Удивительная атмосфера царила в кофейне «Луна» вечером 26-го августа: здесь проходила лекция «Пабло Пикассо и его музы» преподавателя истории искусств Татьяны Чановой, посвящённая творчеству великого художника. Или, вернее сказать, женщинам, которые на это творчество вдохновляли.
Идея запустить цикл лекций, посвящённых искусству, литературе и музыке, принадлежит движению «Книжки на дом», которое существует в нашем городе уже более двух лет и занимается благотворительной и просветительской деятельностью (организует поездки в детские дома, дома престарелых и инвалидов, где читает книги и проводит мастер-классы). В этом году «Книжки» решились на новый формат: выйти к комсомольчанам, которые хотят разнообразить свой досуг, а заодно поднатореть в области культуры.
— Мы решили проводить наши встречи в городских кафе. Такой формат позволяет слушателям наслаждаться как напитками и едой, так и самими лекциями, — комментирует куратор движения Ульяна Боровинская. — Следующую встречу мы планируем провести в октябре уже на новой площадке. Место и тема будут другими, неизменным останется приобщение к прекрасному.
На первой лекции к прекрасному приобщилось более тридцати человек, и, наверное, среди них вряд ли найдутся те, кто к концу встречи не начал понимать непростое творчество Пикассо чуть лучше.
— Трудно назвать это лекцией в моем понимании, — говорит Любовь Криштоф, воспитатель детского сада. — В помещении царил полумрак, отовсюду доносился аромат кофе. Татьяна будто бы провела нас по жизни Пикассо, причём ей удалось абстрагировать нас от его безрассудств и заставить полюбить его искусство.
Абстрагирование началось с чувственного танца актрисы театра КнАМ Виктории Грибановой, которая на пару минут увела зрителей от действительности и перенесла в знойную Испанию. После танца слушатели с должным настроем впитывали рассказ Татьяны Чановой о жизни художника, наполненной самым разным, но главное – любовью:
— Пикассо говорил: «Если бы некого было любить, я бы влюбился в дверную ручку». Художник следует девизу испанских мачо: утром – церковь, днем – коррида, вечером – бордель. Всю жизнь в его творчестве присутствует мотив корриды. И сам он себя представляет то матадором, то быком. А то и вовсе минотавром. А вы помните, что минотавр в свой лабиринт заманивал кого? Правильно, женщин. Этот образ как нельзя лучше отражает его личность, дикую страстность. Конечно, его личность неоднозначна. Но то, что он – художник номер один двадцатого века – общепризнанный факт. Он создал изобразительный язык, культурные коды двадцатого века. Это значит, что художники того времени уже не изображают вещественность, действительность. Они изображают то, что они думают об этом и то, что они чувствуют по этому поводу. Искусство переходит в область символов и знаков.
Известно, что в творчестве художника было несколько периодов. К примеру, искусствоведы выделяют «голубой» и «розовый» (связанные с общей цветовой палитрой его работ). Но самыми исчерпывающими, пожалуй, обладают описания этапов, связанных с его женщинами: каждая имела колоссальное влияние на его творчество.
— Его харизма, как магнит, притягивала женщин. И, казалось бы, зачем нам «трясти бельём» и пересчитывать все его связи? Но мы должны отдавать себе отчёт в том, что если бы этих женщин не было, не было бы и художника Пикассо, такого, каким мы его знаем. Потрясает то, как менялся его стиль в зависимости от женщины, с которой он находился в том или ином периоде. Потому что он меняется изнутри, пытается передать на полотне то, что чувствует, а чувствует он, конечно, всегда разное. Все ведущие музеи мира так и выстраивают свои экспозиции: сначала идёт портрет женщины, с которой Пабло был в этом периоде, а затем полотна. Они входили в жизнь художника под своими кодовыми названиями: «Женщина-сон», «Женщина-слеза», «Женщина-цветок». Конечно, каждая была с ним ровно до того момента, пока его вдохновляла.
Лекция закончилась бурными аплодисментами, а приятным дополнением к рассказу стали открытки с изображением одной из работ художника и автографом лектора Татьяны Чановой.
— Я достаточно мало знала об этом художнике. А тут полуторачасовой концентрат информации, да ещё и поданный в такой душевной атмосфере! Мне очень понравилось, — делится впечатлениями Татьяна Шопина, технолог информационно-вычислительного центра РЖД.
Искусство – вещь тонкая, и каждый понимает его цель и назначение по-разному. Но необходимость в нём, пожалуй, очевидна: если в будний день, после работы, в небольшом помещении несколько десятков человек самых разных профессий собираются, чтобы проследить, как личная жизнь всемирно известного художника отражается на его полотнах, то можно смело резюмировать – следующим лекциям быть.
Материал подготовила Виктория ПЯТКОВА