Мы уже не раз писали о действующих в городе группах увлечённых и неравнодушных людей, взявших на себя добровольную обязанность помощи нашим землякам в зоне СВО. Сегодня расскажем ещё об одной.
Ирина Максимчук – организатор волонтёрского движения «КМС27 Своих не бросаем», которое занимается преимущественно плетением маскировочных сетей для наших бойцов в зоне проведения СВО, но не только этим. Сообщество выросло из местных чатов автомобилистов, потому что Ирина и сама – администратор такого чата. Как во многих городах, в Комсомольске владельцы марок «Хонда Фит», «Тойота Приус» и прочих «Ландкрузеров» и «Мицубисей» давно завели себе группы в мессенджерах, чтобы там общаться и советоваться по специфическим автовопросам. Жили весело: то автопробег устроят, то детскому дому вскладчину помогут… А потом началась СВО.
Начало
21 сентября 2022 года в стране была объявлена частичная мобилизация, и комсомольских автомобилистов тоже стали вызывать по повесткам. А уже 30 сентября Ирина создала в WhatsApp группу «КМС27 Своих не бросаем», куда позвала желающих всем миром помогать призванным землякам. За ночь в группу добавились больше 300 друзей, знакомых и знакомых их знакомых. С этого и началось.
Участники собирали и возили на личном транспорте гуманитарную помощь в Князе-Волконское, передавали из рук в руки адресно, общались с призванными мужчинами и узнавали, что ещё нужно. Когда мобилизованные прошли этап обучения и отправились в зону СВО, группа поддерживала с ними прямую связь и отправляла помощь уже на фронт. Тоже адресно.
– Тогда было очень сложно с логистикой, никто ведь ещё не знал, что и как делать, какими путями доставлять посылки своим за ленту, – вспоминает Ирина. – Слава Богу, в приграничных регионах оказалось много волонтёрских групп, которые этим занимались ещё до частичной мобилизации. Мы стали действовать через них. Например, в Донецке есть очень рискованная женщина с позывным «Лиса», о которой там все знают, и она добирается прямо до позиций российских частей на линии боевого соприкосновения, лично в руки отдаёт посылки.
Чтобы не тащить нужное через всю страну и не терять время на доставку, мы закупали товар прямо на месте, в Ростове-на-Дону. Не только сами, конечно, но объединяясь с другими волонтёрскими группами, например, хабаровскими, и с нашим депутатом Госдумы Павлом Симигиным. Открывали счёт в тамошнем «Леруа Мерлен» и закупали для ребят инструмент и стройматериалы для обустройства позиций – лопаты, гвозди, шуруповёрты…
Три тополя на Плющихе
Когда Минобороны РФ более-менее выправило ситуацию со снабжением Вооружённых сил в зоне спецоперации, от земляков из-за ленты стали приходить другие сообщения.
– В один прекрасный момент, – продолжает Ирина, – помню, это было начало февраля, наши ребята стали писать: «Нам ничего не надо, всё есть, но теперь нужны маскировочные сети». Говорят, «нас перекинули на другие позиции, мы тут стоим, как три тополя на Плющихе, все такие зелёные, а кругом – поле, и прикрыться нечем».
Мы хотели закупить сети там же, в пограничных регионах России через местных волонтёров, а везде дикие очереди, и я ничего не нашла. Но у нас в городе есть индивидуальный предприниматель Макаров Алексей Андреевич, который откликнулся на просьбу помочь с этой закупкой… Я его вообще называю «волшебник в голубом вертолёте», потому что он всегда приходит на помощь, когда очень нужен. В тот раз мы нашли готовые масксети в интернет-магазине Wildberries, а он выкупил всё, что было в наличии, и заказ ушёл с доставкой до Ростова. Эта схема вообще удобная: груз идёт три-четыре дня, а не две-три недели, как обычной транспортной компанией, и на месте его забирают знакомые волонтёры либо наши парни, которые выходят из-за ленты.
Ребята получили груз и дали обратную связь: «Всё круто, спасибо, но качество не то». Дело в том, что эти китайские сети плохо пропускали сигнал радиосвязи (то есть из-под них было проблематично общаться по рации) и, кроме того, быстро рвались и приходили в негодность.
Запросы по маскировочным сетям приходили всё чаще, и тогда было решено открывать собственные мастерские по их плетению.
Производство
Технологию изготовления и все секреты рассказали комсомольчанам знакомые волонтёры из Пензы, которые к тому времени уже набили руку в этом деле. Оставалось найти помещение, и лучше не одно. Помогли, как всегда, личные знакомства. Член городского Общественного совета Виталий Вольнов вызвался поговорить с гендиректором Дома молодёжи и депутатом краевой Законодательной Думы Максимом Косенко, и тот предложил место у себя, в здании общежития Дома молодёжи на улице Вокзальной, 77. Здесь на пятом этаже заработала их первая мастерская. С апреля.
Но это было в Центральном округе, а требовалась ещё точка на Дзёмгах, чтобы добровольные помощники и помощницы не ездили через весь город. На время летних каникул напросились в спортзал школы № 4 (огромное спасибо директору Ирине Владимировне Каменевой), но ближе к осени надо было искать что-то другое. Этим другим стало помещение бывшего кафе на втором этаже ДК авиастроителей (улица Калинина, 7). Добывали его тоже через знакомых, заходя сразу с трёх сторон: просили напрямую у директора ДК, через профсоюз авиазавода и через отдел по молодёжной политике администрации города (чтобы тоже замолвили словечко, где надо).
Шайтан-ленторезка
Недавно Ирина с мужем изобрели станок, позволяющий быстро нарезать ленты, которые потом вплетаются в маскировочные сети. Он похож на маленький верстак, посреди которого торчат несколько лезвий от канцелярского ножа. А на краю верстака закрепляется рулон ткани – так, чтобы свободно вращался. Разматываешь рулон, насаживаешь конец ткани на ножи и тянешь. Вжух, и готовы сразу несколько лент нужной ширины. Отрезаешь, увязываешь в пучок, отдаёшь плетуньям. Ещё одно похожее устройство, только размером побольше, стоит в гараже. Свои называют его шайтан-машиной или лапшерезкой, а Ирина гордится, что такой больше ни у кого нет. Когда выложила ролик с описанием конструкции и показала станок в действии, друзья-волонтёры из других городов очень хвалили оригинальную штуковину.
Упрашивать не приходится
В группе «КМС27 Своих не бросаем», по словам Ирины Максимчук, состоят не только люди, которые лично её знают и потому доверяют, но также предприниматели и представители власти (например, из администрации Комсомольского района), которые готовы помогать деньгами и регулярно участвуют в закупках, порой крупными суммами.
– Группа у нас закрытая, и писать в неё могут лишь администраторы, чтобы не было лишнего балагана. Участники могут лишь реагировать на наши сообщения и участвовать в голосованиях по новым предложениям и инициативам. И знаете, всех устраивает, что общение такое короткое и только по делу. Я просто пишу, сколько и на что нужно, провожу голосование – поддерживает ли группа, и сразу летят пожертвования. Никого даже уговаривать не приходится. Потом отчёт по сплетённым сетям, закупкам, отправкам, и всё. Иногда деньги прилетают даже без всяких просьб, неожиданно, от совсем незнакомых единомышленников, за что я им очень благодарна.
Они такие скромные!
Был случай, когда у наших ребят сломалась бензопила, а это вещь очень нужная на передовой – и дров напилить, и блиндаж построить. Причём деревья у них в округе такие, что ствол обнять не получается, такой толстый. Простенькая пила не справится, только дорогая и мощная. И пишет мне парень с просьбой прислать запчасть к сломавшемуся инструменту. Я поискала, а та запчасть такая дорогая оказалась, что проще новую пилу купить. Предлагаю таким образом выйти из положения, а он ещё и отнекивается: «Да ты что, Ира, дорого же…» Вы бы знали, какие у нас парни скромные! Ну, и написала в ответ по-свойски: «А ты, что, как бобёр, будешь эти деревья грызть? Не вздумай отказываться!» На ту пилу мы средства быстро собрали, очень помог автоклуб «Авангард», которым руководит Алексей Абрамов.
Полевая почта
Основной объём регулярных отправок идёт всё же не через Wildberries, а Почтой России. Компания при содействии Минобороны давно уже объявила бессрочную акцию: в зону СВО любой клиент может бесплатно отправить неограниченное количество посылок за один раз при условии, что вес каждой не будет превышать 10 килограммов. Наши волонтёры этим активно пользуются и заезжают на почту не менее пяти раз в месяц. Стали там уже как родные. Могут небольшую партию привезти, а могут и полную машину нагрузить. На посылках пишут «Полевая почта, Москва-400», индекс 103400, ФИО получателя и обязательно номер воинской части. И как бы мы ни хихикали по привычке над качеством сервиса у Почты России, здесь всё работает, как часы, и доходит адресатам надёжно, хотя и не быстро.
Ещё одну, ну пожалуйста!
В прошлую пятницу на мастер-класс по плетению маскировочных сетей пришли воспитанники Детского дома № 10. Второй раз уже. Пять ребят и девчат во главе с воспитателем. В течение часа постигали премудрость, ошибались, переделывали, засыпали бесконечными вопросами. А когда пришло время уходить, стали просить:
– Ну, можно мы ещё по одной ленте вплетём? Пожалуйста!
Потом обещали приходить ещё и договорились о следующей встрече. Рабочие руки в мастерской всегда нужны, потому что масксети на фронте – расходный материал, и заказы на них никогда не кончаются.
Если вы тоже готовы помочь, приходите по указанным выше адресам: Вокзальная, 77 (пятый этаж, кабинеты 513 и 514) и Калинина, 7 (помещение на вахте подскажут).
Андрей МЕЛЬНИКОВ. Фото из группы «КМС27 Своих не бросаем»