Художник ушедшей эпохи

В сентябре текущего года 90 лет исполнилось одному из старейших художников Комсомольска Александру Абросимову. Не так давно в Музее изобразительных искусств работала его персональная выставка. Сам художник в почтенном возрасте практически не выходит из дома. Два года назад он покинул мастерскую, расположенную на Ленина, 15, а большинство работ подарил музеям города.

Александр Абросимов более 70 лет занимается творчеством. Он не любитель давать интервью, однако нам удалось пообщаться с художником у него дома о жизни и творчестве. Немногие знают о том, что Александр Абросимов участвовал в Великой Отечественной войне и получил серьёзное ранение.

– Будучи школьником, я работал дизелистом на теплоходе «Нева», на котором переправляли рыбу, – рассказал Александр Иванович. – Кроме того, на этом судне перевозили оружие. Путешествовали, а том числе, и за границу. В одной из таких поездок в Северной Корее на берегу в меня выстрелил японец и попал в лёгкое. Травма была серьёзная. Мне делали операцию, и часть лёгкого пришлось удалить. Я мог бы и не выжить вовсе. Хотя лично в боевых действиях не участвовал, но видел наши сожжённые корабли и людей, падавших за борт. Это была страшная картина.

Как отмечает Александр Абросимов, благодаря работе на флоте он посмотрел нашу страну и зарубежье. Быть может, поэтому у него не возникало желания покинуть Комсомольск.

– После возвращения в 1949 году в Комсомольск я занимался в студии у Георгия Цивилёва, первого художника города, – вспоминает Александр Абросимов. –  Он был очень хорошим человеком и прекрасным учителем. Помню его целеустремлённость. Мне даже довелось побывать с ним на пленэрах. Он посоветовал мне получить профессиональное образование. Затем в течение пяти лет я учился в Иркутске на одном курсе ещё с одним комсомольским художником – Николаем Муравлёвым. Педагоги у нас были хорошие, серьёзные. Расслабляться было некогда. После обучения вернулся в Комсомольск. Здесь жила моя семья, так что мыслей уехать в столицу или в другой город не возникло. Никогда их не возникло и впоследствии.

В 1958 году Александр Абросимов поступил на работу в Детскую художественную школу и попутно трудился в мастерских художников. Членом Союза художников СССР он стал только в 1984 году.

Александр Абросимов начал писать картины, когда ещё обучался в школе. Первые опыты у него, по его словам, были в натюрмортах. Этот жанр присутствовал в его творчестве и в дальнейшем. Писал всегда только с натуры. Работать по фотографиям в те времена было не принято. Да и ни один снимок, по словам художника, не может передать предмет так, как он виден с натуры.

– Важно знать, какие краски положить, чтобы не испортить натюрморт, – подчеркнул Александр Абросимов. – Для этого нужно правильно расположить цветы. Внимание уделяется и посуде, в которой они будут стоять. Мои любимые цветы – садовые. Писал и полевые. Их можно увидеть, например, на картине «Бабье лето». Сейчас эта работа находится в Музее изобразительных искусств.

Из пейзажей Александр Иванович выделил зимние. По его словам, многие художники считают это время года неинтересным. Однако в зиме, по его мнению, есть своя прелесть.

– Зиму можно показать в разных состояниях, – отметил Александр Абросимов. – К примеру, выглянуло солнце – это одни краски. Посветило и ушло – состояние уже совсем другое. Пошёл снег, и природа уже выглядит по-новому. Зима для меня, как художника, многообразна.

Зимой происходит действие одной из самых знаменитых картин Абросимова, посвящённой ледовому переходу из Хабаровска в Комсомольск. Её он писал по заказу, основываясь на рассказах реальных свидетелей происходившего. Многие из них стали натурой для этой работы. Сейчас оригинал этого произведения находится в Москве.

Но это не единственное большое по объёму полотно, показывающее подвиг комсомольчан. Александром Абросимовым также была создана картина «Закладка первого камня Амурского судостроительного завода». Картина написана совместно с художником Николаем Драчёвым.

В беседе художник не раз вспоминал о том, как в былые годы мог так увлечься работой, что оставался в мастерской до глубокой ночи, а то и вовсе до утра. Но сейчас Александр Иванович из-за возраста и состояния здоровья творчеством не занимается. Тем не менее, он отмечает, что если вдруг возникнет желание, он вполне может вновь взять в руки кисть и краски.

Яндекс.Метрика