«Планета Тайга» продолжает открывать Хабаровский край. В этот раз участники движения и примкнувшие к ним туристы решили изучить хребет Даяны и одноимённую вершину, являющуюся второй по высоте (1533 м) после горы Гоин (1833 м). Ранее туристы никогда не посещали эту гору (по крайней мере открытой информации об этом найти не удалось), единственные, кто здесь был – это геологи, которые в 60-70 годах прошлого века проводили здесь изыскания, а также топографы, установившие на вершине триангуляционный знак.
Посетить вершину горы Даяны было давней мечтой руководителя движения «Планета Тайга» Виктора Решетникова. И вот, наконец, все условия для этого совпали, к Виктору присоединились ещё девять смельчаков, включая и автора этих строк. До точки назначения нам предстояло проехать около 200 км, из которых только первые 60 – по асфальту до пос. Горный, а далее — грунтовая лесовозная дорога не самого лучшего качества.
Внезапно Виктор, ехавший первым, остановился, из его авто вышли туристы и стали что-то снимать. Члены группы из второй машины также поспешили подойти поближе и увидели на дороге дикушу – редкую краснокнижную птицу семейства тетеревиных, обитающую в этих местах. Она плохо умеет летать и очень доверчивая, за что и поплатилась в своё время. Увидеть её — большая удача. Отсняв птицу со всех сторон и восприняв это как положительный знак, мы продолжили путь. Заночевали на площадке возле дороги недалеко от реки Сютюинга.
На следующий день нам предстояла непростая задача – за световой день подняться по высоте более чем на 1000 м, найти место для лагеря, оставить там рюкзаки, налегке взойти на вершину и вернуться в лагерь. Дополнительной трудностью было отсутствие источников воды наверху, поэтому каждый из нас нёс с собой ещё по 3 литра воды.
Взвалив на себя рюкзаки весом по 20-30 кг, около 8 часов утра начали восхождение по крутому склону. Разумеется, никаких троп тут нет, идём там, где проще. Сначала через березняк. Такой лес — явный признак того, что несколько десятков лет назад здесь бушевали пожары, уничтожившие хвойные деревья, после которых первыми встают как раз берёзы. Потом стали попадаться ели и лиственницы – видно, что сюда пожар не дошёл. Вот она, дальневосточная тайга в первозданном виде. Благодаря труднодоступности, есть надежда, что лесозаготовительная техника сюда ещё долго не зайдёт.
По пути всё же встречаем следы деятельности человека – траншею длиной несколько десятков метров, глубиной менее метра. Скорее всего, это геологи при помощи взрывчатки исследовали состав горной породы. Судя по тому, что других следов разработки не видно, ничего ценного в этих горах они не обнаружили.
Чем дальше идём, тем всё более непроходимой становится тайга. Решили выйти на верх гребня, где растительности, как правило, меньше. Так и есть – деревья сменились кустарниками, а затем и великолепными брусничными полянами. Вдоволь наевшись крупных бордовых ягод, а заодно и утолив жажду, продолжили путь вверх, но столкнулись с очередной проблемой – вершина хребта представляла собой цепь из остроконечных останцев, идти по которым было невозможно. Приходилось шагать рядом по довольно крутому склону, цепляясь за немногочисленные выступы в скале. Местами один неверный шаг мог обернуться падением вниз и серьёзными проблемами со здоровьем, а значит поставить по угрозу восхождение всей группы. Только предельная концентрация внимания и осторожность помогли обойтись без травм, и группа продолжила путь по постепенно выполаживающемуся склону.
Забрались на небольшое плато, откуда открывался потрясающий вид как на вершину Даяны, так и на хребет Баджал, видневшийся на горизонте. Можно было долго любоваться этим пейзажем, но заветная цель манила к себе, поэтому продолжили движение. Начали попадаться тропы со следами недавнего присутствия зверей – по размеру и форме помёта стало понятно, что чаще всех здесь ходят лоси, и их довольно много. Это не может не радовать. Нашли даже один сброшенный рог.
Найти место для лагеря в такой густой тайге оказалось не просто, но, обосновавшись на подходящей площадке, быстро развели костёр и накипятили воду. Наскоро перекусили бутербродами с чаем, взяли с собой немного теплых вещей, воды, съёмочное оборудование и снова в путь. За 5 часов было пройдено шесть километров, до цели ещё примерно четыре, но чтобы успеть её достичь, необходимо было ускориться, благо рюкзак уже был не такой тяжёлый. Руководителем похода было поставлено условие – если до 16.30 не поднимемся на вершину, возвращаемся назад, чтобы успеть засветло вернуться в лагерь. Это значит, на восхождение у нас оставалось около двух часов.
Выйдя из леса, увидели шикарную панораму хребта Даяны, который венчал острый пик. Казалось бы, вот она цель, до неё рукой подать (навигатор пишет: 1,6 км), но рельеф склона такой, что придётся огибать его по дуге с постепенным увеличением угла наклона и набором высоты. Причём часть пути усыпана огромными валунами (курумником), поросшими мхом и лишайниками. Камни «живые», поэтому приходится идти быстро, но осторожно. И вот финальный взлёт, и мы на вершине! Чувство радости борется с накопившейся усталостью, но, когда оглядываешься, восторгу нет предела – на многие километры вокруг горы, покрытые зелёным покрывалом! На горизонте из-за туманной дымки силуэты гор приобретают голубоватый оттенок и напоминают морские волны.
Сильный ветер возвращает к реальности, поэтому надеваем куртки. Находим триангуляционный знак – треногу с забетонированной в её основание металлической гильзой. На ней гравировка: «Трианг. 494». Такие знаки оставляли топографы в месте, означающем высшую точку горы, а 494 – это, скорее всего, номер топографической партии, которая его установила. Сделано это было, видимо, не совсем качественно, поскольку тренога лежала поваленная и её обвили ствол и ветки кедрового стланика. Судя по их диаметру, упала тренога довольно давно, что косвенно доказывает длительное отсутствие людей в этих местах. Вполне возможно геологи, установившие этот знак, были здесь первыми и последними посетителями. Отпилив мешавшие ветки, мы с трудом подняли треногу. Виктор Решетников прикрепил к ней гитару, которая прошла с ним многие походы, но в предыдущем получила серьёзные повреждения. Таким образом он решил её «похоронить». Делаем последние снимки, видеосъёмку, подкрепляемся бутербродами и начинаем спуск вниз.
Спускаться ничуть не проще, чем подниматься — «живые» камни так и норовят съехать под тобой, ноги от постоянного пребывания в полусогнутом напряженном состоянии начинают «гудеть». Примерно к восьми часам вечера возвращаемся в лагерь. Были мысли отправиться на поиски воды, но усталость, накопленная за день, давала о себе знать. Поэтому решили сэкономить силы и воду.
На следующий день было решено не идти по гребню, чтобы вновь не балансировать на крутых осыпях вдоль останцев, а сразу спускаться в распадок к ручью и по нему выйти к машинам. С этой задачей справились примерно за три часа и после последнего обеда в природных условиях погрузились в машины и поехали домой. Этот поход показал, что хребет Даяны – это очень интересное место, достойное посещения. Маршрут, конечно, требует доработки, чтобы избежать опасных участков, да и саму продолжительность похода можно увеличить на один день, чтобы сделать восхождение более доступным. Но в целом, хребет Даяны очень перспективен в плане развития туризма в Хабаровском крае.