Литература и дача – сёстры навек

Если кто думает, будто классики русской литературы только и делали, что задумчиво грызли кончики своих гусиных перьев, после чего выкладывали «нетленку» на бумагу, то это будет большое заблуждение. Оказывается, и у них тоже были житейские заботы и даже дачные дела.

Лев Толстой – яблочный коммерсант

Создатель «Войны и мира» вместе со своей большой семьей жил в имении Ясная Поляна в Тульской области, поэтому ему приходилось заниматься хозяйством ежедневно. Участок семьи был размером 10 гектаров. Со временем литератор его расширил. В хозяйстве Толстому всегда помогала жена, которая однажды хвасталась сестре: «Посадила разных деревьев 6400 штук!». Ого! Это вам не наши дачные масштабы в несколько десятков яблонь или слив.

На своем участке писатель строил теплицы, оранжереи, выращивал парк, обзавёлся огородом. Толстой с охотой работал в поле наравне с крестьянами и разводил пчёл. Он любил свои владения и в автобиографической повести «Юность» писал, что «одно из главных удовольствий» — ходить «в огород или сад есть все те овощи и фрукты, которые поспевали».

И у Льва Николаевича были те же проблемы, что и у нынешних садоводов. Он переживал, что «мыши объели штук 300 прекрасных яблонь», и раздумывал, где хранить зимой урожай: «…подвалы есть, но они сопрели и завалились. Я велел починить, но сделать попроще — для кореньев и капусты».

А ещё писатель получал реальный доход от своего сада. Например, в 1892 году урожай в яблоневых садах принес Толстым 1700 рублей серебром — годовая зарплата инженера в то время была около 1000 рублей.

В начале XX века яблоневый сад в Ясной Поляне насчитывал восемь тысяч деревьев. Кроме яблонь, там ещё росли персики, груши, сливы. Держал Толстой и домашний скот: в поместье разводили лошадей, овец, свиней и кур. Жена писателя растила свой аптекарский огород с лечебными травами; отварами из них лечились не только Толстые, но и прислуга.

Антон Чехов – талант садоводства

Современники вспоминали, что Чеховы обладали талантом к садоводству. Сам писатель шутил о своем садоводческом таланте: «хоть палку воткни, вырастет».

Когда у Чехова обострился туберкулез, он переехал на дачу в Крыму. Это был участок, заросший чертополохом, с пустырем и оврагами. Там же на площади 3700 кв. метров писатель посадил 12 черешен, 4 шелковицы, два миндаля. «Птицы, по дороге на север, ночуют здесь в садах и поутру кричат, например, дрозды, — писал Антон Павлович в своих письмах. – Вообще, очень хорошо, и если бы мамаша была здесь, то она не пожалела бы».

Чехов записывал названия всех растений, которые посадил на ялтинской даче, — всего 159 наименований. Писатель шутил: «Если бы я теперь бросил литературу и сделался садовником, то это было бы очень хорошо, это прибавило бы мне лет десять жизни».

Максимилиан Волошин – дачный «обормот»

Дачу поэт спроектировал сам. В доме было 22 комнаты, 15 из которых Волошин сдавал. Андрей Белый так отзывался о даче: «Совсем не курорт. Свободное дружеское сожитие». Он же советовал гостям привезти с собой обеденный прибор, тарелку и таз. Плату Волошин брал только за обеды, а комнаты сдавал бесплатно.

Обустройством быта, разведением сада и огорода Волошин не занимался. Одна из гостей — поэтесса Евгения Герцык вспоминала холостяцкое хозяйство: «…на террасе с земляным полом, пристроенной к скромной даче, нас потчуют обедом — водянистый, ничем не приправленный навар капусты запиваем чаем, заваренным на солончаковой коктебельской воде. Оловянные ложки, без скатерти». Волошины «были неприхотливы в еде, равнодушны к удобствам, свободны от бытовых пут».

Борис Пастернак – гениальный огородник

Своей дачей Пастернак обзавёлся в 1936 году: его семье выделили дом в подмосковном посёлке Переделкино. Поэт сразу начал обустраивать там хозяйство. До обеда — писал и трудился над своими произведениями. В час дня спускался из кабинета в сад окучивать картофель. Он срезал с яблонь сухие ветви, сжигал листья, привозил навоз и удобрял землю. Огород спас Пастернака во время войны: он жил на даче и питался картошкой, которую сам вырастил.

За любовь работать в огороде и саду современник Бориса Пастернака литератор Корнелий Зелинский называл его «гениальный дачник». Об увлечении Пастернака знали все соседи по Переделкину. Писатель Александр Фадеев в знак дружбы велел своему садовнику высадить на даче Пастернака несколько яблонь. Пастернак был очень тронут.

Невестка Пастернака рассказывала, что особенно хорошо на даче у него росли кабачки. Сам писатель их не любил, но раздавал урожай знакомым. Чаще всего Бориса Пастернака можно было увидеть с лопатой в руках: он сам перекапывал весь участок.

По материалам телеканала «Культура»

Яндекс.Метрика