«Во-первых, это красиво…» — этот интернет-мем, который хорош одной своей недосказанностью, как нельзя лучше подходит для того, чтобы кратко охарактеризовать выставку «Пин-ап. Девушки с обложки», открывшуюся в Музее изобразительных искусств.
Жизнерадостные американские красотки — главные персонажи этого пикантного жанра. Чулки, подвязки, корсеты, изысканное бельё — обязательные жанровые атрибуты, подчёркивающие эротизм, изобилуют в сюжетах комиксов, картин, календарей, журнальных обложек и военных пропагандистских плакатов.
На выставке можно узнать об истории пин-апа. Оказывается, он зародился ещё во времена Первой мировой войны. В тот момент главными героинями картин были дамы из высшего общества, но уже имеющие свои взгляды на жизнь, отличные от тогдашних моральных устоев. Например, так называемая «девушка Гибсона» — персонаж художника Чарльза Гибсона. Она была сдержанна, аристократична, но имела «чертёнка во взгляде». Эта дама водила автомобиль, играла в гольф, купалась и кружила головы всем – от юнцов до благопристойных джентльменов.
А были и совершенно феминистические сюжеты. Например, есть такой и на выставке – женщины, разглядывающие через лупу микроскопического мужчину. Оно и понятно – именно в это время представительницы прекрасной половины человечества стали активно бороться за свои права.
Со временем общественные устои менялись, и, чем сильнее укорачивались юбки у девушек пин-апа, чем доступнее становились цветные журналы, тем ближе к простому человеку придвигались героини жанра. В конце концов стандартом для него стала так называемая девушка «из соседнего двора». Как правило, сюжеты картин представляли из себя различные смешные ситуации с эротическим подтекстом: поднятый ветром подол платья, упавшие во время игры в боулинг трусики, собака, порвавшая юбку, и многое другое.
Вы удивитесь, если узнаете, что пин-ап был взят на вооружение и американской армией. Не в качестве оружия, а как средство для поднятия боевого духа солдат. Ну, в самом деле, за кого военный пойдёт воевать охотнее? За государство? За президента? За партию? Конечно, нет. Врагам он порвёт глотки за ту самую девушку из соседнего двора – милую, добрую, улыбчивую, но такую беззащитную. И, к тому же, знающую толк в том, до какой грани приподнять подол платья, чтобы не прослыть развратной и одновременно возбудить мужскую фантазию обнажившейся подвязкой для чулок. Кроме того, эти плакаты пропагандировали и семейные ценности – часто на них фигурировали молодожёны, прощающиеся перед отъездом парня на фронт. Девушки пин-апа были настолько популярны на фронте, что их рисовали даже на боевых самолётах.
Время шло, наступила сексуальная революция. Она-то и убила пин-ап как явление. Чем сильнее обнажались красотки на картинках, тем меньше интереса они возбуждали. Когда их стали изображать почти совсем голыми, внимание мужчин переключилось на телевидение и кино. Ведь там обнажённые красотки ещё и двигались, и даже говорили. Но всё же пин-ап не хотел сдаваться и на арену «выпустил кракена». В смысле, стал продвигать нового персонажа – девушку, далёкую от идеальных женских форм, но, тем не менее, всё равно привлекательную своей близостью и непосредственностью реакции на трудные ситуации. Эдакая пышечка Хильда от Дуэйна Брайерса голышом убегала от медведя, падала в воду, теряла бюстгальтер, скатывалась со склона холма и многое другое. Говорят, американцы никак не хотели верить в то, что это выдуманный персонаж, и заваливали журналы просьбами опубликовать телефон девушки.
Хильда держала на себе внимание до начала 80-ых годов прошлого века, но и она сдала свои позиции. Сегодня пин-ап, как ни странно, вдруг получил второе дыхание. Что это? Ностальгия по светлому прошлому? Или откат от принятых стандартов «максимальной обнажённости»? Зритель сможет сделать на этот счёт собственные выводы, придя на выставку «Пин-ап. Девушки с обложки», которая продлится до 8 марта.
Спойлер: моралистам и людям с ограниченной фантазией вход не рекомендуется. Остальные получат истинное удовольствие. Особенно настоящие мужчины…