Мы начинаем цикл публикаций о работе культурных учреждений города. Рассказывать о них будем не только как о площадках, где проводятся массовые (но и, конечно, интересные) мероприятия («Ночь искусств», например, пройдёт 3 ноября в музеях и центре «Юность»). Музеи, библиотеки, театры, Дворцы культуры вместе с Домом молодёжи — это прежде всего учреждения культуры, работа профессионалов, которые выполняют функции далеко не массовиков-затейников, как порой кажется. Ведь культура — это просвещение и вдохновение, ведь так?

Деревянная мистика

Всего в городском художественном музее около 17 тысяч (!) экспонатов. Это и картины, и скульптура, и одежда, прикладное творчество и предметы быта разных народов. Всем экспонатам даны номера и определено местонахождение в охраняемом помещении, названном «Фонды».

Но сегодня нас интересуют экспонаты, сконцентрированные в одном небольшом, но стильном зале со стеклянными колбами, деревянной скульптурой, психоделической музыкой и аудиогидом. Здесь располагается самая мистическая выставка музея «Трижды три неба». Эта таинственная выставка — итог тридцатилетней работы музейных работников по сбору, изучению и сохранению предметов культа коренных народов Амура. Изучением ритуальной скульптуры в музее занимались Татьяна Кубанова и Галина Титорева.

Была собрана огромная коллекция, и ценность её, кроме прочего, в том, что предметы ритуального назначения нанайцев, ульчей, нивхов перестали воспроизводиться, так как на Амуре к нашему с вами веку шаманов не осталось.

Победа в конкурсе «Гений места. Новое краеведение», которое проводил Российский фонд культуры в 2015 году, сделала возможным создать современную экспозицию для показа коллекции. О том, как формировалась выставка «Трижды три неба», какие чудеса происходили здесь, нам рассказала Людмила ЛУКОМСКАЯ, сотрудник Музея изобразительных искусств.

История появления загадочных экспонатов (или их непоявления)

— Уже первые экспедиции в 1982 году на место заброшенного стойбища Бичи привезли деревянные скульптуры, которые настолько отличались от резных затейливых деревянных изделий бытового назначения, что стало понятно — это уникальные объекты. Они создавались руками шамана и наделялись определённой энергетикой и силой.

До меня главным хранителем фондов музея была Татьяна Андреевна Кубанова, сейчас она переехала в Петербург, — рассказывает Людмила Петровна. — Вот она очень плотно занималась темой сэвэнов. Со временем мне тоже стало интересно. И тут мы узнаём, что семья одной шаманки хочет отдать нам несколько сэвэнов для экспозиции.

Была зима, мы вместе поехали в село Верхняя Эконь. Что интересно, мы не знали точное расположение дома, но все нанайцы, которые проходили мимо, ничего нам не говорили! Показывали в разные стороны, избегали ответов… Мы бродили целый день, но никто нам правильно дорогу так и не показал. Все, как только слышали «шаман», быстро уходили. Понимаете, для коренных народов эта тема очень запретная, оберегаемая. И только когда нам попался русский человек, мы узнали адрес.

Дом стоял в глубине двора, за забором, мы стали кричать, стучать, звать: «Хозяин, хозяин!». Занавесочка в окне приоткрылась и задернулась. И всё. И никто нас не пустил, никаких экспонатов не дал. Мы промёрзли, конечно, насквозь. Нас отогрели, правда, в другом доме, но ничего мы не получили, ничего нам не дали. Видно, семье объяснили, что такие вещи не раздаются в чужие руки. Так что мы вернулись несолоно хлебавши…

Невидимое присутствие духов (и что с ним делать)

— Когда я стала главным хранителем, у нас случались необъяснимые истории. Часто срабатывала сигнализация. Или происходило такое, что работает на чувствах, на ощущениях.

Помню, была зима, быстро темнело, все разошлись, и я осталась одна, села писать отчёт. Дверь в коридор была открыта, и всё просматривалось. Я не робкого десятка человек, тем более что всё закрыто, а внизу дежурит вахтёр. Но на меня напал какой-то необъяснимый страх. Жуть какая-то идёт, будто кто-то смотрит на меня! В итоге я собралась и убежала домой. Это было в самом начале сбора коллекции, и больше такого не происходило. Я сейчас думаю, может, это они так со мной знакомились?

Однажды к нам пришла мастерица и попросила показать сэвэнов. Они до выставки стояли в подвальчике. И она просит показать вещь из соломы. Я сняла и подаю, а она: «Нет-нет (сама в руки даже не берёт), я не могу это в руки взять, а вам можно. Это ведь — Королева Вселенной!». Вот у них как.

Сэвэны различаются как по назначению, так и по местонахождению. Например, сэвэны «пиухэ» привезены из заброшенных домов посёлка Усть-Гур, где они лежали на чердаках и крышах. В 30-х годах прошлого века все верования подвергались гонению, поэтому сэвэнов переносили «ближе к небу», но хранителей старались оставить дома, спрятав от посторонних глаз. О происхождении и появлении других экспонатов выставки можно будет узнать на мероприятии «Ночь искусств».

Ещё история. У нас была тематическая выставка, таинственно оформленная: на чёрном фоне сэвэны, локальная подсветка. А скульптура ведь разного направления: есть сэвэны от головной боли, есть на удачу, для охоты, для маленьких деток…

А тут я захожу вечером на выставку, осматриваю, а возле одного сэвэна крошки валяются, гляжу: а одна смотрительница ест печеньку и его кормит. Я спрашиваю: «Что вы делаете?!» — «Ну, я же слышала, что их нужно кормить». — «Зачем вы это делаете? Вы же не знаете, какую болезнь кормите!». И что вы думаете? Совпадение это или нет, но она вскоре сильно заболевает и попадает в больницу.

С этой темой нужно быть очень осторожными. У шаманов особая энергетика. У нас в музее есть ритуал ежегодного кормления. Мы специально приглашаем нанайцев, которые работают с ними, знают, что и как делать. Вот они окуривают зал багульником, ставят стопочку водки, кашку, задабривают их. А ещё, пока они у нас в подвальчике стояли, нужно было позвонить, ключами например, такое поверье нам передали. Чтобы они подготовились к встрече, мало ли что…

Совет потомка шамана

— В советское время я была в посёлке Кульдур и там познакомилась с Андреем Пассаром, поэтом, нанайцем из Хабаровска. Андрей — потомок шамана, но и сам обладает удивительными способностями. Он такие вещи нам показывал! Это было чудо. Я до сих пор вспоминаю.

Например, у моей подруги был сильный хондроз, а он её вылечил, у другой — насморк. На следующий день после общения с ним она была здорова. И что интересно, от него было невозможно скрыть мысли.

Одной женщине он прямо в глаза сказал: «А у тебя есть любовник». Та покраснела. И Наталью пристыдил: «Почему мать обидела?». Та смутилась. «Вот приедешь, свари её любимую кашу».

Другая очень переживала за своего сынишку 14-летнего, что оставила его одного. Говорит: «Я-то попросила соседку приглядеть, но не знаю, смотрит она за ним или нет». Он ей отвечает: «Подожди, сейчас проверим, что с ним». Ввёл её в транс, усыпил, а мы в это время были рядом и всё видели. Самое интересное, что она потом ничего не помнила, хотя разговаривала с ним!

Андрей держал женщину за руку, говорил: «Представляй: вот мы идём с тобой к поезду, садимся, едем во Владивосток». Она: «Да». Он: «Вот мы, вышли. Вот костёр горит около дома. Что за костёр?» — «Это стройка у нас рядом идёт». «Поднимаемся. Третий этаж?» — «Да, третий». «Направо, направо…» То есть он за руку держит её и ведёт, и она подтверждает, что это так. «Двухкомнатная квартира. На кровати лежит парнишка. Женщина рядом». — «Да, это мой сын! И соседка!». Затем он привёл её в сознание, успокоил, а мы ей всё потом рассказали.

А я с ним поделилась своим страхом, рассказала, что являюсь хранителем в музее, что у нас есть сэвэны, призналась, что боюсь их очень. А он мне ответил: «Не бойся, сейчас ты их хозяйка, ничего плохого тебе не будет. И ещё. У нас скоро будет праздник на Шаман-горе, они могут уйти к нам».

Я тогда удивилась: «Как это уйти? Они у меня на учёте стоят!». А он говорит: «Они вернутся». Как это всё происходит — необъяснимо, просто у нас другая вера, и кто-то скептически относится к этой теме. Но одно могу сказать: к сэвэнам, ритуалам, да просто к необъяснимому на первый взгляд, нужно относиться с уважением. Хотя бы потому, что эти знания люди применяли веками.

По музейным фондам ходила Ульяна БОРОВИНСКАЯ

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована