ГЛАВНЫЙ МОСТ БАМА

Комсомольский мост через Амур был сдан в эксплуатацию за пять лет, если считать с начала сооружения первой опоры. Рассказываем, как его строили. 

В своем 400-летнем наступлении на восток Россия развивала не только дороги, но и мосты, поскольку вся территория страны прошита множеством рек, в том числе и крупнейших в мире. Достаточно сказать, что сегодня через Волгу на всём её протяжении построено 56 мостов. Через Енисей переброшено пять мостов, на реке Обь – 14 и ещё три строятся.

На реке Амур строительство первого моста возле Хабаровска совпало по времени с Первой мировой войной.

Шло время. На карте региона появился молодой, стремительно растущий город Комсомольск-на-Амуре – центр новейших технологий в авиационной и судостроительной промышленности, развивались порты Советская Гавань и Ванино, разворачивались работы по строительству Байкало-Амурской магистрали, конечной целью которой было выйти на побережье Татарского пролива. И строительство нового перехода через Амур было предопределено.

Новый Мир – новый мост

27 декабря 1968 года был издан приказ Министерства транспортного строительства СССР о передислокации Мостопоезда № 419 из г. Новокузнецка в г. Комсомольск-на-Амуре для выполнения работ по строительству моста через реку Амур. 1 сентября 1969 года Мостопоезд № 419 был переименован в Мостоотряд № 26.

Начинать стройку ехали без оркестров и лозунгов. Тогда ещё мало кто знал, что объект, который предстояло построить, станет особым, важнейшим звеном Байкало-Амурской магистрали.

Начинался амурский мост со строительства жилья, клуба, детского сада, котельной. Строители дали посёлку название – Новый Мир, а первую улицу нарекли Новокузнецкой.

Работы шли в хорошем темпе. 2 октября 1970 года началось сооружение опоры № 1, и уже 1 августа 1975 года было установлено последнее 33-метровое пролётное строение. Берега Амура соединены.

23 сентября 1975 года мост через реку Амур сдан в эксплуатацию с оценкой «отлично». Ещё один мост соединил берега великой дальневосточной реки и обеспечил выход грузопотока к океану.

В 1982 году была сдана в эксплуатацию автодорожная часть моста через Амур.

Грандиозное транспортное сооружение стало достойным подарком мостостроителей  к 50-летнему юбилею города.

Новейшие технологии

Мост через Амур у города Комсомольска-на-Амуре – уникальное сооружение, где многое делалось впервые. В частности, для анкеровки оболочек в коренные породы впервые в мировой практике мостостроения было применено реактивно-турбинное бурение скального грунта и метод сооружения опор на фундаментах из железобетонных оболочек диаметром 3 м по технологии К.С. Силина. Решено было отказаться от кессонных фундаментов, которые традиционно применялись при строительстве всех больших и внеклассных железнодорожных мостов Транссибирской магистрали.

Были освоены технология навесного монтажа пролётных строений на высокопрочных болтах и технология сварки элементов пролётных строений на монтаже. Воссоздано утраченное ремесло кладки гранитной облицовки, отработана технология разборки существующих конструкций с обеспечением безопасности движения.

Сокращению сроков строительства моста способствовала высокая квалификация рабочих, инженерно-технических работников, руководителей, мощная производственная база в городе Комсомольске.

Строителям, монтажникам, механизаторам, руководителям всех рангов приходилось преодолевать трудности, связанные с возведением фундаментов опор моста в сложных природно-климатических условиях, выполнением напряжённого и жёсткого графика монтажа пролётных строений, с организацией производственной базы, обеспечивающей бесперебойный рабочий режим.

Стратегический объект

Долина Амура в районе мостового перехода ограничена на левом берегу отрогами хребтов Хумми и Тао-Чан, на правом — западным отрогом хребта Сихотэ-Алинь. Полная длина моста составляет 1435,32 м. Высота над уровнем воды 24 м. Площадь водосбора мостового перехода составляет 1730 000 кв. км.

Мост является важным звеном Байкало-Амурской магистрали и стратегическим военным объектом. На левом и правом берегах у моста расположены проволочные заграждения в несколько рядов, доты, вышки охранения. Пешеходное и велосипедное движение (не в составе организованной колонны) по мосту запрещено. На левом берегу размещалась военная часть, в ней существовала уменьшенная модель моста для тренировки.

Строительство амурского моста ещё не было завершено, а мостоотряд уже отправлял своих посланцев на строительство других мостов БАМа. На базе участков Мостоотряда № 26 были созданы Мостоотряды № 70, № 51 при строительстве мостов через реки Зея и Бурея.

Руслан БАШИРОВ

Использованы материалы городского краеведческого музея Комсомольска-на-Амуре