НА ГЛУБИНЕ ДУШИ

Народный академический хор Дворца культуры авиастроителей является одним из лучших дальневосточных любительских академических хоров.

Один из старейших в Комсомольске-на-Амуре музыкальный коллектив — постоянный участник городских, краевых, заводских праздничных мероприятий, конкурсов и фестивалей. Вот и сейчас с наступлением лета работа не прекращается ни на день.

— В этом году Комсомольский авиазавод отмечает своё 90-летие, так что готовимся к юбилею, — говорит руководитель хора Ирина Новосёлова.

Ирина Михайловна 22 года проработала во Дворце творчества детей и молодёжи, где руководила концертным хором детской хоровой студии.

В 2014 году пришла во Дворец культуры авиастроителей.

— Ирина Михайловна, как можно создать успешный хор?

— Здесь очень многое зависит от финансирования. Тем более для нас: мы находимся на периферии, в отдалённом регионе, и, чтобы приехать на конкурс, который проводится на западе страны, нужны большие средства. Небольшим коллективам ещё как-то полегче в этом плане, чем больше людей, тем сложнее.

— В 2014 году к нам обратился Комсомольский нефтезавод, чтобы я сделала мужской хор, — рассказывает Ирина Михайловна. – Они очень хотели пройти в региональный конкурс «Роснефть зажигает звёзды», который проходил в Красноярске. Мы набрали 10 человек работников КНПЗ, сделали попурри на военные песни и в результате конкурсной борьбы прошли в Москву.

В итоге солисты Константин Бардыш и Александр Раздорских остались в коллективе, а в хоре появились мужская вокальная группа – мужской хор и женская молодёжная вокальная группа. На данный момент всего 38 человек.

— Ирина Михайловна, для людей далёких от хоровой музыки объясните, что значит академический хор?

— В первую очередь это стиль и манера исполнения. Академическая манера исполнения предполагает вокал близкий к оперному. Как правило, поётся классика, народные песни в обработке композиторов для хора.

— Любой творческий коллектив – это всегда люди, которые его создавали и которые продолжают развивать творческий потенциал. В чём сложность работы с коллективом академического народного хора?

— По сути, при работе с любым музыкальным коллективом профессия руководителя предполагает педагогическую подготовку, знание психологии, терпение и методику, которая позволит вовлечь людей, выявить в них интерес. Для этого нужно иметь наработанные методики, которые идут не долгим путём, а быстрым, чтобы как можно быстрее получить результаты.

— Сейчас в хоре 38 человек. Как люди к вам приходят, их приглашают?

— Как правило, люди сами принимают решение прийти к нам. В хор каждый год приходят новые люди, немного, но приходят. Причём зачастую без музыкального образования, и возрастной состав у нас очень широкий — от 23 до 82 лет. Старейший участник нашего коллектива — Валентин Васильевич Чиликин. Несколько человек работают с нами с 1963 года, со времени основания хора. Это Наталья Петровна Чудина, Елена Николаевна Черепова.

Ирина Михайловна добавляет, что некоторые люди после посещения концертов настолько впечатлены выступлением хора и настолько жаждут объединиться с энергетикой коллектива, что готовы приходить после работы на репетиции и снова и снова погружаться в мир музыки и песен.

 — Как вы считаете, что нужно потенциальному кандидату на вступление в хор?

— Прежде всего желание и невероятное терпение. Конечно, стараешься увлечь всех динамичным процессом работы. На начальном этапе, если есть необходимость, с некоторыми участниками я занимаюсь индивидуально, разучиваем партии. Первый год, пока идёт адаптация к коллективу, новички не всегда участвуют в концертах. Кроме того, всегда готовы прийти на помощь более опытные коллеги.

— Что является самым важным для участия в хоре? Голос?

— Голос мы ставим. Рассказываем, как правильно задержать дыхание, как сформировать звук, поставить его на опору. У меня в хоре много солистов. В хореографии есть специальный станок, который используется для тренировки и развития техники и выразительности движений, и он един для классического танца или народного. Так и у нас техника постановки голоса является основополагающей для всех певцов. Кроме того, хористу нужна чуткость, ведь хор — это особый организм, и чувство плеча, умение слышать другого очень важны.

— Какие имена определяют творческое «лицо» академического народного хора?

— Это, конечно же, старейшины в первую очередь. Они уже не солисты, солисты — это средний возраст, 35-50 лет. Светлана Пискарёва, сопрано, шикарный голос, Константин Бардыш, Александр Раздорских, Ольга Королёва, Маргарита Шангутова.

— Каков график обычной жизни хора? Как проходят репетиции?

— Согласно расписанию, понедельник и четверг – это хоровые занятия; вторник, среда, пятница – занимаются солисты и группа. Пятница и суббота, как правило, концертные дни. Мы участвуем во всех мероприятиях авиазавода, юбилеях цехов, в основном мы работаем с заводчанами.

— Ирина Михайловна, в чём, по-вашему, уникальность народного академического хора Дворца культуры авиастроителей?

— В первую очередь в том, что он — долгожитель. В том, что несмотря ни на что люди верны тем основам, которые были заложены основательницей хора Валентиной Тимофеевной Эзовой. И вообще, на Дзёмгах люди любят хоровое пение.

Уникальность ещё и в том, что в основе наших выступлений лежит не только мелодия, музыка, но и есть поэтический текст: Александр Пушкин, Александр Блок, Сергей Есенин, советская поэзия. Есть на что опереться, на мысли, чувства, на передачу, и это очень помогает. И люди приходят именно для того, чтобы выразить себя. И получается взаимосвязь коллектива на сцене и людей в зале, происходит объединение, передача, эмоциональный, психологический, духовный подъём. Люди нуждаются в таких переживаниях и ради этого ходят на выступления хора.

— Существуют ли особенности работы с народной песней?

— Чаще всего это а капелла, без музыкального  сопровождения. Например, если взять русскую народную песню, там немного позитивного, яркого, весёлого. Больше песен протяжных, как сама Россия, всё такое широкое, большое, вдумчивое, и это требует очень хорошего вслушивания, передачи настроения, интонационности.

Ирина Михайловна убеждена, что в исполнении народной песни должна быть душевная глубина. Каждое слово имеет значение, смысл, нельзя петь заученный текст, нужно погружаться в эти состояния, что мы когда-то пережили, в каждое слово нужно вложиться.

— Ирина Михайловна, о чём мечтается вам как руководителю народного академического хора?

— Конечно, хотелось бы поездки коллектива на хороший конкурс. Для хора это очень важно.

— Как вы думаете, интерес к хоровому пению не исчез? Испытывает ли этот вид искусства кризис?

— Не думаю, что есть кризис. Когда в город приезжают хоровые коллективы, оркестры, зал забит, пустого места нет. Зрители сидят в едином дыхании, буквально не дышат, ловят каждый звук, и это обычные люди, которые настолько остро воспринимают пение и чувствуют себя, как будто они сами это исполняют. И отличают качество исполнения, и это удивительно.

В заключение хотелось бы сказать, что, несмотря на кажущуюся патриархальность хорового пения, этот вид искусства не может быть не востребован, поскольку в нашей суматошной повседневности людям всё-таки хочется иногда остановиться и заглянуть внутрь себя. И люди приходят за этим, одни на сцену, другие в зал.

Евгений СИДОРОВ. Фото Евгения МОИСЕЕВА

Яндекс.Метрика