Все мы живём и действуем на основе каких-либо общественных договорённостей. В процессе эволюции люди договорились о том, что дети должны слушаться взрослых, взрослые учить детей, ходить на работу, зарабатывать то, что люди договорились называть деньгами, ну и многое другое, в зависимости от фантазии каждого. Смысл здесь в том, что каждый исполняет свою часть договора добровольно. По той причине, что добровольно принял этот договор на себя, ну и, видимо, он кажется ему выгодным или, по крайней мере, устраивает. Заставить кого-то делать что-то теоретически и практически, конечно же, можно. Но насилие обычно обществом осуждается, если применяется не к преступнику.

Договорённости зачастую имеют юридическую силу. Составные части слова «юриспруденция» латинского происхождения и означают: предвижу право, знаю право. Грубо говоря: имею право. Хорошо бы каждому из нас знать, на что он имеет право, а на что нет.

Спасибо, но не пожалуйста

«Спасибо, что выбрали „Билайн“!» — эту фразу я прочитал на сайте данного сотового оператора. Хотелось бы в ответ сказать: пожалуйста, и вам спасибо. Но не всегда получается. Не всегда есть за что говорить спасибо. Выбора нам порою не предоставляют. А ещё и пытаются с разных сторон обмануть, с целью своей выгоды. Компания, имеющая и так, мягко говоря, неплохие доходы, заявляющая ещё и о какой-то социальной ответственности, ведёт себя крайне некрасиво, нарушая базовые принципы права. И хотя в последнее время я не обладаю информацией обо всех компаниях — конкурентах мобильной связи, не без оснований подозреваю, что и там картина аналогичная. Так что надо признать: выбора у нас нет, а скорее, над нами происходит насилие. Навязывание неправовых правил.

Перейду к делу. За долгие годы пользования мобильной связью все мы привыкли к тому, что это не роскошь и не крутость, а удобное средство. Телефоны претерпели эволюцию от огромных размеров в сторону существенного уменьшения и утончения. Тарифы и цены? Вот собственно о них и пойдёт разговор. Конечно, они тоже эволюционировали в сторону уменьшения. Когда-то отправить одно смс стоило 50 копеек, а сейчас у тебя пакет сообщений, который ты не можешь выбрать за месяц. И это естественно, ибо технологии и техника совершенствуются.

Сейчас мобильные компании разработали и предлагают огромное число разных тарифов, стремясь угодить всем и не забыть про себя. Я не очень в них во всех разбираюсь, достаточно того, что сумел выбрать парочку устраивающих лично меня. Но с момента этого выбора в процессе эксплуатации ценовые условия тарифа несколько раз менялись, и меня это не всегда устраивало. Мое подсознание этому возмущалось, но я не мог сформулировать свои претензии. И всё потому, что не читал договора об оказании услуг связи. Как и большинство из нас. Хотя все мы расписываемся в графе — условия договора абонентом прочитаны, с изложенным в настоящем договоре согласен.

Вы ещё не думали, но я уже решил

И вот, наконец-то, я действительно его прочитал… Там не всё сразу понятно, но основное, как я думаю, уловил. Первое — о чём, собственно, договариваемся? Предмет договора — оказание оператором услуг связи и оплата абонентом оказанных услуг связи на условиях договора. Оплата должна быть определена ценой, и тут возникает понятие «тарифный план», означающее совокупность ценовых условий, на которых оператор предлагает воспользоваться одной либо несколькими услугами связи. Закон определяет цену как крайне существенную часть договора. Потому как часто именно цена влияет на принятие решения о заключение договора. Или, как обычно говорят, совокупность цены и качества.

Заключив договор, мы договорились об услугах и их стоимости. Соответственно изменять нашу договорённость об этом можно только при обоюдном согласии. Если же вам сегодня сказали, что услуга стоит рубль, а завтра уже два, — это нарушение. Изменение договора в одностороннем порядке не правомерно. Наверняка я бы вообще не заключал договора, если бы предполагал, что завтра то же самое будет стоить дороже. Однако у мобильных операторов именно так и происходит.

Недавно мне пришло сообщение: «Здравствуйте! С 12 июля меняются условия архивных тарифов». И далее — сумма, которая, естественно, больше, чем была до сих пор. А теперь откроем договор и прочитаем раздел об обязанностях и правах оператора. Пункт 3.2.1 гласит: «Оператор вправе предлагать изменения в условия Договора… направлением Абоненту соответствующих предложений, посредством размещения соответствующей информации на сайте Оператора». И лишь дополнительно, по своему желанию, может оповестить ещё и посредством смс-сообщения. Далее следует, что если вы совершили конклюдентные действия, то вы заключили дополнительное соглашение к договору в письменной форме.

Эти самые загадочные действия заключаются в действиях лица, которое показывает своим поведением желание вступить в определённые правоотношения, например, совершить сделку. То есть это такие ваши действия, из которых можно сделать вывод о вашем желании. В нашем случае, если вы продолжаете пользоваться услугой связи — вы согласны на изменения и заключили дополнительное соглашение к договору. Такой метод предусмотрен Гражданским кодексом и по существу законен. И дело совсем не в нём. Дело в словах «оператор вправе предлагать изменения».

Предлагать. А не ставить перед фактом. То есть мне должно было прийти смс с вопросом: а не желаете ли изменить условия тарифа? Я бы подумал и отказался. Или согласился. Но никто ничего не предлагает. Зайдите на сайт и прочтёте: меняется тариф такой-то, такой-то… Информация об изменениях не доводится до нас в форме предложения…

Переадресация в суд

А ведь когда и мне, и вам звонят из сотовой компании и предлагают перейти на более современный, продвинутый тариф, вам именно предлагают. Потому что в этом случае условия обычно несколько более выгодные. Вас заманивают, например, большим количеством минут, смс, гигабайт в трафике или чем-то ещё. И даже то, что цена этих «печенек» чуть выше, позволяет признать тариф выгодным. Также должно быть и с изменениями внутри тарифа. Но предлагать заведомо худшие условия, согласитесь, бессмысленно… И, тем не менее, другого способа действия для оператора нет. Он может стимулировать вас переходить на новые тарифы, но не навязывать вам цены. Но, к сожалению, пока диктат имеет место.

И компания делает при этом «хорошее» лицо. Жаловаться и скандалить в офисах бесполезно, ибо все устроено так, что в офисных функциях только продажа. Конечно, при продаже вам обязаны разъяснить условия договора, но, если вы останетесь недовольны объяснением, кроме как написать письменную претензию, у вас вариантов не останется. Кто и где будет её рассматривать — загадка. Скорее всего, в Москве, а может, на Мальдивах.

Я такую претензию писал и получил на неё довольно бессмысленный ответ: не переживайте, всё хорошо, в соответствии с договором… Бумага стерпит всё, даже если её в порыве гнева разорвать. Остаётся только обратиться в суд. И хотя лично я в отношении суда иллюзий не испытываю, ибо уже приходилось сталкиваться с загадочными судебными решениями, всё-таки есть большой соблазн предложить компании встретиться в суде. Думаю, от этого предложения она не сможет отказаться.

Антон Ермаков

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована