Если Россия, по словам Михаила Ломоносова, прирастала Сибирью, то Комсомольск-на-Амуре – поселениями, в разные годы образовавшиеся вокруг города. Когда-то в посёлках Малая и Большая Хапсоль кипела жизнь. В 1950-х годах был построен Хапсольский кирпичный завод Нижне-Амурского строительства, вокруг которого и вырос посёлок. В конце 1980-х годов здесь стали разворачиваться подготовительные работы для строительства промышленных баз воинских частей. Кирпичный завод переименовали в завод стройматериалов, и до 1990 года там работали заключённые ИТК-9.
Но с приходом рыночных времён в посёлке произошли глобальные преобразования. Завод стройматериалов признали неплатёжеспособным и стали готовить к банкротству. В конце концов от предприятия фактически ничего не осталось. На продажу были выставлены гаражи, казармы воинских частей, свинофермы, бани, теплицы, городок роты охраны. С 1995 года посёлок Большая Хапсоль стал микрорайоном Комсомольска-на-Амуре.
Не знающему местности человеку попасть в Хапсоль не так уж легко, на дороге нет никаких указателей, Яндекс-карты район вообще не замечают, так же как в общем-то и городские власти. Но случается праздник и на улицах Хапсоли. 5 марта на встречу с жителями посёлка приехали начальник отдела транспорта управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Дмитрий Корнев, депутат избирательного округа №11 Елена Каткова и представитель компании «Дальавтотранс», которая осуществляет автобусные перевозки на маршруте город – микрорайон Большая Хапсоль.
Встреча состоялась в местной школе, в которой на данный момент учатся 32 ученика как из микрорайона Большая Хапсоль, так и со Дзёмог. Правда, ходят слухи, что школу закроют, но директор школы Алла Толстова эти слухи решительно пресекает. Она уверена: перспективы есть, а в отдалённости от города видит только плюсы в плане защищённости детей от негатива.
Жителей на встречу пришло не сказать чтобы много, но зато эмоций было с избытком:
— Здесь на сопке стоит пятиэтажка, и мы с трудом добились, чтобы там проходил автобусный маршрут, — говорит житель Хапсоли Виктор Чецкий. — В прошлом году сделали нам асфальт, всё отлично. Прошёл год, и деловые люди принялись разрабатывать рядом карьер, засыпали дренажную канаву нашей дороги, сделали себе проезд. Все грунтовые воды потекли на наш асфальт, укладку которого мы с трудом добились. Теперь он весь в трещинах. Почему нельзя было проложить дренажную трубу?
Помянули также и протекающую колонку, вокруг которой образовалась огромная наледь. Пожаловались, что от снега чистят лишь центральную улицу, все остальные практически не расчищают. Дмитрий Корнев пообещал, что проблема будет донесена до управления дорожной деятельности.
Дела маршрутные
Вечная проблема отдалённых районов города – транспортная доступность. Жители жаловались на то, что в вечернее время трудно добираться из города.
— На «Амурметалле» рабочая смена 12 часов — с 8 до 20 часов, на ТЭЦ-2 также с 8 до 20 часов, — возмущаются жители. — Сейчас последний автобус на Хапсоль уходит в 19 часов. А ведь человеку после работы надо ещё дойти до остановки.
Долго и с криками выясняли, когда идёт последний автобус из города.
— График будет пересматриваться, чтобы устраивало всех, а не одного-двух человек, — подытожил начальник отдела транспорта.
В конце концов договорились о том, чтобы автобус из города отправлялся в 20.15.
— Мы пересмотрели нашу маршрутную схему, особенно отдалённых районов, — ответил Дмитрий Корнев. — У нас много дублирующих маршрутов, маршрут №9 повторяет маршрут №18 более чем на 50 процентов. Мы предлагаем перевозчику написать официальное обращение в городскую администрацию с просьбой увеличения на маршруте №9 количества автобусов.
Присутствовавший на встрече представитель «Дальавтотранса» согласился с этим предложением. Но собравшиеся жители, что называется, вошли во вкус критики:
«Городу нет до нас дела, Хапсоль бросили; микрорайон не маленький, летом ещё и дачники приезжают; в микрорайоне проживает около 25 детей дошкольного возраста и начальных классов, но ни одной детской площадки; расположенная в микрорайоне лыжная база не развивается; в программе развития города Хапсоль вообще не упоминается, ни в сфере туризма, ни в плане сельского хозяйства; много бродячих собак, по улицам страшно ходить».
Вот такие основные претензии к городской власти озвучили жители Хапсоли. Оторванность от жизни, когда невозможно сходить в театр, кино, спортивную секцию, посетить какое-либо культурное мероприятие, приводит к тому, что люди стали бросать дома и уезжать.
Молчание органов
На улицах Хапсоли легче встретить собаку Баскервилей, чем полицию. Своего участкового жители видят только во время выборов, а затем правоохранительные органы мгновенно растворяются в хапсольском безмолвии, и чем они занимаются, неведомо, видимо, даже их непосредственному начальству. На встрече все ожидали участкового, чтобы хоть посмотреть на него, но страж порядка был в отпуске, а его заместитель оперативно взял выходной. Записали, конечно, телефон участкового, но это мало кого удовлетворило.
— Да он меняется постоянно! – кричали жители.
Хлеб за 100 рублей
Хапсоль считается городским районом, но вы не поверите, там нет ни одного магазина! За хлебом и прочими продуктами жителям приходится ездить в город. В посёлке был когда-то частный магазин. Сейчас ближайшая торговая точка находится на Хумминском шоссе, где разделяются Малая и Большая Хапсоль, и проживающие рядом считают, что им повезло.
На вопрос, что дают такие встречи, начальник транспортного отдела ответил:
— Встречи дают понимание, обратную связь от жителей города, что им необходимо улучшить в транспортной сфере. Если есть проблемы, мы стараемся их решить вместе с перевозчиками. Я считаю, что такое общение представителей власти и перевозчиков с людьми на местах вполне эффективно. Во всяком случае маршрут №5, который был проблемным с 1991 года, сейчас функционирует достаточно хорошо. Также я уверен, что на каждом маршруте должен быть один перевозчик. С одного конкретного юрлица спросить всегда легче. У нас была проблема с 9-м маршрутом, мы настоятельно просили снять один автобус и поставить его на 9-й маршрут. Но перевозчик нам навстречу не пошёл, и мы приняли решение, что маршрута №18 не будет. Что касается магазинов, то я был реально удивлён их отсутствием в районе. Обязательно доведу это до главы города.
Елена Каткова, депутат, избирательный округ №11:
— Главными проблемами микрорайона я считаю освещение, чистку дорог, транспорт, отсутствие аптеки, ничего нет для детей, ни одной детской площадки. Глобальная проблема – это мусорная свалка в карьере. Это уже не районная, а городская свалка.
Кстати, в своё время на свалку свозили шлак с «Амурметалла», и жители опасаются, что он радиоактивный. Заводчане провели замеры и заверили, что нет там никакой радиации. Однако проблема ещё и в том, что свалка каждый год горит. В прошлом году пожарные её тушили неделю, дым от пожара шёл на посёлок. Финансовых ресурсов у города на устранение этой свалки, разумеется, нет, и здесь ситуацию могли бы улучшить экологические гранты или помощь краевых властей.
Встреча показала, что жизнь в отдалённых районах города есть, однако также есть и проблемы, которые такие встречи помогают обозначить и решить. «Надо просто чаще встречаться», — пожелали жители Хапсоли.