ГДЕ ВЗЯТЬ ИНЖЕНЕРОВ И РАБОЧИХ?

Градообразующие предприятия Комсомольска завалены работой, в том числе по оборонным заказам, и это радует. Но задыхаются от нехватки рабочих рук. Вопрос стоит остро, простых решений не имеет, и к поиску выхода подключились уже и депутаты Законодательной Думы Хабаровского края.

13 февраля они посетили КнААЗ и АСЗ, а также Судомеханический техникум, Губернаторский авиастроительный колледж и КнАГУ. На следующий день в стенах администрации Комсомольска провели внеочередное заседание постоянного комитета краевой Думы по вопросам промышленности, предпринимательства и инфраструктуры – оценить масштаб проблемы и наметить свои дальнейшие действия.

Заберём всех, только дайте

Докладчики от местных заводов и учреждений образования один за другим говорили, что цепочка подготовки рабочих и инженерных кадров школа – техникум/вуз – предприятие давно создана. Только даёт недостаточный результат. Предприятия вкладываются в ремонт и переоборудование КнАГУ и учреждений среднего профессионального образования, реализуют совместные программы и курсы переобучения, повышения квалификации, берут к себе студентов на практику, заключают целевые договора, старшекурсников трудоустраивают ещё до выпуска и получения диплома. А принимаемых на работу людей всё равно оказывается меньше, чем выбывающих на пенсию и увольняющихся в связи с переездом в другой город. И уходящих добровольцами на СВО.

Казалось бы, в одном Судомеханическом техникуме обучается 1 200 человек по рабочим профессиям – как на бюджете, так и по целевым договорам. А заводы расхватывают выпускников и просят ещё. Всем подавай сварщиков, электромонтёров, токарей, фрезеровщиков, слесарей и не только. Даже подсобные рабочие требуются остро. Более 80% выпускников техникума идут работать по специальности, на которую учились, потому что популярность рабочих профессий в крае и городе растёт. Настолько, что по самым востребованным образовался конкурс в несколько человек на одно бюджетное место. Что? В техникумах?! Да. И в колледжах. Сварщик, например, всем нужен, а если руки из правильного места растут, он 200 тысяч в месяц будет зарабатывать спокойно.

Сделай правильный выбор

Слабым звеном упомянутой выше цепочки (школа – учреждение профобразования – предприятие) оказывается школа. Все комсомольские заводы – кто раньше, кто позже – создали в общеобразовательных учреждениях свои профильные классы и уже с детства присматривают себе подрастающую кадровую смену. Деньги в учебное оборудование вкладывают, занятия по профориентации ведут. А результат на выходе почти нулевой. Как так? А просто для поступления в КнАГУ на машиностроителя надо в школе сдать ЕГЭ по математике не на базовом уровне, а на профильном, выпускники же выбирают предметы попроще. Обществознание, например. Похожим образом обстоит дело с подготовкой будущих инженеров-химиков и химиков-технологов. А кто выбрал ЕГЭ по нужным предметам, да ещё и сдал хорошо, стремится подать документы не в местные вузы. Молодёжь замахивается сразу на Москву, Петербург, Новосибирск и т.д., в итоге система выпускных школьных экзаменов дополнительно откачивает из региона самых перспективных и амбициозных людей.

На заседании профильного комитета краевой Думы руководители градообразующих предприятий настаивали: школа и родители должны правильно ориентировать детей в выборе экзаменов и помогать готовить из них столь необходимых городу технарей.

А кто их учить будет?

Это тоже интересный вопрос. Город нуждается не только в рабочих и инженерах, но в и педагогах. Если все пойдут на заводы, кто в школах останется? Ту же математику преподавать? А лечить нас кто будет? Ведь и в здравоохранении жуткий дефицит кадров. А полиции кадры не нужны? Поэтому головная боль руководителей промышленных предприятий понятна, запросы обоснованны, но тянуть одеяло только на себя – это из области «простых решений», которых в этом вопросе нет.

В заседании участвовала Марина Тропникова, и.о. заместителя министра образования и науки Хабаровского края – начальника управления профессионального образования. Она озвучила ещё один очевидный момент. Как бы мы ни повышали эффективность профобразования в регионе, как бы адекватно ни подстраивались под запросы работодателей, само по себе это проблему не решает. У нас во всех школах вместе взятых просто нет столько детей, сколько требуется для закрытия дефицита на рынке труда.

Трудовая мобильность

Так, ладно. А давайте привлекать квалифицированные кадры из других регионов. Нехватка рабочей силы есть во всей стране, недаром с 2025 года запущен новый национальный проект «Кадры», но в регионах малонаселённого Дальнего Востока она ощущается особенно остро. В этом направлении работа тоже идёт, предприятия города участвуют в госпрограммах повышения трудовой мобильности. Называются они «Мобильность 1.0» и «Мобильность 2.0». Суть в том, что работодатели могут получать финансовую помощь от государства при найме работников из других субъектов Федерации. Самим же работникам при переезде на Дальний Восток выплачивается компенсация в размере одного миллиона рублей и предоставляется ряд льгот по утверждённому списку.

Но есть нюанс: предприятие может участвовать лишь в одной из этих программ по выбору. Сразу в обеих нельзя. А хочется. И вот тут могут помочь депутаты краевой Думы. Кому, как не им, продавливать законодательную инициативу о снятии данного ограничения?

Дело не только в зарплате

В ходе обсуждения прозвучал вопрос от депутатов: а не может ли Объединённая авиастроительная корпорация тоже помочь в кадровом вопросе, направляя в Комсомольск готовых специалистов с других своих заводов? Оказалось, что может и помогает, но это палка о двух концах. Каждый завод внутри корпорации за людей борется и заманивает, чем может. Кто-то приезжает к нам за большой зарплатой. А кто-то уезжает в Подмосковье, где зарплата даже меньше, зато жизнь более комфортна за счёт лучше развитой социалки и городской инфраструктуры.

Мысль о том, что для решения кадровых проблем необходимо комплексно заниматься повышением качества жизни населения в крае и городе, звучала в обсуждении не один раз. Среди прочего предлагалось расширение социального пакета в части обеспечения ежегодной компенсации проезда к муниципалитетам для работников предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, ежегодно и с привлечением средств федерального бюджета. И хорошо бы распространить эту меру на студентов образовательных учреждений.

Что мы имеем с гуся?

Здесь будет уместно процитировать релиз пресс-службы Законодательной Думы Хабаровского края.

«Комментируя итоги обсуждения, председатель краевого парламента Николай Шевцов подчеркнул, что кадровый вопрос невозможно решить быстро, но депутаты будут работать над поиском эффективных решений:

«Состоялся предельно откровенный разговор с изложением всех проблемных вопросов. Мы рассмотрели образовательную цепочку от школы, среднего профессионального образования, высших учебных заведений до предприятий. И эта цепочка на сегодняшний день работает, мягко говоря, не идеально. Потребность наших предприятий оборонно-промышленного комплекса в специалистах, которая на сегодняшний день не покрывается выпуском образовательных учреждений, составляет около 10%. Это достаточно большое количество, при том, что загрузка сейчас производственных мощностей близка к 100%. Мы услышали те предложения, которые как депутаты возьмём в работу для законодательной инициативы, будем выходить с законопроектами и предлагать на региональный и федеральный уровень, чтобы помочь предприятиям восполнить этот дефицит. И здесь источником выступает не только образовательная система, но и также привлечение сотрудников из других регионов, привлечение в образовательную систему абитуриентов, студентов из других районов Хабаровского края и других регионов нашей страны».

Андрей МЕЛЬНИКОВ. Фото пресс-службы Законодательной Думы Хабаровского края

Яндекс.Метрика