкой, но этот номер смело можно назвать одним из лучших в этот вечер. Равно как и выступление Ксении Вяткиной, спевшей, наверное, самую сильную лирическую вещь Владимира Высоцкого — «Баллада о любви», которая впервые прозвучала в фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».
Завершился вечер высшим пилотажем от группы «Форс Мажор». «Странная сказка» из уст Ивана Авдеенко под густой и мощный гитарный бас звучала совсем не так легкомысленно, как у самого автора произведения. Получилась хардроковая вещь с текстом, который сегодня звучит пронзительно актуально: «Тишь да гладь да спокойствие там, хоть король был отъявленный хам: он прогнал министров с кресел, оппозицию повесил и скучал от тоски по делам».
Подводя итоги концерта, можно сказать, что в отличие от постепенно выдыхающейся «Битломании», фестиваль «Ну здравствуй, это я» будет только набирать популярность. Творчество Владимира Высоцкого настолько разнообразно, а его судьба настолько трагична, что можно бесконечно черпать вдохновение в его стихах и песнях. А написанные им произведения в сегодняшних российских реалиях вновь становятся злободневными. И тут главное для артистов — не повторяться, исполняя проверенные на публике песни, а возвращать к жизни давно забытые произведения.