ВОПРОС: Возможно ли предоставить гражданам экономическую возможность осуществления власти путём получения части средств из федерального бюджета на счёт каждого гражданина 40% суммы, предназначенной на обеспечение качества жизни каждого гражданина в текущем финансовом году?
ОТВЕТ:
В действующем законодательстве Российской Федерации не предусмотрены основания для получения средств из бюджета отдельному гражданину, так называемый «бюджет одного гражданина».
Выделение бюджетных средств на удовлетворение социальных, жилищно-коммунальных, спортивно-оздоровительных, духовно-просветительских, профессиональных, культурно-массовых и иных потребностей гражданина относится к полномочиям органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые согласно закону представляют его интересы. Вопросы, связанные с образованием и расходованием бюджетных средств, предназначенных для финансового обеспечения данных задач и функций, регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
На основании статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется местное самоуправление. В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации не отдельный гражданин, а народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
В свою очередь, органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесённых к ведению муниципальных образований.
Закон также позволяет наряду с выборами осуществлять власть через сходы, конференции и собрания граждан, которые наряду с выборами и референдумом являются также формами, через которые жители муниципальных образований могут реализовать своё конституционное право на осуществление власти.
Осуществление «непосредственной власти» отдельным гражданином Российской Федерации не предусмотрено Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами.
Согласно части 1 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня, производятся избирательными комиссиями за счёт средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета.
Следовательно, на обеспечение непосредственной власти населения путём участия в референдуме и выборах бюджетные средства выделяются не отдельным гражданам, а соответствующим избирательным комиссиям.