Учитель как основа мироздания

В России профессия учителя всегда пользовалась особым уважением. До революции образование было доступно далеко не каждому, а потому людьми учёными восторгались, шли к ним за советом. В Советском Союзе на школу возлагалась особая миссия не только по обучению, но и воспитанию личности учащихся. 29 сентября 1965 года был издан специальный указ «О праздничных днях», по которому День учителя предписывалось отмечать в первое воскресенье октября. В этом номере мы рассказываем об одном из представителей этой непростой профессии. Непростой от того, что из-за прессинга со стороны руководства надзорных органов, хамства учеников и «яжематерей» в России треть учителей уходит в течение первых трёх лет с начала работы в школе, 46 процентов — в течение первых пяти лет. Но самая распространённая причина ухода — низкая зарплата. Судите сами, насколько непросто сегодня работать в школе.

Учитель русского языка и литературы гимназии №1, победитель конкурса Хабаровского края «Учитель года-2013» Анатолий Кузнецов в профессии уже 26 лет. Для Анатолия Юрьевича работа в школе началась ещё в студенческие годы, когда он, будучи студентом факультета филологии АмГПУ, в 1993 году отработал школьную четверть в посёлке Нелькан. В 1994 году окончил Комсомольский пединститут и сразу пошёл работать в школу №28. Затем была школа №24, и вот уже десять лет он трудится в гимназии №1.

Из технарей — в педагоги

— Анатолий Юрьевич, вы сразу пошли в педагогику или у вас были какие-то другие планы?

— В 1989 году я окончил строительный техникум и получил распределение в Магаданскую область, мастером на автобазу в посёлке Омсукчан. Но уже тогда я не видел себя в этой профессии. Надо иметь особое мышление, любить технику. Я же по сути своей гуманитарий, читал книжки, ходил в народный театр «Время» в Доме культуры «Кристалл». Там было много студентов пединститута, в частности филологов, и они мне советовали поступать в пединститут. Тем более что жил я в пяти минутах ходьбы от вуза.

— Современную школу зачастую представляют как учреждение, которое оказывает услуги. Как вы к этому относитесь?

— Это началось при министре образования Андрее Фурсенко. Он задал тренд, что школа должна оказывать образовательные услуги. Услуги – это прачечная, автосервис, парикмахерская. Школа по определению не может предоставлять услуги, школа формирует сознание человека, формирует народ. Не бывает обучения без воспитания.

Плохиш как менеджер нового времени

— За прошедшие годы как изменилось школьное образование?

— Изменились жизнь, политический строй, экономическая ситуация в стране, изменились люди, отношения между людьми, они стали другими. У нас даже возраст молодости сдвинулся до 30 лет. Выросло поколение инфантилов. Изменилось и образование, причём коренным образом. Это только с виду всё те же класс, доска и парты, а на самом деле всё уже по-другому. Изменилось содержание образования, например, учебники. Раньше нам предлагались тексты патриотического содержания: «Разъезд Дубосеково», поэма Константина Симонова «Сын артиллериста». Сейчас всё больше про природу, зайчиков, птичек. Современная российская литература не входит в программу изучения литературы в средней школе и преподается лишь в 11-м классе на выбор учителя.

Анатолий Юрьевич сожалеет, что в современной школе нет раздельного обучения мальчиков и девочек, поскольку абсолютно уверен, что мальчиков надо воспитывать как мужчин, будущих воинов, защитников. Сейчас так воспитывают разве что в суворовских и кадетских училищах. Переживает, что из школьной литературы ушёл выдающийся писатель Аркадий Гайдар. Строится буржуазное государство, и Гайдар господам не нужен. У детей изменилось понятие о предательстве. Согласно новым веяниям, Мальчиш-Плохиш сейчас выглядит креативным менеджером. Он не предатель, а просто понял ситуацию, сориентировался, вовремя перешёл на другую сторону. В литературе сейчас нет нравственных ситуаций, острых конфликтов. Школьная программа составлена так, чтобы ученика можно было максимально насытить информацией, которая порой детям даже не возрасту. Сегодня учить детей трудно.

— Суть работы учителя в том, что он формирует сознание людей, — считает Анатолий Юрьевич. — Классик отечественной детской литературы Сергей Михалков утверждал: «Сегодня — дети, завтра – народ». Почему СССР победил в Великой Отечественной войне? Это была победа советского учителя, потому что именно в предвоенные годы было воспитано поколение, которое было готово пожертвовать собой ради спасения Родины. Сейчас у нас идеологии нет. Каждый живёт, как хочет. Приезжают к нам мигранты, у них свои ценности, отнюдь не общечеловеческие. Абстрактные человеческие ценности, такие как толерантность, – это вообще ни о чём.

— Есть ли разница обучения в школе и гимназии?

— Нет, принципиальной разницы нет. В Москве лицеи, гимназии уже ликвидируются. Современную гимназию с классической императорской гимназией сравнить невозможно. К примеру, у нас в стране нет практики отчисления ученика за неуспеваемость. А перетаскивание безнадёжного в плане умственного развития ребёнка из класса в класс приводит к инфантилизму. Зачем ему напрягаться, если всё равно тройку поставят и переведут в другой класс?

— Существует мнение, что ученики не идут в десятый класс, потому что боятся ЕГЭ.

— ЕГЭ – это технология сдачи предмета. По билетам сдать экзамен сложнее. Задача ЕГЭ заключается в том, чтобы люди из дальних деревень, любого региона могли поступить в любой вуз страны. И происходит следующее: ребёнок подаёт заявление в пять вузов, ему приходит предложение из Москвы, Калининграда и Комсомольска. Куда он поедет? Куда угодно, только не в Комсомольск. Таким образом, местные высшие учебные заведения приходят в запустение. В этом году на бюджетные места АмГПУ не набрали несколько десятков человек.

— Каким, на ваш взгляд, должен быть современный учитель?

— Любящий детей, свою профессию, творческий человек. Учителя разные, и это прекрасно. Учитель должен быть разным, он должен любить свою Родину, предмет, который преподаёт, сам процесс обучения.

На вопрос о престиже профессии Анатолий Юрьевич ответил, что этот вопрос лежит не в экономической плоскости. Преподаватели в России всегда получали мало, но престиж профессии и благодарность общества были очень высокими. Взять советское время: учитель отработал в школе 50 лет, и его представили к ордену Трудового Красного Знамени. Сейчас за такой же стаж работы учителю выдают Почётную грамоту. Красивый кусок бумаги. Вот вам и отношение. В советское время снимали хорошие, позитивные фильмы об учителях. Многие в профессию пошли после таких фильмов, как «Доживём до понедельника», «Первая учительница». А сейчас мы снимаем дискредитирующий профессию учителя сериал «Школа», плевок в учителей всей страны. В современных фильмах учитель либо дурак, либо неудачник.

— Есть профессии, которые нельзя поливать грязью, — уверен Анатолий Кузнецов. — Это профессии военного и полицейского. Врач – это здоровье человека, учитель – нравственное здоровье нации, священник – её духовное здоровье. Вот эти профессии нельзя показывать в негативном свете ни в литературе, ни в кино, ни вообще в искусстве. Это нравственные, духовные, психологические, культурные основы народа.

В школе только женщины

Согласно статистике, школьный учитель — женская профессия, 86 процентов учителей составляют женщины. Причём доля мужчин в начальной школе равна нулю. Для сравнения: во Франции в средней школе 57 процентов женщин, в Великобритании и Гонконге — 53, в Германии — 46, в Японии — 32 процента.

— Анатолий Юрьевич, почему мужчины не идут в школу?

— Это сложилось в советское время. До революции гимназии были элитными учебными заведения. В Хабаровске, например, их было всего четыре. И учились там не дети рабочих и крестьян, гимназия была пропуском к социальному лифту, можно было даже не идти университет, поскольку гимназия давала прекрасное образование. При советской власти образование сделали массовым. Это и хорошо, и плохо. Школ стало много, такое количество учителей-мужчин набрать невозможно, вот и призвали женщин.

По мнению Анатолия Юрьевича, мужчины не идут в школу ещё и потому, что реальностью наших дней стало социальное неравенство. Учитель – профессия, требующая высшего образования, но почему-то с низкой оплатой труда. К тому же в последнее время в глазах обывателя сложилось поверхностное мнение, будто труд учителя – это что-то типа «географа, который глобус пропил». Кроме того, в школьных конфликтных ситуациях закон стоит не на стороне учителя.

— Криминал в наших школах присутствует?

— В 90-е годы дети после уроков бегали на «стрелки», разговаривали на блатном жаргоне. Где-то с 2010 года криминальные отношения среди детей из школы стали уходить, и сейчас элементов уголовной субкультуры я не наблюдаю. Капитализация отношений в обществе, повышение уровня жизни привело к тому, что криминальный образ жизни потерял свою былую привлекательность.

Многие проблемы современной школы появились не вчера и существуют не один год. К примеру, городской бюджет не может выделить на ремонт школы столько, сколько требуется. Кабинеты находятся в разном состоянии, где-то нужно красить, где-то окна менять. Нанимать специалистов, а им надо платить.

Тем не менее, несмотря на все трудности школьной жизни, надо сказать, что школьный учитель – это человек, который любит свою профессию. Не будет учителей, не будет будущего у страны.

Яндекс.Метрика