РОЗОВО-ЗЕЛЁНЫЕ СОПКИ АМУРСКОГО МАЯ

Нынешняя весна наступила рано и бурно. Показалось, что прошедший апрель был уже маем месяцем. Я не помню такого периода, чтобы перед маем такие хищные «летние» рыбы, как косатка-скрипун и сом, проснулись от спячки и уже ловились на кусочки свежей рыбы. Даже сонные зимние аухи (китайские окуни-ерши) стали хватать искусственные мушки донных амортизаторов. В этом сезоне открытой воды раньше срока начали перемещаться с низовьев на «летние квартиры» сомы, сазаны, монгольские краснопёры, желтощёки и даже крупные верхогляды. Возможно, что часть верхоглядов были и местными. В основном эта ценная рыба появляется в нашем районе 5-10 июня. Недавно на дорогу выскочил заяц и побежал навстречу машине. Очевидно, убегал от лисы. Для хищников он стал заметным: тепло пришло внезапно, и бело-серый пострел не успел вовремя перекраситься в тёмный цвет… По Амуру пошли первые суда.

*  *  *

Первомайское утро встретило нас на берегу Верхней Экони розовыми сопками цветущего багульника, голосами крачек и стаями летящих на свои родовые «квартиры» уток и гусей. Деревья и кустарники оделись молодой зелёной листвой. В честь праздника мира и труда по берегу выстроились рядами жёлтенькие цветочки!

– Какая весенняя дальневосточная красота! Парад нашей природы! – звучат голоса рыболовов и отдыхающих.

Многолюдно. Комсомольчане прибыли на протоку целыми семьями. Удят рыбу, готовят ароматные шашлыки, играют с детьми и собаками. Даже вислоухую красотку кошечку привезли на природу. На Амуре утренний штиль. Очень хорошо!

Мы с женой Леной и рыболовным блогером Иваном Боженко устраиваемся с донными амортизаторами на клёвом местечке. Вода после ледохода упала метра на полтора, и можно свободно разместиться. И праздничная рыбка на мушки нового сезона понемногу пошла! Щука, сазанчик, верхоглядик, монгольский краснопёр, косатки, караси и окуни-аушки. Дополнительно я решил поставить глубинную донку. Подходящей рыбки типа коня, пескаря или чебака для насадки не было, и я насадил кусочки брюшка щуки. И надо же! На «хищное» мясо позарились сомик и жерех амурский! Редкое явление… Между тем блогер сообщил, что его товарищи в районе Пивани из нескольких различных рыб взяли тайменя весом на 6 кг и двух сазанов на 5 и 12 кг! Вот это уже поистине праздничный улов!

Весна открытой воды удивила ещё и тем, что Виктор Лозинский на пиванском берегу поймал на мушку донного амортизатора взрослую миногу! Мы говорили о том, что минога прибывает на нерест в декабре. Но почему она до сих пор гуляет по руслу Амура, остаётся загадкой…

*  *  *

Воодушевлённые первомайским уловом, мы с Сергеем Сенченко в 5.30 утра отправились на пиванский берег. Утро встретило нас ветром и холодом. Весна часто переменчивая, но увлечённым рыболовам такая погода бывает более клёвой. Так оно и вышло. В этот день активно шли сазаны! Были крупный верхогляд, уклей, сом, толстолобики, трегубы, кони и монгольские краснопёры.

Уже в 14.00 с отличным уловом мы отправились домой. Мой лучший сазан потянул ровно на 5 кг. Ему понравилась моя свежая серебристо-перламутровая мушка с фосфорными глазками на красной пенке-зрачке. В холодное время года наш дикий амурский сазан становится хищником. Поедает и мальков…

В этот же вечер я приготовил из головной части сазана великолепную уху.

Полезное знание. Сазан в кулинарии прекрасен! На день рождения родственника я обсыпал брюшное филе приправами и солью. Затем обвалял кусочки в муке и обжарил на оливковом масле. Чудо-блюдо разошлось мгновенно. Затем приготовил брюшину сазана в духовке, обложив её картофелем с укропом и репчатым луком. И здесь получилось высокое качество вкуса! А на Пасху мы с женой обложили филе из горбушки сазана черемшой и запекли в духовке. Праздничное блюдо удалось на славу! А икру сазана, который весил 6,8 кг, мы пожарили. Пусть она бывает суховатой, но вкус её отменный.

С хорошим уловом прибыл с берега Верхней Экони Сергей Остапенко и пожурил меня за то, что сазанью икру следует солить.

Сколько лет на Амуре, но я каким-то образом пропустил этот рецепт. Понятно, что, кроме икры лососёвых пород, мы солим хариусовую, ленковую, сиговую и щучью икру. Сазанью икру я приготовил по следующему рецепту.

Соление икры сазана. Икра вынимается, промывается в подсоленной прохладной кипячёной воде. С помощью чайной ложки отделяется от плёнок и жира. Возможна обработка  и через мясорубку. Затем на 10 минут заливается горячим до 100 градусов рассолом из расчёта 3 столовых ложки с горкой на 1,5 литра воды. Выкладывается в дуршлаг, укрытый марлей. После ухода влаги укладывается в стеклянную банку и хранится в холодильнике. Приобретает улучшенный вкус после добавления мелко порезанного репчатого лука.

Но есть ещё рецепт приготовления печенек и оладьев из икры сазана, и я на днях приготовил это отличное кушанье.

Печеньки и оладьи из икры сазана. Икру очищаем от плёнок и укладываем в посудину. Добавляем пару яиц и немного молотого чёрного перца. Подсаливаем. Тщательно перемешиваем и постепенно добавляем муку до получения полуупругой массы. Половину чайной ложки соды разбавляем в 50 г воды и заливаем в готовую массу. На любителя можно добавить мелко порезанный репчатый лук и другие специи. Перемешиваем и выкладываем столовой ложкой на горячую скороду с подсолнечным маслом. Печеньки делаются тонкими, а оладьи в три раза толще.

В другом сазане оказались обильные молоки, и я приготовил высококалорийный завтрак.

Завтрак рыболова. 1/4 часть молок сазана укладывается на сковороду с оливковым маслом. На среднем огне нагревается, шинкуется деревянной лопаточкой и прожаривается примерно до 70 % готовности. Затем добавляется мелко порезанный репчатый лук, а через 5-7 минут – два куриных яйца.

Успехов в рыбной кулинарии, дорогой читатель!

*  *  *

Мой однофамилец Андрей Смирнов удит рыбу мушками на городской набережной.

– Столько много уклеев ловится! До 30 штук! Но я их отпускаю. Ловится и судак. Самый крупный потянул на 3,6 кг! Но был и отличный редкий подарок: попались два сига весом 1,3 и 1,4 кг!

– Молодец! Рыба, пойманная у города, у меня тоже вызывает восторг!

С хорошими уловами прибывал домой Иван Боженко. Он удил рыбу на мушки с насыпной дамбы за посёлком Дзёмги. Хорошие успехи приходили на Нижней Экони и в районе бывшей пиван1ской водокачки.

*  *  *

10 мая прогноз отличной погоды полностью оправдался, и мы семьями выехали на берег Верхней Экони. Тепло, уютно и очень многолюдно. Начала цвести черёмуха и щедро раздаривает свои вкусные ароматы. Среди мужчин-рыболовов с удильниками донных амортизаторов стоят женщины и дети с удочками и спиннингами в руках. К ним периодически приходит удача.

– Получается, Константинович, что это мы с тобой воспитали новых удильщиков, – смеётся рыболовный блогер Иван Боженко.

Вот и второклассник, внук Елены Изотиной Семён вытягивает первую рыбку сезона! По реке пошли новые суда. Вот появился и теплоход ОМ-9 по маршруту Комсомольск – Пивань. А вот пролетела птицей быстроходная аэролодка! Отличная техника для путешествий!

*  *  *

13 мая мы выбрали день без осадков и с Эдуардом Барсуковым выдвинулись на пока пустынный берег Пивани. Было очень прохладно и ветрено, но я ожидал хорошего клёва, и он состоялся. В этот день массово шли сазаны. Для этого я специально поставил на донный амортизатор самую главную мушку зеленоватых цветов и оттенков. Она сразу принесла мне первого сазана весом 4,2 кг.

Среди крупных мушек у меня стояла специальная мелкая сиговая с глазками. И надо же! Она принесла редкого майского сига! Сколько бы фасонов мушек ни было у наших рыболовов, но какие-то предпочтения у отдельных видов рыб имеются свои…

В один момент удильник рвануло так, что он вылетел из руки! Благо он у меня привязан. Рыба продолжала сидеть на крючке, и я с трудом подвёл её к берегу. Это оказался крупный монгольский краснопёр! Рывок — и интересный трофей вернулся обратно в Амур… Молодец. Впечатлил…

По сообщениям Виктора Шахина, на Хуммийской протоке ему попался монгольский краснопёр весом 3 кг! А верхогляд порядка 10 кг наделал много шума и ушёл… В трофеях товарища имеется и толстолоб весом на 5 кг.

До 16.30 в нашем улове оказались пара судаков, сиг, толстолобик, тройка мелочи и четыре сазана. Каждый рыболов желает поймать сазана. Амурский сазан, мы говорили, бывает и хищником, поэтому он ловится и на мушки донных амортизаторов. Один из моих сазанов весил 6,2 кг, и попался он на сиговую мушку типа «малёк». Но чаще речных гладиаторов привлекают мушки зеленоватых цветов и оттенков. Это, похоже, напоминает рыбе съедобную траву или водоросли. Кстати. Такие мушки ловят и других «мирных» рыб: карася, леща и толстолоба. Вот один из приёмов изготовления мною таких мушек.

Мастер-класс. Мушки могут вязаться как на одинарном крючке, так и на двойнике или тройнике. Сначала из красной пенки вырезается плавучая заготовка. Это ножка с плоской круглой головкой, которая будет имитировать бойл. Ножка разрезается надвое до начала «бойла» и плотно приматывается ниткой к ножке крючка. Затем из двух-трёх различных зеленоватых шерстяных или других ниток вокруг крючка привязывается «махорик». После ножка обматывается утолщённой шерстяной ниткой (пряжей) другого оттенка. Возле колечка крючка она крепится красной шёлковой ниткой. Теперь к колечку добавляется небольшой «махорик» из шерстяных нитей другого оттенка и устанавливается небольшая подсветка из серебристой фольги кондитерской обёртки. Такую мушку можно подсветить фосфорной бусиной. Леска продевается через отверстие, и она граничит с колечком крючка.

Но больше всего сазан любит растительные насадки, и я в своё время решил изготовить на кухне вкусную приманку. Как заправский повар, сначала отварил горсть пшена, гречки и риса до полуготовности. Замешал мучное тесто, приготовил блинчики и разложил на них полусырые крупы. Составляющие скатал в «колбаски» диаметром около 7 мм и порезал через 10 мм на галушки. Пять минут покипятил лакомство и выложил остывать на газету. Очередной выезд на рыбалку оправдал мои кулинарные старания. Не только сазаны потчевались новым блюдом – кони, трегубы, чебаки и даже плети были не прочь отведать свеженького деликатеса!

*  *  *

А желание побороться с более сильным противником-сазаном заставило меня продолжать совершенствование снасти. Не попробовать ли для этого систему донного амортизатора? Ведь на «резинке» насадка, особенно хлеб, хорошо держится и реже западает в камни. Закидушку долго несёт течением, и хлебные катыши нередко слетают. Чёрный хлеб прокручиваю через мясорубку с пережаренными льняными семенами. Ароматный дух заполняет всю квартиру. Благодать! Мимо не проплывёшь! Ставлю донный амортизатор в большом пиванском улове, как только забрезжил рассвет.

Основная леска диаметром 0,8 мм, поводки 0,6 мм с тройниками № 8 и 5. На них грушами намял душистый хлебушек. Где-то метрах в 40 идёт тягун-стрелка. Упругая резинка ловко утащила снасть в просыпающийся Амур метров на 40. Закрепил грузовое мотовильце тремя камнями, а основную леску в районе деревяшки – грудой скальника в 20 кг! Установил стойку, а на неё надел жестяную банку. На леску вывесил колокольчик. Готово.

– Ну и сооружение у тебя! – ахнул мой товарищ Володя. – Как пирамида Хеопса.

Мы рассмеялись…

И дело пошло. До обеда я одолел трёх губастых «медных всадников». Понравился сазанам райский хлебушек! А минут через 10, когда жаркий полдень продолжал нещадно припекать наши головушки, поистине раздался гром среди ясного неба! Кто-то рванул снасть с такой страшенной силой, что сначала резко звякнул колокольчик, после мгновенно слетела банка и переломилась деревянная стойка! Но самое неожиданное было то, что развалилась «древняя пирамида Хеопса»! Мотовильце рванулось в глубину реки, как боевая ракета. После оторопи я схватил грузовую леску и стал быстро выбирать её на берег. Но «чудовище» успело и здесь. Оно просто оборвало резинку! Понурый и с поникшей головой я побрёл вдоль берега каяться рыбакам-соседям, что расположились в 100 метрах ниже нас по течению. Каково же было моё удивление, когда увидел обрывки донного амортизатора.

– Да… Добрый был у тебя сазанище, видать, далеко за 10 килограммов. Меньший бы не осилил. «Миллиметровку», однако, паря, надо ставить», – громко твердят соседи.

Что ж, «гладиатор» сегодня победил. Зато ясно стало одно: и снасть эффективная, и насадка аппетитная. Сазанья! Понятно, чего хотят настоящие сазаны! А один дотошный рыболов рассказал мне ошеломляющую историю.

– Александр, я теперь сазанов и карасей ловлю на хлеб, смешанный с «Педигри»! Ты мне поверь, работнику СМИ. Испытанное средство. Знаешь, у всех рыбаков – ничего, а вокруг моих удочек с крючками просто столпотворение! Попробуй, сам удивишься.

*  *  *

Как влияют мушки на клёв рыбы, знает каждый опытный рыболов. Вот я успешно ловлю до обеда различную рыбу, и наступает почти часовой перерыв. Ставлю вторым номером с глубины серебристую обманку с ярко-красным хвостом, связанную на тройнике. И надо же! Подряд попадаются пять рыб разных пород! Снова тишина. Добавляю на одну из мушек полоску мяса карася, и тут же её находит верхогляд!

А дачник Пивани Владимир уже четыре десятка лет успешно ловит разную рыбу своими поделками. Сначала на крючок он привязывает небольшой хвостик. Затем накручивает «гармошкой» тонкую проволоку в цветной обмотке. Получаются белые, серые, голубые, красные и других цветов мальки.

На днях я видел фото двух сазанов весом порядка 9 кг. Их поймала рыбачка, которая прибыла из порта Ванино. Вот позавидовали приморцы такому улову!

А рыболов по соседству сообщил, что в его весенних уловах есть два сазана весом 9 и 11 кг и два сига по 1,5 кг.

С отличными трофеями прибывает в город старейший рыболов Борис, по прозвищу Рыбак-одиночка. Он хорошо ориентируется в гидрологической обстановке и ловит рыбу ниже села Бельго. В его улове имеется и зачётный сом весом более 14 кг! Борис по-прежнему возвращается с хорошими трофеями из клёвых мест. В его достижениях есть и крупные сазаны, и солидные верхогляды.

У семьи Сергея и Татьяны Барковых в майском улове несколько хороших сигов. Недавний вес «огуречника» потянул 1,3 кг. Да! Радует Амур ныне своими трофеями.

А мы ещё несколько раз побывали на берегах Пивани. Трофеи разнообразились по видовому составу рыбы. Нередко ловились монгольские краснопёры, судаки, попадались сазаны, сиги, кони пёстрые и белые, толстолобы, сомы и китайские окуни-ерши.

Семён Просин пошёл на каникулы и в воскресный день на мушки взял несколько рыб. Гордый юный рыболов заявил:

–  Многие рыбачат, но главное – надо уметь…

Подошли первые жерехи, и любители спиннинга начали ловить их на блёсны и воблеры. Я тоже не удержался от этого восхитительного лова рыбы, оставил донный амортизатор в покое и выловил на светло-пятнистого воблера хорошего икряного жереха. Рядом поставил донку с червями. На неё попался жерех с молоками и парочка плетёшек.

Таймень Ильи Мордовина

Недалеко от бывшей пиванской водокачки Эдуард Барсуков взял на мушку сома весом до 5 кг, а Ивану Боженко в этом месте попались желтощёк, отличный сазан и зачётный верхогляд.

А Сергей Остапенко с товарищем провёл ночную рыбалку на Хуммийской протоке. Как он и предполагал, в тёмное время суток рыба там ловится крупная. В улове товарищей были толстолобы весом 6 и 8 кг!

Некоторые рыболовы посещают горные реки. По моей консультации Илья Мордовин поставил подпуск на тайменя. Но вместо хариуса под берегом скакала лягушка. Смекалистый рыболов прикрепил её к снасти, и буквально через пять минут попался царь рыб таймень!

*  *  *

Тихим утром Пиванское озеро разрисовывается различными замысловатыми вензелями. То играет многочисленная рыбья молодь. А под берегом основного русла Амура появились мальки. Возможно, что это сеголеточки щуки, или сплавляются мальки осенней кеты. Значит, есть надежды на пополнение рыбных популяций. На спокойной воде русла начали выпрыгивать сазаны! Бодрые рыбины то и дело сверкают золотыми слитками своих брусковатых тел. Шумно красиво булькают и приятно нарушают тихую весеннюю идиллию дальневосточной природы. Пробуждение природы в самом разгаре!

28 мая мы с Иваном Боженко выбрались на правый берег и расположились выше железнодорожного моста. Уже конец мая, а я ещё ни разу не бывал на моём наиболее любимом местечке. На сопке белые маки кивают мне: «Привет!» Сегодня очень ветрено, и волны так налетают на берег, что кажется, перед нами ни река, ни море, а целый океан! Прибыли мы перед обедом, а утренние рыболовы уже с завидными уловами. Идёт и крупный сазан. Но и нам до 14.00 хватило насладиться отменным клёвом на мушки. У моего товарища среди десятка видов рыб попалась и щука. Видно, что низкая вода выгнала её из озёр.

А у меня обнова: порадовал Подя лучшим весенним сигом весом 1,6 кг! Зачётный «огуречник» взял глазастую серебристо-сиреневую приманку. А ещё отличный первый майский зачётный верхогляд весом 3,1 кг взялся на самую дальнюю глазастую серебристую мушку. Это его глубинная стихия.

Эх! Какое удовольствие и интерес, когда ловится престижная амурская рыба! Впереди красивейшее амурское дальневосточное лето. Присоединяйтесь и стар, и млад!