Штатного орнитолога в Комсомольском заповеднике, к сожалению, нет, но специалисты по этому направлению сюда периодически приезжают. Так, в этом году на территории заповедника в течение июня работал орнитолог Александр БОЧКОВ из Ханты-Мансийска.
Фундаментальные исследования орнитофауны здесь проводились в 80-х годах прошлого века, и натуралисту было интересно узнать, как сейчас, спустя три десятилетия, складывается ситуация с птицами. Увы, заповедная тайга встретила гостя из Югры несвойственной для этого периода года тишиной.
— Видовое разнообразие и численность птиц в заповеднике оказались на удивление невысоки и сильно отличаются от данных 30-летней давности, — рассказывает Александр. — Если вблизи берегов реки Горин и впадающих в неё ручьёв наблюдалось какое-то разнообразие птиц, хотя и гораздо меньше ожидаемого, то в участках леса, расположенных между рекой и предгорьями, их оказалось совсем мало. Причём те птицы, которых удалось увидеть, были представлены достаточно узким спектром видов, а большинство видов, считавшихся прежде многочисленными, не встретилось вовсе. Иногда лес казался абсолютно пустым и беззвучным. Вообще, так бывает, конечно, но в самом конце лета. А в июне, в самый разгар гнездования, наблюдать такое было очень странно.
Прежде всего специалиста привлекала возможность встретить на исследуемой территории амурского свиристеля – Комсомольский заповедник входит в область его гнездования. Эта птица – эндемик России. По полученным ранее данным, кроме амурского свиристеля, в заповеднике были обычны белогорлый дрозд и буробокая белоглазка, тогда как их численность в других участках ареала этих видов была заметно ниже. Из них Александру отметить удалось только последний, да и то, судя по наблюдениям, не в качестве гнездящегося, а случайно залётного.
Как ни печально, но в современном мире повсеместно отмечается устойчивая тенденция к снижению численности различных животных. Не обошла данная участь и пернатых – там, где прежде они водились в изобилии, в настоящее время они встречаются в гораздо меньшем количестве, а некоторые виды пропали вовсе, — комментирует орнитолог. — Причины могут быть разные: например, изменение человеком привычных гнездовых местообитаний и условий на местах зимовок, применение химикатов на сельскохозяйственных полях, гибель в электропроводах и при попытке преодолеть невидимые для птиц препятствия из стекла, которыми сейчас изобилуют города. А в Китае, где зимуют многие из наших птиц, несмотря на запреты, практикуется их массовая браконьерская ловля сетями.
Начальник научного отдела ФГБУ «Заповедное Приамурье» Римма Андронова говорит, что нынешний год «аномальный по всем объектам животного и растительного мира, и делать выводы нужно с большой осторожностью — для этого нужен более долгий период наблюдений».
А вот памятник природы «Силинский лес», где Александр Бочков также проводил мониторинг, не в пример дикой тайге просто звенел от птичьих голосов.
— Казалось, что большинство пернатых сконцентрировалось в лесном массиве среди города, покинув леса, удалённые от него, — рассказывает наш собеседник. — На самом деле увеличение численности диких птиц сейчас повсеместно прослеживается в лесах, расположенных в черте города. Тот факт, что их становится меньше в естественных местах обитания, отчасти можно было бы объяснить тем, что в городских лесах люди стали активно подкармливать зимующих птиц, и они потом предпочитают оставаться здесь и в сезон выведения потомства. Но это касается в основном осёдлых птиц – например, сорок, дятлов, синиц, поползней. Но что притягивает к городам перелётных, преимущественно насекомоядных птиц, таких как дрозды, овсянки, мухоловки, пеночки, ведь в диком лесу пищи для них точно не меньше, но их там можно по пальцам пересчитать? Вот это загадка для учёных!
Ну, и о самих птицах. Наиболее обычными видами как на территории заповедника, так и в силинском лесу являются жёлтоспинная мухоловка, седоголовая и жёлтогорлая овсянки, синий соловей, сизый дрозд, светлоголовая пеночка, нередки серый личинкоед, поползень, синицы, из ночных охотников – иглоногая сова. Все они попали в объектив сибирского учёного. Из редких видов в заповеднике Александру посчастливилось увидеть чёрного журавля, но снять удалось лишь его следы на лесной дороге.





Подготовил Евгений МОИСЕЕВ по материалам заповедника «Комсомольский». Фото Александра БОЧКОВА