Великая Отечественная война внесла в народный словарь такие понятия как «до войны» и «после войны». С каждым годом свидетелей прошлых лет становится все меньше и меньше, время не остановить. Тем ценнее воспоминания людей, которые жили в те давние годы.
Николай ЛОСКУТНИКОВ в Комсомольск приехал из нижнеамурского села Жеребцово 5 июня 1937 года, когда праздновалось пятилетие города. Тогда мальчику было всего 10 лет, а Комсомольск только начинал формироваться как город. В центральной части было порядка двадцати кирпичных зданий, проглядывались улицы Лесозаводская, Кирова, Пионерская, проспект Сталина (сегодняшний проспект Мира).
![](https://sp-ao.shortpixel.ai/client/to_webp,q_glossy,ret_img,w_676,h_1024/https://dvkomsomolsk.ru/wp-content/uploads/2020/08/bsCkRMIkuzE-676x1024.jpg)
Малолетний бригадир
— Николай Фёдорович, как дети 30-х годов проводили свободное время?
— Могу сказать за село Жеребцово, где я вырос. Каждый жил в своём доме, за каждым домом был огород соток на пятьдесят, у всех были обязанности: воды наносить, дров напилить-наколоть, это отнимало очень много времени. Летом купались, играли в футбол, долгими зимними вечерами читали книги, я с пяти лет ходил в библиотеку.
Пошла рыба – рыбачили, я был бригадиром среди ребятишек-рыбаков. С заборов снимали старые сети, из них делали невод. Вроде рыбы много было, невод подтягиваем, рыба пробивается через прорехи и уплывает, так мы ещё в воде кетину хватали и выбрасывали на берег.
— Но в школу-то вы ходили. Насколько сложной была программа?
— У меня была колоссальная зрительная память. Мне достаточно было перед звонком прочитать материал и рассказать. Но для этого надо было сосредоточиться, не видеть учителя, никого, закрыть глаза и прочитать на память. У тех учителей, которые не обращали на это внимания, я пятёрки получал, а другие требовали смотреть на них и рассказывать, а я не могу, мне надо вспомнить текст. Плохо было с учебниками. К примеру, по геометрии их было всего два — один у преподавателя, второй на весь класс из сорока человек. Вот так и учились. Уроки делали при свете керосиновой лампы, а то и при лучине.
— Какая, на ваш взгляд, разница между современными детьми и детьми 1930-х годов?
— Мы были более самостоятельными. Меня в десять лет колхоз отправлял сопровождающим груз на пароходе в Комсомольск, я был ответственным за доставку, выгрузку.
— Детские годы были сытыми?
— Мы хорошо питались. Своё хозяйство было. Огороды, тайга, Амур кормили нас. Отец заключал договор с колхозом и выполнял работу – делал капитально ремонт магазинов, клуба, больницы, пекарни, печки клал, бочки делал, сани, телеги. В первый год войны для фронта сделали 10 тачанок.
— В селе в то время детям можно было заработать?
— Я деньги с пяти лет стал зарабатывать. Рыбу ловил, пастухом ходил, на участке по заготовке кирпича носил кирпичи, мог перетаскать тысячу, бутылки собирал и сдавал. Наш дом был рядом с магазином, и продавщица постоянно меня просила то груз покараулить, то перенести что-то. Когда приезжал в Комсомольск к сестре или сопровождал груз, собирал в городе бутылки и сдавал. В село возвращался, имея в кармане 200-300 рублей. Когда началась война, мне было 14 лет, я уже работал рыбаком во взрослой бригаде.
У меня своя лодка была. Выезжаю на Амур вверх по течению — бревно плывёт. Подъехал, посмотрел: если хорошее, строевое, цепляешь его крюком. Десять таких брёвен поймал, сделал плот и по течению подвёл к колхозному складу. Два рубля за бревно. Двадцать рублей заработал за день. Рыбу поймал, сдал на базу — тоже деньги. Тратил на всё, что хотелось. Покупал гармонь, гитару, ботинки (18 рублей), костюм школьный (49 рублей комплект). Иногда, бывало, отцу в срок не заплатили, тогда открывали мою копилку.
— О чём обычно мечтали дети того времени?
— Уехать куда-нибудь. Мне было 16 лет, и тут объявили набор в морское училище, сразу пять человек согласились. Кто мог, тот уезжал, в ФЗО или «ремеслуху» (училище) определялись. Из села так просто нельзя было уехать. Везде контроль, и если сельсовет не выдал справку, то милиция заберёт. Только со справкой могли выехать в город.
ФЗО. Школа фабрично-заводского обучения (школа ФЗО) — низший (основной) тип профессионально-технической школы в СССР. Школы ФЗО были созданы на основе школ ФЗУ. Существовали с 1940 по 1963 год.
В школу принималась сельская и городская молодёжь 16−18 лет с любой общеобразовательной подготовкой (с 1955 года — с начальным образованием и выше). Учащиеся находились на полном государственном обеспечении. В 1940-1953 годах молодёжь на обучение в школы ФЗО направлялась в порядке призыва (мобилизации). За нарушения дисциплины и за самовольный уход из училища предусматривалось наказание в виде заключения в трудовые колонии сроком до одного года.
«Ремеслуха» — Ремесленное училище (РУ) — в 1940—1950-х годах учебные заведения начального профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих для промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства и другого.
Побег на учёбу
В 1943 году Николаю Лоскутникову было 16 лет, и он решил пойти добровольцем на флот. Ребятам 1926 года рождения справки выдали, а ему – нет. И тогда он просто сбежал из колхоза на проходящем пароходе. По прибытии в Комсомольск ему пришлось бежать уже от милиции, проверявшей документы на право прибытия в город у пассажиров парохода. Потом был горком комсомола на Пионерской, направление на учёбу во флотский экипаж во Владивостоке. В 1944 году Николай Лоскутников — матрос-артиллерист Тихоокеанского флота.
![](https://sp-ao.shortpixel.ai/client/to_webp,q_glossy,ret_img,w_781,h_1024/https://dvkomsomolsk.ru/wp-content/uploads/2020/08/Nikolaj-Loskutnikov-Vladivostok-1946-god-781x1024.jpg)
— Если сравнить жизнь 30-х годов с нашим временем, как вы считаете, сейчас лучше народ живёт?
— Народ изменился, — говорит Николай Фёдорович после долгого молчания. — Люди формируют жизнь, те люди, которые жили раньше, не похожи на людей, которые живут сейчас. Не похожи тем, что в наше время люди были более открытые, гостеприимные. Раньше было очень много работы, сейчас меньше. В наше время, если договорился сделать работу за сто рублей, ты эти сто рублей получишь, а сейчас могут обмануть. Так-то более интересной жизнь стала, техничней, у всех телевизоры, холодильники, раньше были только радио и газеты.
У всех детей 20-30-х годов разные судьбы, но их объединяют общие детские воспоминания: тяжёлый труд и война, которая послужила причиной невосполнимой потери прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам развитые и самостоятельные, они поднимали страну из послевоенной разрухи. Не было бы их, не было бы ни всех нас, ни страны.
Золотое село
![](https://sp-ao.shortpixel.ai/client/to_webp,q_glossy,ret_img,w_1024,h_695/https://dvkomsomolsk.ru/wp-content/uploads/2020/08/Dom-Loskutnikovyh-v-Zherebcovo-1024x695.jpg)
Село Жеребцово, родина Николая Лоскутникова, растянулось вдоль Амура на два километра. В 1914 году в нём жили потомки крестьян, которые до революции находились на коштинском (казённом) содержании.
К празднику царской фамилии выделили деньги, и в 1914 году власти построили в селе школу-семилетку, которая просуществовала до 1946 года и сгорела по причине вечного российского разгильдяйства. Не было должного ухода за дымоходами.
Многие жители села работали в старательских артелях по притокам Амура, рекам Зее и Лене. В 1932 году герой нашей статьи тоже получил на день рождения в подарок от отца настоящий старательский лоток.
«В начале 1930-х годов ГПУ разыскивало по амурским сёлам горшки с намытым золотом и изделиями из него – кольцами, серёжками, золотыми зубами. Понятые рассказывали, что оперативники приходили во двор, два раза ударяли ломом в углу двора и сразу выкапывали горшок с золотом». Н.Ф.Лоскутников «Дорогами предков»