Народилось первое утро дальневосточной осени. После дождей с новой силой приободрились различные грибы, и мы уже в 5:30 утра выехали в ближайший лес. Я оделся в подаренную медицинскую спецодежду, так меньше могут заползать клещи, и всех насекомых хорошо видно на белом фоне. Да и комаров белый цвет если не пугает, то настораживает. Может, и хищникам этот цвет не по вкусу… Ещё давно меня удивили две сестры-туристки Наталья и Анжела Рябинины, прибывшие когда-то по комсомольским путёвкам строить наш город в КДСК (Комсомольский домостроительный комбинат). По лесу в поисках папоротника, ягод или грибов они обязательно ходили в белых одеждах. По этому поводу мне припомнилась поучительная история.
«Метеор» несётся по водной глади Амура в сторону села Ново-Ильиновка. Скоро мы прибудем на желанный берег у живописной скалы «Ноздри». На месте разбиваем лагерь, настраиваем снасти. Погодка – закачаешься!
– О! Хлопцы! Тучка чернявая появилась. Наверное, на грозу!
Внезапно задул ветерок, стало прохладно, и мы накинули штормовки. И вовремя! Но из густой травы тут же вырвались на обед громадные тучи голодных комаров, и вокруг меня злющих насекомых оказалось во много раз больше, чем возле других.
– Ребята! Не пойму: у меня что, кровушка сегодня слаще? Ведь штормовку сегодня новую надел. Сам шил.
– Ты теперь всегда с комарами будешь! – кричит Александр Кузьмин.
– Почему? – из гущи насекомых пробурчал я.
– А у тебя ткань-то тёмно-синяя. Комары любят лететь на тёмное. Коричневое, чёрное… Им кажется, что это животные. Наши штормовки старые и бело-жёлтые.
– Надо же! Не подумал. Надо оставить новую вещь на зиму.
Ребята дружно рассмеялись:
– А теперь, рыболов, терпи до зимы».
Рядом с городом не всегда наберёшь полное ведёрочко дикоросов, но гриб есть! Вот нас встречают зеленоватые и розоватые шляпки сыроежек, а там приветливо кивают волнушки. Рядом показал круглую головку дедушкин табак, дальше подберёзовички и… Вот они желанные подосиновики и белые! Между ними сказочными образами красуются мухоморы и какие-то неизвестные грибочки. Влага и тепло работают на природный урожай.
В 8:30 мы уже дома и в обед принимаем прекрасный грибной супчик. Здорово!
Тем временем у моста Падалинского озера Эдуард Барсуков увлечённо ловил карасей. Водоём большой, и различная рыба до глубокой осени гуляет по его просторам.
* * *
Первые дни осеннего сентября выдались благоприятными, и похоже, что наступило раннее дальневосточное бабье лето. Днём стало даже жарко, и кто не успел, теперь получил получить отличный бронзовый осенний загар! Мой товарищ, молодой рыболов Валерий, предложил съездить на ловлю змееголова. Считается, что в сентябре его активность значительно уменьшается, но на дворе бабье лето, и следует проверить соответствие листа календаря и состояния погоды.
На утреннем озере тихо. Тут и там рыба рисует различные круги. Дикие утки ещё наслаждаются гостеприимным севером, но уже скоро соберутся в стаи и отправятся на свой юг. Там их ждут зимние «квартиры». Чистим дно от водорослей, кидаем приваду и на червячков быстро ловим гольянов. Ставим снасти с живцами на разных глубинах и продолжаем удить гольянов. Они разные: и мелкие, и приличные, но поклёвок хищника долго нет. Неужели конец сезону ловли? Вот мне попадается отличный бойкий экземпляр гольяна, и я спешу поменять наживки. И, о чудо! Поплавок спиннинга понёсся в глубину водоёма. Есть! Валерий подсекает трофей и передаёт спиннинг мне. Рыбина бурлит, бодается, но лихо, без дачи слабины, я выкатываю змееголова на берег!
– Свершилось! – радуется Валерий. – Это уже украшение рыбалки!
Жена Лена занимается рукоделием и в школе, и дома. Её очень заинтересовала уникальная шкура змееголова. Да. Из неё могут получиться отличные вещи.
А караси где-то гуляют. Возможно, что многочисленные стаи гольянов не дают им подойти к насадкам. Мы видим их большие клубки. Как будто рои насекомых проводят свадебные танцы. Но вот поплавок моей удочки затонул, и на крючке оказывается карась! Ух! Крутобокий увалень обламывает крючок и уходит обратно в свои апартаменты… А вскоре мой самый дальний красно-зелёный поплавок спиннинга пропал из виду. Есть! Но рыбина затянула снасть в водоросли и благополучно ушла. Пусть. Ведь в этом и заключается дух любительского и спортивного рыболовства. Соревнование, кто кого!
А ещё я быстро пробежался по ближайшему лесочку. Ах! Маслятки народились! А вот и белый грибочек греет свои бока на тёплом солнышке с западной стороны пригорка!
В завершение рыбной ловли товарищ выудил очень крупного, просто чемпионского золотистого гольяна!
Рецепт. В этот же день из озёрной мелочи я приготовил ужин. Отделил у гольянов головы, выбрал кишки и тщательно промыл. Посолил, сдобрил соком лимона и через 15 минут хорошо обжарил с обеих сторон до золотистых корочек. Получилось отличное рыболовное блюдо!
* * *
Мой новый товарищ Валерий интересуется различными видами рыбной ловли. В этой связи недавно мы решили провести таёжный мастер-класс для юных дальневосточников. Прибыли тремя семьями в низовья горного Циркуля. Сообща разбили лагерь, установили тент и мангал, настроили удочки. Поймали два десятка гольянов, крупного пескаря и парочку хариусов. Сходили группой за грибами. Запекли рыбу в походном шарабане, спели туристические песни. Дети были в восторге! Каждый горожанин должен знать о порядке в тайге и на водоёмах. По итогам похода был изготовлен отличный видеофильм, который мы разослали родственникам и друзьям. Присоединяйтесь к здоровому и правильному образу жизни! А ребята из спортивно-любительского клуба рыболовов наметили создать в городе школу юных рыболовов. Желают воспитать из них настоящих спортсменов-разрядников…
* * *
А звонки телефонов не перестают сообщать о новых грибных местах, и мы с Виктором Лозинским выезжаем в сторону БАМа. Товарищ имеет большой опыт работы с навигатором и легко находит нужные точки.
– Саша! В этом месте прошлый год рядами стояли подосиновики! А теперь «шагают» маслята…
– Это тоже хорошие грибки! Мне они нравятся. Маслоголовики, – радуюсь я урожаю осенних грибов. – А вот и кусты голубицы! Какая вкусная ягода с куста!
– О! И брусника в основном поспела! – сообщает о находке Виктор.
Мы бродим по лесу, тщательно осматриваем перспективные места и находим другие грибы. Подберёзовики, подосиновики, белые и чёрные грузди. Отличный поход! Можно готовить четыре разных кушанья: жаркое, суп, соление и маринование. Первым делом мы варим грибной суп с картофелем, куриным мясом и с добавлением сметаны. Ух! Превосходное блюдо!
* * *
6 сентября мы с товарищем Геннадием Чукреевым навестили русло Амура. В молодости мы с ним были секретарями комсомольских организаций строителей города. Ему 70 лет, и он охотно стал интересоваться рыбной ловлей как активным здоровым образом жизни. Два раза в неделю парится в собственной бане, применяя берёзовые веники. Молодец! Один день ужения рыбы добавляет три дня полноценной жизни.
По Амуру пошла первая кета. Это небольшие стаи разведчиков. А идти в большую воду против сильного течения до места своего нерестилища она может и в декабре месяце! Оставшаяся амурская рыба почти вся укрылась в разливах, но некоторые редкие особи остались. В эти дни у рыболовов на мушки попались сом и две крупные аухи на 4 и более 5 кг веса! Таким монстрам в Амуре бояться практически некого. Да и родом китайский окунь в далёком прошлом из океана…
Вода оставила только одну тропинку под самыми сопками, но начала светлеть. Под берегом идут стайки мелких мальков.
– Это чебачки! – утверждает местный дачник Владимир.
В это время в русле Амура остаются, как правило, косатки всех видов, редкие коньки и небольшие верхогляды. Но для традиционных ежегодных соревнований работников «Полиметалла» это не помеха. Дух спортивного соперничества и настойчивость приносят свои плоды даже вблизи города Амурска. Поэтому все кубки по итогам трёхчасового лова гарантированно вручаются победителям. А лидером из 14 команд стала «Рыбацкая команда» во главе с капитаном Эльвирой Жорж. У них и вес больше, и рыба крупнее. А проходных лососей в тихий солнечный день можно наблюдать почти каждый день сентября. Вот метрах в 40 от берега сделала «свечку», похоже, самочка кеты. О! А в семи метрах от меня показался полностью во всей своей свадебной красе самец осенней кеты. Тёмная спина, светлый бок и малиновые подпалины оставили природную картинку в моих глазах на целый день. В этом году ход лососей довольно высокий. Возможно, что до нерестилищ дойдёт много ценной рыбы, а это хорошая перспектива на будущие года. А кета проходит самая разная. Вот серенькая, вот полусеребристая, а ещё некрупный, но весь в серебристой чешуе лососик! Говорят, что в этом сезоне вместе с осеней кетой шла и запоздавшая летняя.
* * *
18 сентября нас с женой пригласили с концертом в яхт-клуб по поводу торжественного подведения итогов работы клуба парусного спорта «Лига лучей». Ряд участников клуба стал призёрами и общероссийских соревнований. Мы обменивались летними и осенними впечатлениями сезона.
Удивительные события пересказал мне директор площадки Андрей Канторин, а к нему стягивается большая амурская информация.
– Представляешь, Александр, кета – это уникальная рыба! Прошлый год гонцы кеты пришли к маловодным горным нерестилищам и на каком-то уровне телепатического разума сообщили своим, ещё гуляющим в море, сведения. Мол, оставайтесь ещё в море и пропускайте один год… Я изучал работы ихтиологов края, но о таком явлении материалов не встречал. Учёные отмечали, что живёт осенняя кета в морях и океанах от трёх до семи лет. От этого и вес, и размер её разный.
– И ещё, – продолжил товарищ. – Каким образом получилось, что огромный косяк кеты обнаружили у одного посёлка нижнего Амура, а после он, как из-под земли, возник у другого?..
Если это так, то назвать такое явление можно только чудом. Может, она прошла под Амуром, где холоднее?! Ведь утверждают, что у нашей реки имеется двойное дно… А вообще природа ещё таит в себе много загадок! Опыты учёных показывают, что листья растений передают друг другу информацию за счёт выделения особого газа…
* * *
По нагретым солнышком камешкам начали гулять божьи коровки, украшая осень своими яркими «пуговичками». Вода стала ежедневно падать и очищаться. Появилось ещё больше мальков. Они крупными стайками сверкают яркими спинками под отбойными струями прямо у берегов. Стала чаще ловиться местная рыба. Мой однофамилец Андрей на городской набережной ранним утром на мушки донного амортизатора взял четырёх судаков. А мой товарищ Геннадий Чукреев в районе села Верхняя Эконь выловил на мушку донного амортизатора щуку весом до 4 кг! А мне на ближнюю от берега крупную мушку попался китайский окунь-ауха весом 3 кг! Возможно, что такой вес станет разрешённым для рыбы, выведенной из Красной книги.
* * *
Дни стали прохладнее, утренние часы и ночи даже зябкими, а лист берёзы пожелтел. Подошли в русло Амура сиги, добавились щуки. Это природный сигнал и горным рыбам. Активизировались хариусы и ленки. Мои друзья, знакомые и брат Сергей стали чаще посещать ближайшие горные речки. Брат – большой специалист по ловле «царских» рыб. Отлично знает места их стоянок и быстро определяет нужные приманки и насадки. Один из ленков весит 1,5 кг.
По такому поводу вспоминается полезная история. Когда не везёт с автотранспортом, то выход один: до хорошей горной речки ехать только поездом. А груз надо весь прихватить на себя, поэтому ползёшь, сгорбившись под тяжестью рюкзака, да в руках сжимаешь удочку со спиннингом. Верблюдом или кем ещё назовут люди – нисколько не удивишься…
Пассажирский БАМовский поезд двинулся дальше на север, а мы своим караваном – на восток, к своей реке. Идём-бредём тихонько по узкой лесной тропинке и посмеиваемся над собой:
– Рыбу-то куда класть будем? Нет места в рюкзаках.
– Ладно, лишь бы ловилась, а там подумаем. Продукты съедим, будет место.
Громко смеёмся. Ко второму часу движения упираемся в симпатичный, закоряженный плёс с глубокой яминой, которую режет тугая струя недалекого переката.
– Отличное место! – обрадовано восклицаем мы и сбрасываем с онемевших плеч свои «горбы». – Привал, «верблюды»!
Проверяем рыболовные принадлежности, надёжно обустраиваем двухдневный лагерь. Здесь, в районе деревни, в это время иногда разрешается рыбачить любительскими снастями. Октябрь пока тёплый, но может в любую минуту похолодать. И даже выпасть снег. Полетели в воду донки со свеженькими толстенькими червячками на ленка. Оставляем двух дежурных, а втроём отправляемся с удочками и искусственными мушками вниз по реке. Как мы ни старались, но в улове оказалась лишь тройка хариусов.
На бивуаке веселее: пяток симпатяг ленков украсили стоящий на берегу бачок. А через полчаса сработала и моя крайняя донка. Громко забренчал колокольчик, и шустро забилась палочка-сторожок. Подсечка! Сидит, красавец.
– Ух, ты, «бодается», не хочет к берегу подходить, – приговариваю я, аккуратно вываживая рыбину. И вот ленок на берегу.
– О, да это губарь! Как амурский трегуб, – восхищаются друзья.
– Ну-ка, взвесим острорылого… Кило девятьсот! Прекрасный экземпляр! А какой хвостище!
Дело пришло к вечеру. С удовольствием вдыхаем «соки» дальневосточной осенней тайги и спокойно любуемся её окружением без надоедливого летнего гнуса. Пора ещё раз попытаться добыть хариусов. Бросаем «сухие» мушки на говорливый перекат. Бульк-бульк! Промелькнула головка царской рыбешки, и всё. Топим мушки, мутим воду, но опять безуспешно.
– Всё понятно, – заявляет мой брат Сергей. – Поесть-то они не прочь, но рацион в настоящее время для них особый – кетовая икра! Сейчас распотрошим ленков. У них, наверняка, имеется ресторанное лакомство. Давай, давай, Сашка, займись потрошением. Тут же, в одном из хищников, я обнаружил мышь-землеройку, отчего по коже прошла неприятная дрожь. Затем вынул семь отменных икринок, которые своим огненно-оранжевым цветом привели меня в чувство. Тут же Сергей на поплавочную удочку вытянул семь великолепных хариусов! По принципу: икра – рыба, икра – рыба.
– Вот вам, хлопцы, и весь секрет. Думать надо. Соображать. Я ведь весной тоже отличился. На ленках. Здесь недалеко, в глубокой протоке, на донках. Бросал, бросал их на червя. Казалось бы весной червячок – милое дело голодному ленку. Но не тут-то было. Кое-как пару добыл. Распотрошил ленков, а у них в желудках солидные сочные гусеницы. Такие ядовито-зелёные. Собрал тех, что целее, нацепил на крючки и в ледяную водицу. Полный рюкзак рыбы натаскал. Ох, была рыбалка! Пришлось идти на ночной поезд. А ленки больше этих, – спокойно, и уже негромко, закончил брат свой поучительный рассказ.
– Молодец! Ты наблюдательный, настоящий и опытный рыболов, – только и оставалось добавить нам.
Через некоторое время я услышал подобную историю от знакомого рыболова Виктора. В тот день, когда повсюду лезли полчища чёрных гусениц, карась никак не хотел ловиться на червя. Насадил приятель жирных мохнаток, и пошло дело! «Лапотки» так охотно набрасывались на многоногое лакомство, что даже один брезгливый дачник побежал в огород за перчатками.
* * *
К концу месяца буйная зелень бабьего лета буквально за два-три дня поменяла свой цвет на желтизну, красноту и багрянец. Амурские сопки приобрели свой самый лучший вид из четырёх сезонов года!
Показались улетающие на юг первые стаи уток и гусей. А в лесах вновь появились грибы! Среди массы маслят повыскакивали и коричневые, и красные и белые шляпки.
– Кто не успел! – словно кричат они. – Заберите нас домой в город…
До свиданья и до встречи, благодатная дальневосточная пора…
Александр СМИРНОВ.
Фото из личного архива автора