В Музее изобразительных искусств Комсомольска действует выставка в рамках совместного проекта художниц Надежды ЛОГИНОВОЙ и Надии ИЛЬЧЕНКО «Дети человечества». В своих картинах они отражают разрушительную и созидательную деятельность Homo sapiens, побуждая зрителя задуматься о своём участии в этих процессах.
Концепция выставки родилась сразу же после знакомства художниц с творчеством друг друга: они обнаружили, что оно как две стороны одной медали. Так, Надия Ильченко работает в жанре экологического искусства. Она представила картины из серии «Номинал» о целях, не оправдывающих средства, и «Ужасающая красота», на которых откровенно и без прикрас показаны техногенные катастрофы: загрязнённые промышленными отходами реки; плавучие свалки пластикового мусора в океане и погибшие из-за них животные; зарезанные ради развлечения киты, горящие леса, разливы нефти… Все эти бедствия природа терпит по вине человека, но художница не ставит своей задачей обличить, упрекнуть в жестокости и бессердечии, а просто показывает горькую правду, которую многие предпочитают просто не замечать.
— Выставку назвали «Дети человечества, потому что это прежде всего о принятии нашего мира, каков он есть и как мы на него влияем, — объясняет Надия. — Наши дети бывают разные — милые, злые, капризные, они могут как радовать, так и огорчать, давать повод для гордости или доставлять множество проблем, иногда за них стыдно, но родители их любят и принимают такими, как есть.
Часто бывает, что люди называют дорогие им вещи и предметы человеческими именами, тем самым одушевляя их, – это вдохновило Надежду Логинову на создание серии картин «Живые машины». Началось всё с трактора Феди, который «обитает» во дворе родителей Надежды.
— Когда я начала писать пейзаж с трактором, то вдруг поняла, что это вовсе не пейзаж, а портрет живого существа, — рассказывает художница. — С тех пор я уже сознательно стала искать живые машины, то есть души, запертые в разных механизмах: кораблях, вертолётах, автомобилях и так далее. У каждого из них своя история и судьба.
Кроме картин в технике живописи, Надежда Логинова представила необычные инсталляции, коллажи и ассамбляжи на тему отношения человека, времени и пространства. Например, во всех частях триптиха «Мёртвые головы» присутствуют верёвки и осколки – они символизируют попытки человека удержать то, чего уже нет, вечные поиски самого себя, порвать ли с прошлым или, наоборот, жить воспоминаниями. Рассматривая спереди и сверху ассамбляж «Превращение», созданный из нитей и автомобильных ходовых огней, зритель видит вразнобой разбросанные узелки и строгие переплетения нитей — как акт творения, переход от хаоса к порядку; а если посмотреть на тот же объект сзади, наблюдается распад и разрушение.
— Именно в таком мире мы и живём, где все эти стороны существуют одновременно, но что нам в нём откроется, зависит от позиции смотрящего на него, — констатирует автор.
Экспозиция «Дети человечества» доступна для посещения в Музее изобразительных искусств до 20 ноября.
Светлана ШЕРСТОБИТОВА. Фото автора