КОРАБЕЛЫ ВЕЛИКОЙ РЕКИ

Ещё один боевой корабль класса «корвет» заложен на Амурском судостроительном заводе. Знаковое событие состоялось в день, когда трижды орденоносный Амурский судостроительный завод отмечал свой 86-й день рождения.

Как сообщает пресс-служба АСЗ, в торжественной церемонии закладки корабля проекта 20385, которому приказом Главнокомандующего флотом присвоено наименование «Быстрый», приняли участие первый зампред Правительства Хабаровского края Мария Авилова, командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц, представители краевой и городской властей, Объединённой судостроительной корпорации, региональных министерств и ведомств, гости и работники завода.

Закладную доску нового боевого корабля на первой секции девятого в линейке строящихся в Комсомольске корветов установили командующий ТОФ адмирал Сергей Авакянц и гендиректор АСЗ Владимир Кулаков.

– В настоящее время Амурский судостроительный завод является наиболее эффективным предприятием по строительству надводных кораблей для Военно-морского флота России. Будущее Тихоокеанского флота, его боевая мощь во многом связаны именно с вашим заводом, с вашим прославленным коллективом, – сказал в своём выступлении адмирал Авакянц.

В ходе митинга были вручены награды и поощрения заводчанам за доблестный труд и активное участие в развитии предприятия, а 18 работникам завода присвоено почётное звание «Заслуженный амурский корабел».

Традиционно закладную секцию освятил представитель РПЦ епископ Амурский и Чегдомынский Николай.

Корвет «Быстрый» получил своё название в честь эскадренного миноносца Тихоокеанского флота, на котором проходил службу Герой Российской Федерации матрос Алдар Цыденжапов. В 2010 году он погиб при исполнении служебных обязанностей, спасая жизни сослуживцев и корабль от возникшего в машинном отделении пожара. Третий серийный корвет проекта 20380, построенный на АСЗ и переданный флоту в 2020 году, получил имя Героя России.

Всего в истории российского и советского флотов было три корабля с наименованием «Быстрый».

Истоки славных дел

История  Амурского судостроительного завода ведёт свой отсчёт с 1 июля 1936 года. В конце 1936-го сданы доковый и деревообрабатывающий цеха, а 12 июня 1938 года заложен самый крупный корабль завода – крейсер проекта 26БИС,  получивший имя «Калинин». Его длина была почти 200 метров, водоизмещение девять тысяч тонн, а в экипаже служили 897 человек. В дальнейшем заказами завода стали подлодки серии XI и эсминцы проекта 38.

В годы Великой Отечественной войны Амурский судостроительный завод оставался практически единственным предприятием страны, занятым крупным кораблестроением. Предприятие передало флоту пять эсминцев, два крейсера, одного «охотника» за подводными лодками и два парома для переброски через Амур воинских частей и техники. В доках были отремонтированы 17 подводных лодок, принимавших участие в боевых действиях на фронтах.

В послевоенное время новый этап развития предприятия начался со строительства атомных субмарин. В середине 50-х годов здесь была развернута коренная реконструкция для строительства, инженерный состав пополнился специалистами новых профессий – инженерами-физиками и операторами атомных энергетических установок. И уже в 1958 году состоялась закладка головной ракетной подводной лодки проекта 659. Атомных подводных лодок первого поколения было построено 18 единиц.

Всего за историю своей деятельности завод выпустил более 300 кораблей и судов различного назначения. Для военно-морского флота было построено 57 атомных подводных лодок, 41 дизель-электрическая подводная лодка, 57 боевых надводных кораблей.

АСЗ изначально создавался как высокомеханизированное предприятие для решения задач, связанных с повышением боеспособности Тихоокеанского флота.

Современный Амурский судостроительный завод – это многопрофильное предприятие, производственные мощности которого включают корпусообрабатывающее, сборочно-сварочное, электромонтажное, трубное, машиностроительное, малярное производства, испытательный центр материалов и изделий, отдел ядерно-радиационной безопасности, участок гальванических покрытий, участок по изготовлению стеклопластиковых панелей.

Сегодня корабелы АСЗ трудятся над созданием не только военных кораблей, но и гражданских судов. В цехах завода ведётся постройка серии корветов и малых ракетных кораблей.

Достраиваются и испытываются морем современные грузо-пассажирские автомобильно-железнодорожные паромы для линии Ванино – Холмск.

Руслан БАШИРОВ