Улицы Комсомольска. Проспект Мира

Одна из самых главных, самых центральных, и самых богато украшенных архитектурными изысками улиц Комсомольска-на-Амуре — проспект Мира. Решение о выделении средств на её строительство принималось на самом верху — Политбюро ЦК Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Телеграмма с таким решением пришла в Комсомольск в конце июля 1940 года. Ну и конечно, что после этого, название нового проспекта быть другим не могло, по тем временам — проспект Сталина. Так он и назывался вплоть до середины 50-ых годов.

Проектировщиком и застройщиком стал Амурлаг, структурное подразделение Дальлага, входившего в систему ГУЛАГа.

Уже 1 августа 1940 года в горкоме партии было проведено большое совещание, с участием руководителей края, на котором были определены задачи по строительству и сдачи проспекта.

Амурлаг также оперативно отреагировал на решение о начале строительства. Вдоль намеченной трассы в короткий срок были установлены вышки для охраны, выставлено ограждение — заборы и колючая проволока. На строительство домов были введены сотни заключённых. Для их воодушевления на стройплощадках играл оркестр. Ежедневно подводились итоги работы. Обед привозился прямо на строительство. Чтобы подчеркнуть значимость и важность строительства, и новой магистрали, здесь 7 ноября 1940 года прошёл митинг и шествие трудящихся. Для этого была построена деревянная трибуна, с тремя высокими щитами, на центральном красовались фото Ленина и Сталина, а два других были затянуты кумачём.

Сталинский проспект, в первую очередь, застраивался пятиэтажными, каменными домами по проектам ленинградских архитекторов. Дома возводились в доминирующем тогда стиле так называемого «сталинского ампира». Одной из их отличительных черт было богатое украшение лепниной. Дома должны были быть похожими на небольшие дворцы, и олицетворять величие новой социалистической эпохи, нового, социалистического города на Дальнем Востоке — города Солнца, города Мечты.

С началом войны темпы строительства замедлились, но, тем не менее, возведение проспекта продолжалось. После Победы, к строителям, строителям-заключённым присоединились японские военнопленные, которые стали прибывать в Комсомольск осенью 1945 года. Они, в том числе, построили несколько зданий и на проспекте Сталина. Например, ими была воздвигнута первая в городе гостиница — «Амур».

Проспект, в силу разных причин, не вышел таким, каким он задумывался изначально, но всё равно стал одной из главных и красивых улиц Комсомольска-на-Амуре.

Яндекс.Метрика