В городском краеведческом музее проходит выставка работ двух художников – Андрея Николаевича ФАХРЕЕВА и его друга и наставника Павла Лукича ФЕФИЛОВА.
Экспозиция «Под одним солнцем» открылась 16 декабря и посвящена памяти Павла Лукича Фефилова, заслуженного художника Хабаровского края, члена Союза художников России, писателя-краеведа, действительного члена Дальневосточной народной академии наук, почётного гражданина Комсомольска-на-Амуре.
Его картины показывают неразрывную взаимосвязь между живописью и природой родного края. В самом деле, живописные работы Павла Лукича неразрывны от пространства, которое присутствует во многих его картинах, ведь, когда художник наносит краски на холст, он должен понимать, что рисует и где.
В своё время страсть к познанию Хабаровского края увлекла его в поездки на пленэр, в том числе и с другом художником Андреем Фахреевым.
Работы двух художников размещены в смешанном порядке, и очень схожи между собой. Их авторы вместе ездили на пленэры, рисовали с натуры, по нескольку раз приезжали на место, чтобы закончить сюжет.
На картинах запечатлены величественные виды реки Амур, горных хребтов Мяочана, села Верхняя Эконь и посёлка Хорпинского, горные пейзажи озера Амут и Анюйского заповедника.
– На выставке впервые представлена картина Павла Лукича «Девушка с бантом», написанная в 1946 году, – говорит Людмила Наумова, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности, куратор выставки. – Теперь картина хранится в фондах музея. Также в экспозиции представлены печатные издания и фотографии Павла Лукича Фефилова, личные вещи художника.



В поисках перспективы
Кстати, когда смотришь на картины Павла Фефилова и Андрея Фахреева, поражаешься сходству пейзажей, их какой-то общей звериной красоты, от которой тянет ощущением первозданной дикости лесных дебрей.
– Природа настраивает человека на определённый, медитативный лад, – рассказывает Андрей Николаевич, – а наша дальневосточная природа непростая. Например, от базы глэмпинга до озера Амут идти километра два. Там крутые спуски и подъёмы, всё это довольно тяжело преодолевать. Идёшь, на плечах этюдник, в руках один-два полотна.
Довольно часто в поисках красивой перспективы приходится подниматься в горы, пробираться через заросли стланика, он выше человеческого роста, и в трёх метрах ничего не видно. А на вершинах бывает такой ветер, что ломает ножки этюдника.
Для художника очень важно найти место с подходящей натурой. Не так всё просто – вышел и рисуешь. Найти удачный ракурс, перспективу, которая бы впечатляла и оставалась в памяти, – это тоже работа.
По медвежьим местам
– Андрей Николаевич, на ваш взгляд, в чём сложность работы художника в пейзажной живописи в условиях Дальнего Востока? В доступности мест пленэра, во времени года?
– Сложные места – это хребты Мяочана, озеро Амут, Солнечный район, посёлок Горный, главным образом потому, что, изображая в перспективе местные пейзажи, ты видишь одни цвета, а в живописи следует передать другие, используя холодные оттенки. Очень сложно это показать на холсте, передать даль, где хребты идут один за другим. Также и городские пейзажи не каждый берётся писать, потому что окна, окна, окна, и очень трудно изобразить перспективу. Любая работа несёт в себе сложность, здесь многое зависит от того, какие задачи ставит художник и каким способом их достигает.
По доступности тоже свои трудности. Поскольку я преподаю в художественной школе, приходится вставать в пять часов, ехать на место, работать часа два-три, в зависимости от погоды, возвращаться обратно. За час доезжаю только до Горного, а там ещё полчаса – до базы глэмпинга, где оставляю машину и иду или на Лысую гору, или на Амут, это ещё полчаса ходу. Кроме того, в тайге стало много медведей, одному ходить опасно. Присутствует ощущение беспокойства, когда рисуешь, делаешь наброски, то и дело оглядываешься. На глэмпинге живут две собаки, Соня и Белка, я с ними подружился, и, когда ухожу в тайгу, они всегда идут со мной и охраняют меня. И я очень им благодарен и всегда спокоен.



«Суровый северный пейзаж.
Уходит в вечность горный кряж…»
– Вы были на Анюе, там тайга широколиственная, ближе к уссурийской. И, наверное, более предпочтительная для живописи?
– Нет, мне нравятся наши горы, наша тайга, которая, может быть, и не такая пышная, как уссурийская, но притягательна своей первозданной дремучестью, а горные хребты буквально пронизывают человека ощущением вечности.
И, думаю, Павел Лукич со мною согласился бы, ему тоже нравился север, Нижний Амур, он ведь и сам из Архангельска, аскетичного Поморья.
Помню, как меня поразили вековые ели по дороге к озеру Амут. И мне хочется взять формат художника Ивана Шишкина и прописать все детали, кору, дух дерева, фактуру, деревья – те же люди, у всех свой характер и своя судьба.
Оттенки творчества
– Когда легче работается – зимой или летом?
– Не смотрю, какое время года. Зимой даже лучше работается: летом донимают комары. В Лидоге на протоке рисовал, так там столько гнуса, что меня хватило на 40 минут. Самое хорошее время – это весна, осень, когда природа либо просыпается, расцветает, либо окрашивается буйными осенними красками. В сочетании с огромной гладью Амура особенно впечатляет.
– Сколько времени требуется для написания картины?
– В среднем часов 12 на такую картину, как «Вековые ели». У меня ушло два сеанса. Картины большего размера – часов 15 работы.



Советы друга и наставника
– Андрей Николаевич, возвращаясь к выставке «Под одним солнцем» и памяти вашего друга и наставника Павла Лукича Фефилова, какие его советы для вас являются наиболее ценными?
– Само общение с Павлом Лукичом уже много что значит. Как краевед он много рассказывал – историю города, своего завода, художников Комсомольска.
Советовал всегда подписывать работы с обратной стороны картины, ставить дату и с кем ты ездил. Записывать путевые заметки: какая погода была, какой ветер, белку увидел или птицу – запиши. Исходя из записей можно и книгу написать, что он и делал. Также Павел Лукич советовал, что работы художника должны жить. Хочешь, чтобы тебя знали, – дари людям свои работы.
– Что для вас как для художника является основой в творчестве?
– Знания, полученные в процессе учёбы, должны подтверждаться практикой. Художник должен постоянно работать с кистью, красками. По сути, практика является основой основ любого творчества.
Остаётся добавить, что выставка «Под одним солнцем» будет работать до 18 января.



Евгений СИДОРОВ. Фото автора