Профессиональный праздник наставников наших спортсменов страна отметила 30 октября. Присоединяемся ко всем тёплым словам, сказанным в адрес тех, кто выводит мальчишек и девчонок в чемпионы, и публикуем интервью с заслуженным тренером Хабаровского края Александром КОНОШТАРОВЫМ.
За свою карьеру Александр Дмитриевич подготовил 10 мастеров спорта России, 40 кандидатов в мастера спорта, 80 перворазрядников. Был неоднократно награждён Почётными грамотами от главы города и губернатора Хабаровского края. Благодаря трудолюбию и жизнелюбию Александр Дмитриевич заслуженно пользуется большим уважением как своего трудового коллектива, так и жителей края.
Но нам хотелось не столько поговорить о биографии и секретах успеха прославленного тренера, сколько узнать мнение профессионала о перспективах развития спорта высоких достижений в сегодняшних реалиях.
— Александр Дмитриевич, расскажите о последних выступлениях наших ребят и как вы оцениваете их успехи.
— В этом сезоне о многом можно рассказать. Прямо сейчас я нахожусь в Москве, где мы с Алиной Кузнецовой готовимся к выступлению, а уже 5 ноября уедет Алина и приедет Лев Бусарев из Комсомольска-на-Амуре и Тимофей Голубенко из посёлка Солнечного. В сентябре в Санкт-Петербурге сборной командой комсомольских батутистов мы стали серебряными призёрами. Весной этого года в Краснодаре Алина выиграла «золото». Это высший старт: чемпионат России выиграть – это дорогая медаль. И выступление было честное, не потому что кто-то упал или комбинация была слабой, а потому что действительно было достойно. Я был доволен.
— А скажите, где на данный момент самые сильные команды батутистов?
— У мужчин самая сильная страна в батутном спорте — Белоруссия. За период в восемь лет две золотые медали для страны – это дорогого стоит. Из женщин до 2016 года побеждала Розана Макленнан — канадка. Хорошие результаты у англичан, но самые сильные – китайцы. Это от того, что поддержка у них шикарная, даже в провинциях сильно развивают батутный спорт, на государственном уровне.
– Какое развитие ждёт международный батутный спорт, учитывая внешнеполитическую ситуацию?
– Начиная с 2007 года мои дети принесли мне 23 медали чемпионатов мира и Европы, из которых 5 золотых. А теперь совершенно непонятно, на сколько это затянется. В этом беда – мотивации у нас нет. У меня больше вопросов, чем ответов. Конечно, весной мы были в Белоруссии, там прыгали два олимпийских чемпиона, а Лев занял четвёртое место. Но ведь это совсем другая атмосфера, понимаете? Нет того удовлетворения от выступления, как если бы присутствовали 20-30 чемпионов.
– Что вы думаете по поводу запретов на участие в международных соревнованиях для российских спортсменов? Как это отражается на их профессиональном уровне?
– Спортивная школа СССР и России очень сильная, я говорю не только о батутах. Мы на автомате продолжаем работать, но уже смотрим на всё иначе. Впереди красивейшие Игры 2024 года в Париже, а нам их не видать как своих ушей. В этом году у нас была бы возможность отобраться на Европу, есть целых три человека, но вот как всё сложилось. Когда всё это началось, настрой был ясен – никуда мы не поедем.
– Как думаете, стоит ли нам стремиться и дальше выступать на международных соревнованиях несмотря на санкции?
– Международные соревнования — это хорошая платформа, на которой ты проверяешь свои силы относительно спортсменов из других стран, там их можно увидеть вживую. Я вот поехал в Белоруссию сейчас и на их разминках увидел пару моментов, где они работают по-другому, лучше. На международных соревнованиях учишься другому видению. Понятно, можно смотреть в Интернете выступления, но живое общение лучше. Я постоянно учусь чему-то, несмотря на весь мой опыт. Я видел ребят, которые сейчас стали олимпийскими чемпионами, когда им было ещё по 15 лет. Сам страховал на соревнованиях в Англии. Мы все знаем друг друга, и этого очень не хватает.
– Есть ли альтернатива, как думаете? Может, мы организуем собственные Олимпийские игры?
– Работа в этом направлении проводится, это точно. Сейчас, например, думают над Азиатской лигой, но невозможно заменить Азией первенство Европы. Престиж самой медали ведь в том, что 40 стран соберётся, а медаль одна. Конечно, это другой масштаб. Я считаю, надо быстрее возвращать наш большой спорт и продолжать дальше работать.
– У нас существовала сильная команда батутистов в спортивной школе олимпийского резерва № 2, а теперь открыли Центр сложнокоординационных видов спорта, значит, теперь школа батутистов будет не муниципальной, а краевой, спортсмены будут тренироваться там. А кто будет этим заниматься? И какие планы лично у вас?
– Нам предложили большую зарплату, все отпуска сохранятся, мы только приобретаем. У нас в Комсомольске открылся зал, и мы уже начали там оборудование комплектовать. Я его сам со всеми согласовывал. Между перелётами Санкт-Петербург — Ярославль я вернулся и поставил там всё. Вернусь и буду продолжать заниматься этим.
Семь тренеров по пяти направлениям: батуты, художественная гимнастика, спортивная гимнастика, скалолазание и акробатика в начале ноября официально становятся работниками центра. Я пока в командировке, приеду – поступлю так же. Получается, самая красивая часть уходит в краевое управление. Но СШОР№ 2 не закрывается, там остаются футбол, хоккей и шахматы.
Елена ГРИЩЕНКО. Фото из архива СШОР № 2