После долгих сомнений окончательно стало ясно, что новая для Комсомольска инженерная школа не успеет открыться к началу этого учебного года. Теперь начало ее работы ожидается в ноябре. О том, как будет устроено обучение в новом образовательном учреждении, мы поговорили с Петром Черемухиным, который с июня этого года официально занимает пост директора школы.
Петр Черемухин ранее работал в школе № 14 — сперва учителем технологии. Затем в город пришли первые наборы «Lego» для занятий робототехникой, и он занялся повышением квалификации в этой области — в итоге стал преподавать робототехнику ученикам четвертого класса. Разработал программу по этому предмету, и по ней начали учить детей 1-4 классов в рамках внеурочной деятельности. Затем Петр Сергеевич стал заместителем директора школы по воспитательной работе, а когда объявили конкурс на замещение должности директора строящейся инженерной школы — представил собственную программу развития учреждения и в итоге победил.
Он рассказывает о том, как будет устроен переход в инженерную школу учеников в нестандартный период — посреди учебного года, в чем уникальность нового учреждения, в чем заключается инженерное профилирование, насколько в будущем станут востребованы инженеры и как в школу набирали учеников и педагогов.
Когда теперь школа планирует принять учеников?
Сейчас мы рассчитываем на ноябрь: один корпус школы уже достроен, даже смонтирована мебель, остались косметические работы. А второй корпус строители, увы, еще завершить не успели [руководство подрядной организации утверждает, что объект сдадут к октябрю; однако затем его еще нужно будет оформить документально — прим. ред.]. Мы изначально предупредили родителей о том, что у строителей может что-то не получиться, и сроки в результате сдвинутся. За каждым ребенком в таком случае сохраняется место в его прежней школе, он продолжит учиться с сентября там же, где и раньше. А как только в инженерной школе все будет готово — они сразу перейдут сюда.
Какие классы в этом году набирает школа?
Сейчас мы набираем четыре пятых класса, два шестых, два седьмых и один восьмой класс. В перспективе пятых классов будет два. Но сейчас было очень много заявлений от детей этого возраста, и так как мы в этом году не набираем 9-11 классы, то решили взять четыре пятых. Всего наберем 230 учеников. В перспективе проектная мощность инженерной школы — 400 учеников.
А от 9-11 почему отказались в этот раз?
9 и 11 не стали набирать, потому что это выпускные классы, им сдавать ЕГЭ, и если учеников перед экзаменами вырвать из родной школьной среды и привычного процесса, мы рискуем навредить детям.
А с десятыми классами так вышло, поскольку сразу было опасение, что мы можем не открыться в срок. А если десятиклассники не выйдут на учебу 1 сентября, то им до конца учебного года будет некуда пойти.
Но дальше все выравняется: будет по два пятых класса и по три десятых.
По какому принципу сюда отбирали учеников?
Мы собрали специальную городскую комиссию, в которую вошли учителя высшей категории и методисты городского методического центра. Эта группа разработала секретное вступительное задание. Причем каждый учитель разрабатывал свое задание, отдавал в управление образования администрации города, там их уже компоновали. Дальше все как на ЕГЭ: вынесли в конвертах, раздали детям, всех протестировали. После тестирования с каждым было собеседование, разбирали задачи, объясняли ошибки.
Задачи, кстати, все были практического плана. Например, для пятого класса нужно было рассчитать количество керамических плиток для облицовки стены определенной площади. Причем размеры плитки были даны в сантиметрах, стены — в метрах, нужно было все это свести в единую систему. И практика показала, что у некоторых детей был правильный ответ, но не было решения. Начинаем разбираться, и ученик объясняет: я посмотрел, что можно было перевести все размеры в систему СИ, высчитать площадь, разделить — но это слишком много операций; поэтому я посчитал количество плиток в ряду, умножил на количество рядов… И тут мы уже понимаем, что у ребенка прикладное мышление, которое приводит к правильному результату, причем быстрее.
Всего в этом году две такие волны набора учеников: одну мы уже провели, вторая пройдет на этой неделе, 24 августа.
Чиновники, говоря об инженерной школе, часто упоминают концепцию так называемого сквозного образования, когда профориентация начинается уже с дошкольного возраста, потом переходит в младшие классы, далее старшая школа, потом техникум или вуз — и наконец реальное производство. С этой точки зрения, получается, что вы оказались наиболее удобным претендентом на эту должность: вами разработана программа по робототехнике для младших классов, к вам же эти дети сюда в итоге и придут, и вы уже заранее понятно, с каким он должны быть багажом знаний и навыков.
Все верно. Уже сейчас, набирая детей на учебу, мы видим, что для большей их части инженерный профиль не в новинку, они чем-то таким занимались, имеют определенное представление и достижения в разных сферах технического творчества.
Впрочем, мой опыт не ограничивается младшими классами. Нужно еще отметить, что параллельно в школе мы сотрудничали с кафедрой промышленной электроники Технического университета — разрабатывали инновационные проекты в области технического творчества именно для старшеклассников.
Если снова вернутся к словам чиновников, то они нередко говорили, что наша инженерная школа будет уникальной в масштабах страны. Так ли это, и если да, то в чем ее особенность?
Инженерные школы в России, разумеется, существуют. Правда, большинство на западе страны, и мы, конечно, изучали их опыт. В чем отличие нашей муниципальной образовательной системы: у нас в городе уже реализуется много инновационных проектов в школах. То есть в Комсомольске эта система уже представляет собой такую цепочку, о которой вы верно говорили выше.
Если говорить о техническом обеспечении инженерной школы, то, например, уникальным оборудованием здесь сможет похвастаться голографический класс. Это такое оборудование, которое позволит детям изучать внутреннее строение клеток, механизмов в 3D. Каждый стол будет оборудован 3D-монитором, 3D-очками, специальным программным обеспечением. То есть можно будет виртуально разбирать на составные части какой-то механизм, смотреть, как он устроен, моделировать и так далее. Тут мы уже уникальны.
Плюс важно, что к нам географически близко находится Технический университет, что полезно для совместной деятельности. У нас с КнАГУ уже есть ряд запланированных совместных проектов. Например, в ноябре будет проходить ежегодный Технофест. Если к этому времени школа успеет заработать, то она станет одной из площадок проведения этого события.
Помимо вуза есть Губернаторский авиастроительный колледж, детский технопарк «Кванториум», заводы — то есть мы можем выстроить уникальную комплексную территориальную систему, которую в других городах сложно себе представить.
Касаемо Технического университета: была информация о том, что ученики инженерной школы будут ходить туда на уроки технологии.
Не только. Здесь предполагается несколько модулей. Конечно, в перспективе у нас планы выйти на инновационную деятельность, возможно, на какую-то экспериментальную программу. Но на сегодняшний день предмет «Технология» будет устроен следующим образом:
— 3D-моделирование;
— проектная деятельность, которая будет реализована с привлечением педагогов детского технопарка «Кванториум»;
— занятия на базе вуза.
Но если говорить о мастерских, то пока у нас достигнута договоренность именно с Педагогическим университетом. Потому что там есть факультет, на котором готовят учителей технологии. То есть, если брать образовательную часть предмета «Технологии», то мы выходим именно на базу АмГПГУ. А если брать внеурочную деятельность — робототехнику, 3D-моделирование, — то здесь мы выходим на базу Технического вуза. И получается, что мы будем работать в связке сразу с двумя университетами.
Как в общих чертах устроена учебная программа и где именно в ней сделаны акценты на инженерном направлении?
У нас есть три части учебного плана.
1.Инвариантная — это те часы конкретных предметов, которые заложены в учебный план; эта часть не меняется и должна быть реализована в полном объеме.
2.Вариативная — более гибкая, ее каждая школа определяет самостоятельно с учетом своей профилизации, будь то инженерная школа, гуманитарная или эстетическая. Мы всю свою профилизацию направляем на математику, физику, информатику, то есть на точные науки. И школа может самостоятельно управлять этими вариативным запасом часов. Например, в учебном плане для восьмого класса стоит только один час в неделю предмета «Технология». Но поскольку ее у нас дети будут изучать за пределами школы, это нерационально. Поэтому за счет вариативного блока часов мы можем добавить восьмиклассникам еще один час «Технологии».
3.Плюс, в соответствии с образовательным стандартом, сейчас в каждую школу введена внеурочная деятельность. Это пять направлений: общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, духовно-нравственное, социальное. Те направления, которые мы относим к техническим, определяются как общеинтеллектуальные. И мы должны выдать ученикам все пять, то есть они все у нас будут. Но в первую очередь основной упор мы делаем на общеинтеллектуальное направление — сюда относятся и робототехника, и 3D-моделирование, и прототипирование, и программирование. Но это уже не уроки, а кружки и секции, проекты, участие в конференциях, семинарах и так далее.
Что будут собой представлять непрофильные внеурочные направления?
В спортивном направлении это, например, будет секция самбо. В общекультурном блоке — организация работы школьного музея, школьной библиотеки, проекты по истории города, предприятий. Социальное направление — это волонтерство.
Как набирался преподавательский состав? Некоторые родители, чьи дети поступили в инженерную школу, переживают: хотели бы, чтобы одни педагоги сюда попали, а другие — чтобы нет. Есть ли список преподавательского состава?
На протяжении всего срока, пока школа строилась, управление образования собирало резюме тех педагогов, которые хотели бы сюда поступить на работу. Но нужно понимать, что если человек давно работает в какой-то школе, у него есть определенные успехи, то менять место работы ему может быть не комфортно. Однако нашлись амбициозные преподаватели, которые имеют высшие квалификационные категории. И после собеседования с ними подписали соглашения о намерениях. Но поскольку пока это только соглашение о намерениях, мы официально таких списков нигде разместить не можем: точной даты начала работы школы у нас нет, люди пока продолжают трудиться на прежних местах, и чтобы не вызывать никаких конфликтных ситуаций — например, с их сегодняшним руководством, — мы держим это пока в тайне. Хотя в школах точно знают, что та группа педагогов, которая разрабатывала вступительные задания, проводила тестирование и собеседование, — эти люди далее продолжат работать в инженерной школе.
Есть какие-то дефицитные направления, на которые было сложно найти учителей?
Нет, ни с кем проблем не было.
Вопросы не педагогического персонала — медкабинет, столовая и т.п. — тоже уже решены?
Эти сотрудники не состоят в штате школы. Мы уже заключили соглашение с Детской городской больницей, которая нам выделит сотрудника, он начнет обслуживать детей сразу, как только школа откроется.
То же самое с работниками столовой. Мы решили, что будет слишком сложно в первый же год начинать с нуля и образовательную деятельность, и обслуживание в столовой. Поэтому обеспечивать нашу столовую будет МУП «Комбинат школьного питания № 2». Они предоставят заведующего производством, повара, посудницу и техничку. То есть столовую у нас полностью закрывает КШП.
Если смотреть на вакансии наших предприятий, то там чаще необходимы не инженеры, а условные слесари. В то же время инженерная школа сейчас набирает 230 учеников, а в перспективе по 400. Какова, по вашим оценкам, потребность города или края в инженерных кадрах?
Мы ведь в случае со школой говорим не о профессиональном инженерном образовании, а пока об основном общем. Поэтому здесь основная цель — это разносторонне развитые технически грамотные выпускники, имеющие навыки проектной деятельности. У нас основной упор будет сделан не столько на изучение теоретического материала, сколько на применение знаний на практике. То есть проектная деятельность будет проходить сквозной нитью через весь образовательный процесс — как урочный, так и внеурочный. И человек, который может применить свои знания на практике, мне кажется, будет востребован всегда.
А если говорить именно об инженерных кадрах, то сегодня это инноваторы. От людей, которые будут приходить на предприятия в дальнейшем, будет требоваться уже не умение чертить и читать чертежи, а способность управлять огромными сложными системами, способными заменить десятки рабочих. Это уже цех автоматической клепки фюзеляжей, где нет ни одного клепальщика, а есть автоматизированная система, которой управляет один оператор. И он должен иметь полное понимание механической части и программной, уметь среагировать, если какая-то из этих частей дала сбой. То есть стоит задача подготовки в таких высококвалифицированных кадров, которые получат азы той же робототехники, еще учась в школе.