Авиамодельный спорт в СССР активно развивался при поддержке государства. Кружки технического творчества существовали в системе ДОСААФ, Федерации авиамодельного спорта, Дворцах пионеров, им увлекалось несколько миллионов человек.
В середине 2000 годов кружки технического творчества для детей стали угасать, причиной этому отчасти послужили отход государства от финансирования системы начального технического образования и развитие интернет-технологий, у детей появились другие интересы. Тем не менее энтузиасты авиамодельного образования остались и по мере своих сил продолжают продвигать идеи ручной авиации.
Комсомольчанин Олег ШЕВЯКОВ занимается созданием авиамоделей и дельтапланов всю жизнь, на Магистральном шоссе в автокооперативе «Локомотив» у него находится гараж, где девять комнат заставлены столами, кульманами, деталями планёров, станками и различными материалами. На столе рядом с чертежами стоят пилотажные приборы: высотометр, вариометр, спидометр. Когда-то в этих помещениях кипела жизнь, порядка 30 мальчишек что-то клеили, клепали, строгали, сверлили, собирали.
— Олег Валентинович, почему авиамоделизм?
— Мне было четыре года, когда я с вертушкой на деревяшке бегал по Амурстали, и вот с этого как-то всё и началось, в десять лет я уже вовсю делал модели самолётов, в одиннадцать ходил в авиамодельный кружок. Ничего в жизни меня не привлекало, только черчение, чтение технической литературы. В пятнадцать лет я ходил в авиамодельный кружок в Доме пионеров и в то же время руководил таким же кружком в домоуправлении. В прошлые времена власть обращала большое внимание на техническое развитие общества, интересы молодёжи старались направить в технику и науку, иначе мы бы войну не выиграли: ни танков хороших не было бы, ни самолётов.
В армии Олег Валентинович служил укладчиком парашютов в транспортно-авиационном полку под Хабаровском. И в свободное от службы время ему разрешили в поселковой школе вести авиамодельный кружок. В общем вся жизнь Олега Шевякова была так или иначе связана с конструированием авиамоделей. Одно время вёл кружок на станции юных техников, в 1975 году в политехническом институте ему дали помещение, где он создал экспериментальную авиационно-техническую лабораторию. Там был построен первый дельтаплан. Олег Валентинович его испытал, научился летать. Также создали экраноплан, на котором лётчики-испытатели летали над Амуром. Затем был авиационный завод, клуб дельтапланерного спорта.
— Атмосфера в клубе была боевая, азартная. Летали, ездили на соревнования, и, знаете, такая жизнь положительно влияет на общество. Когда человек стремится к чему-то светлому и интересному, особенно к тому, что нужно государству, он всегда чувствует себя в душе очень высоко.
В 1989 году клуба не стало, но цель заниматься созданием авиамоделей, продолжать работу с детьми осталась. В разгаре была перестройка, население занялось массовым предпринимательством, и Олег Валентинович решил рискнуть. В 1990 году собрал все деньги, купил целый «КаМАЗ» обоев и продал строительному тресту. Пошёл на это для того, чтобы продолжать заниматься авиацией. На вырученные деньги купил гараж, станки, материалы, организовал авиамодельный кружок.
— Начали заниматься в 1990 году. Детей было очень много. Больше тридцати человек только летали на дельтапланах, а которые приходили и строили авиамодели — 35-40 постоянных учеников. Девять комнат, и каждый ребёнок был занят творческой работой.
— Что дают подростку занятия в кружке авиамоделизма?
— Творческое техническое мышление — это самое главное, из чего вырастает конструктор. Как сейчас привлекают детей к науке и технике? Каким путём идут? Покупают конструкторы «Лего», всевозможные роботизированные комплексы, высокотехнологичные станки с программным управлением. И чем занимаются дети? Подключают штекер к блоку, переподключают к другим блокам, это как бы напоминает работу оператора. Подросток должен заниматься конструированием и созданием чего-либо головой и руками. Будущий конструктор должен знать, чем живёт материал, технологию его изготовления, знать всевозможные физические процессы каких-либо работ. Каждый конструктор с детства что-то чертил, конструировал, строил, сверлил, пилил, клепал, то есть у него с детства работал мозг. Если до 15 лет ребёнок ножовкой фанеру не пилил, на бумаге не фантазировал, не чертил космические аппараты, подшипники не крутил рукой, в будущем из него получится неважный конструктор, посредственный.
Сейчас людей, которые ведут кружки технического творчества в Комсомольске, по пальцам можно пересчитать. Самих коллективов очень мало. Авиамодельный кружок на Дзёмгах и на станции юных техников, два кружка по двадцать человек на город с населением четверть миллиона человек.
— Сколько раньше было кружков! Город кишел ими, проводились соревнования. Сейчас ничего. Я был на самолётостроительном факультете, там учатся азербайджанцы и китайцы. Они будут нам авиацию поднимать? Некоторые и по-русски с трудом говорят. Разговаривал с преподавателем, так он говорит, что на работу ходить не хочется. Студенты не знают простейших вещей и не хотят знать, потому что деньги платят и считают, что уже умные. Нет уже того студенчества, которое было раньше. Заводы ещё держатся на специалистах, которые учились при советской власти. Это пример того, что нет начального изобретательного образования, нет кружков технического творчества, нет массового вовлечения детей в науку и технику. Дети перестали ходить в кружок. Да и звать в гараж неудобно. Последние лет восемь я работаю абсолютно один.
— Олег Валентинович, а сейчас у вас есть авиамодельный клуб?
— Только на бумаге. 20 марта зарегистрировал НКО «Авиаклуб детского технического творчества «Стриж». Моя цель – учить детей с 8-9 лет, это тот возраст, когда ребёнок ещё не испорчен псевдоинтересами. У меня сейчас всё есть. Любые инструменты, материалы, всё готов предоставить. Я всегда делюсь, рассказываю, консультирую. Мне это в радость.
Главное для клуба – это, конечно, помещение. Олег Валентинович был на приёме у главы города. Задумка городским властям понравилась, и ему предложили зарегистрировать НКО, тогда город может дать помещение в безвозмездную аренду.
— Дают помещение 300 квадратных метров, но внутри всё требует ремонта: окна, кровля, а это порядка 300 тысяч рублей.
Кроме того, требуется решить вопрос с коммунальными платежами, это ещё 15 тысяч в месяц. Городские власти пообещали что-нибудь придумать, но время идёт, ничего нет. Получается замкнутый круг. Чтобы делать ремонт, надо официально получить помещение. Никто не поможет с ремонтом, если оно не будет юридически оформлено. Должен быть подписан договор, а чтобы подписать договор, нужно гарантировать оплату коммунальных платежей.
— Мне кажется, идеи в этом направлении стоят этих 15 тысяч рублей, — рассуждает Олег Шевяков. — Есть проекты, в которых государство выбрасывает на ветер суммы гораздо более значительные.
Каждый день Олег Валентинович куда-то ходит, пишет письма. В своё время на приёме у Михалёва был раз десять, в последний раз тот сказал: «Мне Ломоносовы не нужны…» Михалёву, может, и не нужны, но в таком случае зачем государству михалёвы?
— Я не ищу денег, не ищу заработка, я готов работать бесплатно. Мало того, в уставе организации записано, что дети занимаются только бесплатно, — говорит Олег Валентинович. – Сейчас проблема только в одном – в оплате коммунальных услуг. Мне семьдесят лет, я пенсионер и таких расходов просто не потяну.
— А если подать заявку на грант?
— Это моя беда. Грант предполагает такую большую бумажную работу, что мне некогда будет заниматься живым делом. Сейчас есть организации, которые только и знают, что выпрашивают гранты, тогда как никаких результатов у них нет. Нет ничего, только очень хорошо, грамотно составленный запрос на грант, бухгалтер и деньги на счету. Я считаю, что если я даю обществу добро, то с меня не надо брать деньги за право дать это добро. Иначе как же так получается? Вы даёте кусок хлеба, а вам говорят, вы сначала заплатите за право дать этот кусок хлеба.
В заключение хотелось бы сказать, что авиамоделирование – это не хобби, спорт или бизнес. Для ребёнка – это такое образование, которого он добивается сам и с удовольствием.
Сейчас многие подростки всё делают из-под палки, с неохотой. А когда ребёнок занимается техническим творчеством, горит желанием построить самолёт, он сам старается всё узнать, найти ответы на вопросы, он ищет, проявляет активность. Образование в удовольствие и на пользу государству — что может быть лучше?