Пока не похоронен последний солдат

Поисковый отряд 7-й школы Комсомольска помог землякам отыскать следы родственников, погибших на Великой Отечественной войне. Ныне живущих пригласили в школу и передали всю добытую информацию о боевом пути их предков, наградах и местах захоронения.

На этот раз получилось найти следы семерых военнослужащих. В одних случаях историю разматывали долго и едва не теряя надежду на успех. В других – само получалось, будто помогало что-то свыше.

А 7 мая педагоги и ребята 7-й школы сделали красиво. Позвали тех, кто обращался за помощью в поисковый отряд, на торжественную линейку. Вынесли знамя России. Объявили минуту молчания. Отдали приглашённым распечатки документов и всего, что смогли найти. Завершили патриотическим флешмобом: стоявшие на торжественной линейке ловко и без суеты перестроились буквой Z и исполнили песню Олега Газманова «Вперёд, Россия!», размахивая триколором и флагом Хабаровского края.

Когда официальная часть завершилась, руководитель поискового отряда Елена Попова ещё долго общалась с родственниками погибших, рассказывая всё новые подробности поиска и его результатов.

Давайте-ка и мы всё расскажем по порядку.

Задолго до…

Вообще, поисковый отряд в 7-й школе есть давно. Только второе дыхание он получил 21 ноября 2020 года, когда зарегистрировался в реестре поискового движения России и начал работать в проекте «Судьба солдата». На практике это выглядит следующим образом. От людей, чьи предки погибли, пропали без вести, умерли от ран или в фашистском плену, ребята получают заявку. Начинают делать запросы по архивам Минобороны РФ, связываются с другими поисковыми отрядами из разных регионов страны, ищут живых родственников, цепляются за любую ниточку. И почти всегда находят следы человека, затерявшегося в круговерти огромных и страшных событий. Сейчас этим в школе занимаются около 40 ребят, начиная с младших классов и заканчивая выпускниками, под руководством директора школьного музея «Память» Елены Поповой. От неё-то мы и услышали эти истории.

История первая. Цветы на могилу

Много лет назад в 7-й школе работала Татьяна Михайловна Петрова. При ней как раз и появился музей «Память» вместе с одноимённым поисковым отрядом. Она долго пыталась найти следы своего отчима – Александра Михайловича Якушева, но безуспешно. Это сейчас есть сайт «Память народа», есть быстрая связь через Интернет и массивы рассекреченных документов. А в её время возможности поиска были ограничены. В декабре 2020-го Татьяна Михайловна сделала ещё одну попытку и обратилась уже к новому поколению поисковиков своей школы. Ребята сделали запрос в подольский архив Минобороны. Получили ответ, что захоронение расположено в рабочем посёлке Ерзовка неподалёку от Подольска. Написали письмо главе тамошнего поселения. А в Ерзовке, как выяснилось, тоже есть поисковый отряд, и он взялся помочь нашим школьникам. Энтузиасты из Подмосковья сфотографировали мемориал и подтвердили, что Александр Якушев похоронен у них в братской могиле. Потом из подольского архива пришли новые подробности: карта боевого пути солдата, а также записи о его последнем бое, сделанные командиром подразделения. Они с Александром Якушевым были друзьями.

Собрав всю информацию, школьники оформили её в виде буклета и вручили Татьяне Михайловне. А коллегам в Ерзовку переслали деньги, чтобы купить цветы и возложить их от имени родственников на могилу погибшего солдата.

История вторая. Успели…

 Георгий Иванович Шулепов. Его разыскивала сестра – комсомольчанка Наталья Львовна. Георгий был родом из Анастасьевки (Хабаровский район) и призывался в 1941 году Хабаровским военкоматом. Поэтому первый запрос школьники сделали туда. Безрезультатно. Ответа просто не последовало. Стали рассылать письма по архивам военного ведомства, где Георгий Шулепов мог проходить службу. Ответил Воронеж. Захоронение обнаружилось на Чижовском плацдарме, ожесточённые бои за который шли с 6 июля 1942 года по 25 января 1943-го. Чижовка была предместьем города на правом берегу, и в январе 1943 года оттуда началась Воронежско-Касторенская наступательная операция. Сотрудники архива прислали сведения о боевом пути Георгия Ивановича, его наградах и о бое, в котором он погиб.

Ребята всё распечатали и вручили сестре героя. Когда это произошло, «все, конечно, плакали, – говорит Елена Попова. – Вы бы видели глаза детей… Как они радовались, что смогли помочь!»

Они успели. А 1 июля 2021 года Наталья Львовна ушла вслед за братом.

История третья. Провидение

Всё началось с Инстаграма, где ребята натолкнулись на объявление от поискового отряда «Ополченец». Дело было в январе 2022-го. Коллеги с украинского Запорожья нашли останки солдата, который, судя по записи в смертном медальоне, призывался из Комсомольска-на-Амуре, а жил на Амурстали. Звали его Моисей Иванович Гоцфрид.

Школьники обошли с расспросами весь частный сектор, куда вели следы погибшего, – и ни одной зацепки: люди поменялись, никто ничего об этой семье не помнил…

Идут они по улице и думают, как быть дальше. Вдруг бабушка в одном доме стучит по стеклу:

— Ребята, я здесь! Просто не успела вам двери открыть.

Не поняли ничего, но во двор зашли. Хозяйка продолжает:

— Лопаты вон там стоят. Вы уж извините, уснула я маленько и не услышала, как вы стучались.

А они не стучались. Похоже, бабушка их с кем-то перепутала. Ну, вопросов задавать не стали: человек пожилой, весь двор снегом завален, и надо помочь. Разобрали инструмент, всё живо расчистили. Зашли в дом попрощаться и сказать, что лопаты аккуратно на место сложили, а она их на чай приглашает. Школьники смущаются, отнекиваются, но женщина настаивает. Да так просит, что отказываться дальше просто невежливо. Пока накрывался стол, гости метнулись по-быстрому в магазин и вернулись с рулетами-печеньками. За чаем разговорились, и бабушка поняла, что потчует не волонтёров-тимуровцев, а поисковиков. Ох, ах, да как же это… Ничего, бабушка, рады были помочь… И кого же вы ищете, милые? Рассказали. Тут женщина заплакала.

Оказалось, что она дальняя-дальняя родственница пропавшего без вести Моисея. Его семья (жена, братья, сёстры) в этом районе действительно жила, но теперь никого не осталось: в 1980-е годы родственники уехали в Таджикистан. И даёт хозяйка школьникам телефон внука погибшего Гоцфрида и говорит, что внук этот живёт в Коломне. Невероятно.

Созвонились. На том конце провода – изумление и радость: больше 20 лет искали могилу деда, ни в одной Книге Памяти его нет, и вдруг вы из Комсомольска звоните… Передали его номер отряду «Ополченец», коллеги-поисковики начали договариваться с человеком, как вывезти останки воина с Украины в Россию для погребения.

Идти дальше

Таких историй у отряда немало. Ведь это лишь поначалу к юным поисковикам обращались редко, потому что не знали об их существовании. Сарафанное радио быстро разнесло молву, что ребята занимаются хорошим делом и отдаются ему с увлечением. Люди к ним потянулись. В основном просят помочь пожилые, которые с Интернетом, мягко говоря, не дружат и вряд ли смогут что-то самостоятельно найти во Всемирной паутине. Впрочем, обращаются к ребятам-поисковикам и собственные учителя. Вот у директора школы, например, Валерии Юрьевны Малевской дедушка вернулся с войны и прожил долгую жизнь. А про битвы и свои награды почему-то упорно не рассказывал. Когда ушёл в мир иной, оказалось, что родственники про него почти ничего и не знают. Директор выложила проблему участникам отряда «Память», и те взялись за дело. Узнали, что его дивизия освобождала Харьков, Польшу и брала Кёнигсберг, что после победы над Германией дед участвовал в разгроме Японии на Дальнем Востоке. Что был снайпером в роте особого назначения и… всё. Награды у него были, но как, где и за какие подвиги получил – неизвестно: информация засекречена до сих пор. Видимо, не зря человек хранил молчание до самой смерти.

Отряд «Память» продолжает свою работу и прямо сейчас разыскивает сразу нескольких человек.

Удачи вам, ребята!

И спасибо.

Фото автора

Яндекс.Метрика