АНТОНИНА ГЛАДЫШЕВА: «Я С ДЕТСТВА ХОТЕЛА ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ»

Ограниченные возможности – не приговор. Ежедневно это доказывает себе и людям Антонина ГЛАДЫШЕВА, почти полностью лишённая зрения. Девушка удивила окружающих — окончила заочно Московский финансово-промышленный университет по специальности «Психология», став психологом. А недавно Тоне предложили серьёзное рабочее место – в реабилитационном центре столицы.

Быть самостоятельной

– Я – слабовидящая с рождения. Но это никак не влияет на какие-то свершения: я свободно и путешествую, и участвую в разных проектах – живу полноценной жизнью.

Любое новшество у меня всегда вызывает какой-то трепет, но не люблю сидеть на месте и всегда пробую что-то новое, пытаюсь и делаю.

Несмотря на то, что у меня зрение всего два процента, многие удивляются – я люблю очень фотографировать на зеркальном фотоаппарате. Потом стараюсь обрабатывать, ретушировать. Увлекаюсь мыловарением. Да, кипящее мыло… Но я практически вплотную это всё делаю, потому что для меня это опять-таки что-то новое.

Я состояла в городском обществе слепых, но присутствовала там редко, потому что в основном там находятся люди старшего поколения, а активной молодёжи мало. То есть молодые люди с ограниченными возможностями в городе есть, но они, к сожалению, просто сидят и не принимают активного участия. Ничего интересного для них, по их мнению, нет. Но ведь нужно что-то менять, действовать, чтобы было интересно.

Передвигаться по городу без посторонней помощи я начала после 18 лет, когда возникла потребность ни от кого не зависеть, быть более самостоятельной. Стала искать какие-то решения, как мне будет это комфортно делать. Было непросто… Я взяла в руки тактильную трость для незрячих и принялась изучать улицы нашего города. Позже на помощь пришла собака-поводырь.

Хозяйка собаки-поводыря

– Юстос – это лабрадор, моя собака-проводник, обученная и привезённая из Москвы. Он был единственным в нашем городе. Таких собак в Москве дрессируют только в двух центрах подготовки. Центры друг от друга не зависят, но очередь туда – два года и больше.

Юстосу достаточно показать один раз путь до пункта Б. Его задача запомнить – идти направо или налево. Он умеет показывать препятствия: если на пути бордюр – он останавливается; если ямы, колодцы – обводит; если никак не обойти – останавливается, и я уже тростью проверяю, что на пути. Если ветки или шлагбаум на высоте лица, то собака их обозначает своим поведением.

На самом деле содержать такую собаку очень затратно. Многие люди хотят собак-поводырей и со мною связывались по этой теме… Наше государство помогает финансово, но на собаку выделяется только 26 тысяч в год. Учитывая, что один корм стоит 50 тысяч и более, далеко не все могут осилить данную сумму.

Играть в инклюзивном театре

– Мой путь к театру лежал через реабилитационный центр. Однажды на занятия к нам пришла режиссёр инклюзивного любительского театра «Неформат» Анастасия Руина. В нём играют инвалиды разных групп, и это единственный на Дальнем Востоке театр, где ставят спектакли на языке жестов. Мы пообщались, она в меня поверила и пригласила в труппу. Это очень помогло в социализации. Там я и жесты изучила, и как творческая личность начала развиваться. В спектаклях играла. В данном театре к каждому находят свой подход, ключик. Те, кто не слышат, старались где-то голосом озвучить, что они говорят мне, где-то поближе жесты показать. Мы общались спокойно и понимали друг друга…

Со спектаклями мы ездили по городам и сёлам: Амурск, Солнечный… Были на фестивале в Москве – это стало одним из самых ярких событий.

Городская инклюзия развивается, но…

– Тоня, оцени, насколько наш город удобен для слабовидящих людей?

– Смотря какую сферу затронуть. Инклюзия у нас развивается активно, особенно инклюзивный спорт. И сплавы по реке организуются, и катания на лыжах, есть соревнования по биатлону, настольному теннису… Но передвижение по городу – по-прежнему больная тема для незрячих людей. Многие светофоры ещё не оборудованы звуковым сигналом, и не всегда понятно, регулируемый переход или нет. К сожалению, некоторые водители забывают про правило поднятой белой трости, и приходится тогда обращаться к людям вокруг (если они есть), чтобы подсказали, можно ли переходить. Потому что двигаться на авось — значит рисковать.

– Люди откликаются?

– В такие моменты помощь не всегда приходит сразу. Бывает, сталкиваешься с безразличием: кто-то проходит мимо, не слушая просьбу, кто-то может выслушать и пройти дальше, не помогая. Были случаи, когда кто-то посмеялся и пошёл дальше. Раньше я расстраивалась, анализировала, в чём причина. Потом нашла свой ответ: по человеку не всегда видно, что у него ограниченные возможности здоровья, и прохожие воспринимают просьбу как розыгрыш какой-то.

Раньше у нас в городе не соблюдался федеральный закон, по которому инвалиды I группы имеют право на бесплатный проезд в черте города на общественном транспорте. Были случаи, когда меня в нарушение закона не пускали с собакой-поводырём. Или заставляли платить за собаку, говоря, что «раз вы инвалид и не платите, тогда уж за собаку заплатите». А это тоже считается нарушением. Я тогда обратилась в разные организации и в итоге добилась того, что инвалиды I группы теперь могут ездить бесплатно в автобусе. Добилась, чтобы во многих магазинах появился жёлтый значок «Вход с собакой-поводырём разрешён!».

Как правильно предложить помощь

– Как правильно предложить помощь, если ты понял, что рядом находится слабовидящий человек? И как правильно называть слепого человека, чтобы не обиделся?

– Лично я ничего обидного в слове «слепой» не слышу, но некоторых оно задевают. Поэтому предпочитают употреблять слова «незрячий», «слабовидящий».

А понять, что рядом слабовидящий либо незрячий человек, довольно просто. Не обязательно он должен быть в тёмных очках и с тактильной тростью в руках. Просто человек может стоять на месте и из стороны в сторону поворачиваться. Это, скорее всего, он дезориентирован и пытается сообразить, куда ему идти. Можно подойти, положить ему руку на плечо и спросить, нужна ли помощь. Положить руку на плечо – это чтобы человек понял, что обращаются именно к нему. Если просто окликнуть, человек может подумать, что кто-то рядом ещё есть. И разговаривать лучше спокойным тоном. Некоторые начинают сюсюкаться или сразу хватать под руки и тянуть в нужную сторону, а человеку непонятно, что вообще происходит. Со мною был такой случай: я спросила на остановке, какой автобус подъезжает. Мне ответили, и я поняла, что мой. Я была с собакой-проводником, дала команду «вперёд!», чтобы она нашла дверь и подвела к ней. В этот момент меня хватают двое мужчин под руки и начинают запихивать в этот автобус. Сначала тянуть куда-то, потом запихивать. Люди без предупреждения решили помочь, а собака просто стояла в шоке: «Ребят, что мне делать? Работу забрали». Так не надо делать.

– А Юстос не мог кинуться на них и покусать?

– Нет, это у собак-поводырей просто запрещено. Исключено абсолютно. Иначе, если человеку, не дай бог, станет плохо, собака может и скорую помощь не подпустить.

На своём месте

– Тоня, почему ты выбрала специальность психолога? Кем именно ты будешь работать?

– Я с детства хотела помогать людям, мечтала идти в медицину. Но поскольку с моим зрением это труднодостижимо, то решила искать смежную область и выбрала психологию: там и людям помогаешь, и сам развиваешься, и частично изучаешь медицину.

Вообще, моя специальность называется «Бизнес-психология». Я могу найти себя в разных сферах: как с детками работать, так и организовывать бизнес-тренинги. Сначала хочу попробовать себя в разных сферах и потом уже определить, что мне ближе.

Сейчас ощущаю себя на своём месте. Для меня приоритет в жизни – это семья. Пока моя семья рядышком, пока мы вместе, большего счастья и не надо. Остальных целей я в любом случае добьюсь, мелкими шажками, но достигну.

Я скоро уезжаю в Москву, но люблю Комсомольск, и мне хотелось бы, чтобы он стал более доступным для людей с ограниченными возможностями. Чтобы появились нормальные дороги, тактильные дорожки по городу (у нас их не так много). Чтобы закрыли наконец-то колодцы, которые очень часто встречаются, и очень часто можно, не увидев, упасть в них… Я хочу обратиться к молодёжи. Ребят, старайтесь не сидеть на месте. Вершите великие дела, достигайте целей, я в вас верю, всё у вас получится!

Ульяна БОРОВИНСКАЯ. Фото Сергея СОЛОМОНОВА

Яндекс.Метрика